Напоминание

Работа с историческим документом на уроках истории на примере темы "Революция 1917 года"


Автор: Маргарита Александровна Маснева
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №32 им. Л.В. Бобковой
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Работа с историческим документом на уроках истории на примере темы "Революция 1917 года"
Раздел: полное образование





Назад




Работа с историческим документом на уроках истории в 10 классе.

Тема «Революция 1917 года»

В соответствии с требованиями ФГОС учащихся старших классов следует обучать работе

с историческими источниками. Это один из способов формирования исторического

мышления. Чтение и понимание исторического источника формирует способность

рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,

вырабатывает

умение

определять и аргументировано представлять собственное

отношение к дискуссионным вопросам.

Навык

исследования

в

работе

с

документами

отвечает

принципам

системно-

деятельностного подхода, когда знания получают не в готовой форме, а учатся

сравнивать, анализировать, обобщать. Процесс обучения как передача информации от

учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только

через

собственную

деятельность

каждый

познает

мир.

Несоответствие

между

деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в

школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к

самостоятельной жизни и работе.

Работа с историческими источниками рассматривается сегодня как важнейшее средство

формирования гражданской компетенции школьников. Дело в том, что большинство

учебников

истории

непременно

являются

авторской

интерпретацией

прошлого.

Школьнику предлагается сформулировать свое отношение не к изучаемым событиям, а к

их трактовке авторами учебника. Если же учащиеся работают с документами,

сопоставляют документ с текстом учебника, имеют возможность проанализировать ряд

документов по той или иной проблеме, то, в конце концов, они сами выдвигают те или

иные версии исторических событий.

Работа с историческими документами важна и потому, что это умение проверяется на ЕГЭ

и ОГЭ, поэтому следует уделять внимание этой деятельности на уроках.

В старших классах, особенно где имеет место быть углубленная программа по истории,

оправдано проведение практических работ, что расширяет, углубляет и систематизирует

знания учащихся. Учитель в этом случае выступает в роли координатора и организатора

работы, ставя на первый план самостоятельную деятельность учащихся.

Работу с документами следует подготовить. В начале какой-либо документ разбирается на

уроке совместно с учителем:

1) учитель дает образец разбора документа;

2) ученики анализируют документ под руководством учителя;

3) работают под руководством учителя и самостоятельно; подбирают аргументы

( контраргументы)

4) самостоятельно изучают другой документ в классе или дома и отвечают на вопросы.

В данной статье предлагается вариант практической работы «Революция 1917 года в

оценках современников и потомков. Стоит сопроводить каждый документ небольшой

исторической справкой.

Варианты документов.

1.

Иван Александрович Ильин (1883, Москва — 1954, Цолликон) — русский

философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик

коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС). В

эмиграции стал сторонником так называемых монархистов-«непредрешенцев», тяготел к

интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником

коммунизма и большевизма. Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других

русских

интеллектуалов

консервативного

направления

XX

века,

в

числе

которых Александр Солженицын.

«…Русская революция не есть чисто-русское событие, в России зародившееся и

разразившееся; она возникла в мировом контексте — она имеет не только внутри-русские

причины, но и причины чисто внешние, общемировые. Она исторически обусловлена и

вызвана всем предшествующим развитием человечества; строго и полно говоря: её

история — есть всеобщая история человеческого рода. Не только потому, что идея

коммунизма и уравнительного грабежа стара, как и сам человек, но гораздо больше

потому, что она, русская революция, есть порождение трёх великих мировых явлений:

1)

мирового кризиса, переживаемого религией и христианством;

2)

мирового кризиса, переживаемого правосознанием и государством;

3)

мирового кризиса, переживаемого идею собственности»…

2.

Александр Александрович Зиновьев (1922 — 2006) — русский философ, писатель,

социолог, публицист, в 1978 году был выслан из страны и лишён советского гражданства.

Вернулся в Россию в 1999 году. Антисталинист в юности, Зиновьев всю жизнь занимал

активную гражданскую позицию, подвергнув в своих работах острой критике вначале

советский строй, затем — российский и западный и в конце жизни — процессы

глобализации. Сооснователь (вместе с Г.П. Щедровицким) в 1952 году Московского

логического кружка (МЛК). Признан одним из трёх крупнейших логиков мира,

категорически не принял того, что произошло в нашей стране после 1991 года.

«Я всегда считал и считаю Октябрьскую революцию великой социальной революцией в

истории человечества и величайшим событием XX столетия. Благодаря ей страна

совершила скачок, которого не было никогда в прошлом и никогда, видимо, не будет в

будущем. Во всех отношениях. В сфере культуры, образования, в материальном

отношении. Влияние революции на весь исторический процесс было колоссальное. Я не

знаю ни одного такого исторического события, которое оказало бы такое влияние на

человечество…»

«В западной прессе отмечали, что это была первая попытка научного анализа

коммунизма. Но не надо забывать, что всё развитие западного мира после 1917 года

происходило под огромным влиянием Октябрьской революции…»

3

А.Е. Рабинович — профессор Индианского университета (США), историк и политолог

(родился в 1934 году, считается крупнейшим из ныне живущих западных специалистов по

революции 1917 года в России) — считает Октябрьскую революцию одним из самых

главных событий XX века.

«Революция 1917 г. стала поворотным пунктом в истории не только самой России, но и

оказала в нашем столетии огромное влияние, как позитивное, так и негативное, на судьбы

Европы. В частности, страх перед коммунизмом дал возможность определённым кругам в

Германии привести к власти Гитлера».

«Были две причины победы большевиков. Первая заключается в том, что большевистская

партия в 1917 году представляла собой демократическую и децентрализованную

организацию, имевшую широкие связи с массами. Большевики лучше, чем другие партии,

знали настроение масс, их чаяния. Вторая причина, прямо вытекающая из первой, в том,

что программа действий большевиков исходили из знания масс. Лозунги, выдвигаемые

большевистской партией, более всего отражали желания народа: мир, земля крестьянам,

власть Советам! Фундаментальные изменения в политической ситуации, сложившейся в

России осенью 1917 года, назрели, и падение Временного правительства — закономерный

итог развития этой ситуации».

4.

Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) русский религиозный и политический

философ XX века. В 1922 году был выслан Советской России, с 1925 года проживал во

Франции. Прошёл путь от марксизма к идеализму. Что говорит Николай Бердяев о

революции и своём отношении к ней?.

«Я пережил русскую революцию, — как момент моей собственной судьбы, а не как что-то

извне мне навязанное. Эта революция произошла со мной, хотя бы я относился к ней

очень критически и негодовал против её злых проявлений. Мне глубоко антипатична

точка зрения многих эмигрантов, согласно которой большевистская революция сделана

какими-то злодейскими силами, чуть ли не кучкой преступников, сами же они неизменно

пребывают в правде и свете. Ответственны за революцию все, и более всего ответственны

реакционные силы старого режима. Я давно считал революцию в России неизбежной и

справедливой».

«Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся.

Война докончила процесс разложения».

Целесообразно сформулировать ряд вопросов к документам. Например

2.

Где жил и работал автор документа?

3.

Какова была историческая обстановка, в которой был написан документ (статья,

книга и прочее)?

4.

Какова система ценностей страны (автора)?

5.

Какие понятия и термины применил автор?

6.

Интересы каких слоев общества отражает позиция автора документа?

7.

Какие автор приводит аргументы и какие аргументы может привести ученик, для

того чтобы подтвердить или опровергнуть данную точку зрения.

8.

Какие проблемы затронуты?

9.

Какие можно сделать выводы?

Работа с документом может осуществляться как индивидуально, так и в малой группе,

хотя,

конечно,

во

втором

случае

нам

не

избежать

обобщенного

взгляда

на

рассматриваемую проблему.

Работу с документом можно дополнить подбором иллюстраций (слайдов) к теме, что

помогает визуализировать обсуждаемую эпоху.

Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более

убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких

образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется

круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служат

основой для развития познавательной активности школьников.



В раздел образования




Яндекс.Метрика