Напоминание

"Формирование навыков приготовления пищи у детей с ОВЗ"


Авторы: Изосимова Надежда Евгеньевна, Кузьмина Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦСПР "Формула роста"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков приготовления пищи у детей с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - КУЗЬМИНОЙ Н.А., ИЗОСИМОВОЙ Н.Е.)

В нашем центре проживают дети разного социального статуса. Все они

разные, но есть то, что их объединяет – все они, по независящим от них

обстоятельствам – инвалиды.

Слово инвалид звучит грубо, неприятно и некорректно, поэтому в своей

статье мы будем называть их «особенные» дети. В жизни же они просто дети,

которые имеют ограничения в здоровье, что затрудняет их социальную

адаптацию.

Работая на группе, где проживают девочки до 18 лет, мы помогаем им стать

полноправными членами нашего общества, социализируя их через занятия,

привлекая к различным видам деятельности.

Однажды нам пришла идея что- то приготовить самостоятельно к чаепитию.

Девочкам идея понравилась.

На первом занятии они были просто слушателями и зрителями. Мы им

рассказывали и показывали, что делаем и как. После того, как приготовили,

мы дружно накрыли на стол и устроили «вечерние посиделки за чашкой чая»,

где поступило предложение от них чаще это делать, потому что было

приятно провести время в дружелюбной обстановке.

Мы совместно решили делать это каждый месяц по праздникам или в честь

дня рождения наших воспитанниц. Обговорили наши возможности и пришли

к общему мнению, что готовить будем слоеные бублики, которые очень

понравились девочкам.

После этого любимым занятием наших девочек стало приготовление пищи и

совместные посиделки за столом. На таких занятиях мы стараемся

рассмотреть основы рационального питания и приобрести элементарные

практические навыки приготовления пищи и навыки самообслуживания.

Мы с удовольствием готовим со своими воспитанницами вкуснейшие

бублики. Это стало с недавних пор нашей традицией.

Каждый именинник хочет получить много внимания в свой день, поэтому мы

решили баловать своих именинниц не только сюрпризами и поздравлениями.

В такой день мы обязательно готовим, накрываем красиво на стол,

вспоминаем правила этикета за столом и проводим праздничное чаепитие!

Прежде, чем мы пришли к этой традиции - готовить бублики к чаю в день

рождения, нами была проведена огромная работа по формированию навыков

приготовления.

Учитывая психические и интеллектуальные особенности воспитанниц,

занятия проводились, применяя разнообразные методы и формы работы,

такие как:

-рассказ о продуктах (название, для чего используем, где берем)

- диалог (что хотим приготовить, какие необходимы для этого ингредиенты,

составляли список покупок)

-беседа (вспоминали правила приготовления, технику безопасности по

использованию бытовых и режущих приборов)

-проблемно-игровые ситуации (решали вопросы, например: что делать, если

поранился)

-конкурсы-соревнования (кто быстрее накроет красиво на стол, учитывая все

правила этикета)

-практическая деятельность (само приготовление)

- коллективно-творческие дела (предложения по украшению блюда или

смене составляющих ингредиентов)

Такого вида занятия – всегда желанны и способствуют самопознанию,

формированию навыков приготовления, самообслуживания и готовят

некоторых детей к дальнейшему самостоятельному проживанию в социуме.

На каждом занятии мы активно используем наглядные материалы и образцы.

Это помогает успешно усвоить материал.

В любое проводимое занятия обязательно включаем материал по

формированию навыков личной безопасности. Даже если детям это известно,

мы все равно повторяем, проговариваем и запоминаем.

В ходе работы проводим групповые занятия, а по мере необходимости и

индивидуальные.

Воспитанницы являются не только зрителями и

слушателями, но и активными участницами, готовыми применять

приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни. Поэтому,

было принято совместное решение проводить чаще такие занятия, где наши

особенные дети получают кучу положительных эмоций от своих успехов.

Они с удовольствием рассказывают о том, как готовили, что получилось и

самое главное каждый может показать на большом противне свой бублик,

которым с желанием поделятся!

Это самое главное в нашей работе – видеть наших особенных детей

счастливыми!

Результатом данной работы являются:

- сформированные навыки приготовления пищи и накрывания на стол

- умение использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни

- соблюдение техники безопасности во время приготовления

- по окончанию работы воспитанницы знают, что надо убрать весь

используемый инвентарь на свои места, вымыть посуду, убрать со стола

- приобретены не только навыки самообслуживания, но, и взаимопомощи,

что очень важно для особенных детей

- появилось чувство уверенности, ответственности, успешности

Таким образом, у детей, в особенности у детей с ограниченными

возможностями здоровья, уменьшается тревожность того, что в отсутствии

взрослых они не смогут самостоятельно жить. Значительно повышается

уровень адаптации воспитанниц, и проводимая работа на группе содействует

успешной социализации!



В раздел образования




Яндекс.Метрика