Авторы: Изосимова Надежда Евгеньевна, Кузьмина Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦСПР "Формула роста"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков приготовления пищи у детей с ОВЗ"
Раздел: дополнительное образование
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - КУЗЬМИНОЙ Н.А., ИЗОСИМОВОЙ Н.Е.)
В нашем центре проживают дети разного социального статуса. Все они
разные, но есть то, что их объединяет – все они, по независящим от них
обстоятельствам – инвалиды.
Слово инвалид звучит грубо, неприятно и некорректно, поэтому в своей
статье мы будем называть их «особенные» дети. В жизни же они просто дети,
которые имеют ограничения в здоровье, что затрудняет их социальную
адаптацию.
Работая на группе, где проживают девочки до 18 лет, мы помогаем им стать
полноправными членами нашего общества, социализируя их через занятия,
привлекая к различным видам деятельности.
Однажды нам пришла идея что- то приготовить самостоятельно к чаепитию.
Девочкам идея понравилась.
На первом занятии они были просто слушателями и зрителями. Мы им
рассказывали и показывали, что делаем и как. После того, как приготовили,
мы дружно накрыли на стол и устроили «вечерние посиделки за чашкой чая»,
где поступило предложение от них чаще это делать, потому что было
приятно провести время в дружелюбной обстановке.
Мы совместно решили делать это каждый месяц по праздникам или в честь
дня рождения наших воспитанниц. Обговорили наши возможности и пришли
к общему мнению, что готовить будем слоеные бублики, которые очень
понравились девочкам.
После этого любимым занятием наших девочек стало приготовление пищи и
совместные посиделки за столом. На таких занятиях мы стараемся
рассмотреть основы рационального питания и приобрести элементарные
практические навыки приготовления пищи и навыки самообслуживания.
Мы с удовольствием готовим со своими воспитанницами вкуснейшие
бублики. Это стало с недавних пор нашей традицией.
Каждый именинник хочет получить много внимания в свой день, поэтому мы
решили баловать своих именинниц не только сюрпризами и поздравлениями.
В такой день мы обязательно готовим, накрываем красиво на стол,
вспоминаем правила этикета за столом и проводим праздничное чаепитие!
Прежде, чем мы пришли к этой традиции - готовить бублики к чаю в день
рождения, нами была проведена огромная работа по формированию навыков
приготовления.
Учитывая психические и интеллектуальные особенности воспитанниц,
занятия проводились, применяя разнообразные методы и формы работы,
такие как:
-рассказ о продуктах (название, для чего используем, где берем)
- диалог (что хотим приготовить, какие необходимы для этого ингредиенты,
составляли список покупок)
-беседа (вспоминали правила приготовления, технику безопасности по
использованию бытовых и режущих приборов)
-проблемно-игровые ситуации (решали вопросы, например: что делать, если
поранился)
-конкурсы-соревнования (кто быстрее накроет красиво на стол, учитывая все
правила этикета)
-практическая деятельность (само приготовление)
- коллективно-творческие дела (предложения по украшению блюда или
смене составляющих ингредиентов)
Такого вида занятия – всегда желанны и способствуют самопознанию,
формированию навыков приготовления, самообслуживания и готовят
некоторых детей к дальнейшему самостоятельному проживанию в социуме.
На каждом занятии мы активно используем наглядные материалы и образцы.
Это помогает успешно усвоить материал.
В любое проводимое занятия обязательно включаем материал по
формированию навыков личной безопасности. Даже если детям это известно,
мы все равно повторяем, проговариваем и запоминаем.
В ходе работы проводим групповые занятия, а по мере необходимости и
индивидуальные.
Воспитанницы являются не только зрителями и
слушателями, но и активными участницами, готовыми применять
приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни. Поэтому,
было принято совместное решение проводить чаще такие занятия, где наши
особенные дети получают кучу положительных эмоций от своих успехов.
Они с удовольствием рассказывают о том, как готовили, что получилось и
самое главное каждый может показать на большом противне свой бублик,
которым с желанием поделятся!
Это самое главное в нашей работе – видеть наших особенных детей
счастливыми!
Результатом данной работы являются:
- сформированные навыки приготовления пищи и накрывания на стол
- умение использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни
- соблюдение техники безопасности во время приготовления
- по окончанию работы воспитанницы знают, что надо убрать весь
используемый инвентарь на свои места, вымыть посуду, убрать со стола
- приобретены не только навыки самообслуживания, но, и взаимопомощи,
что очень важно для особенных детей
- появилось чувство уверенности, ответственности, успешности
Таким образом, у детей, в особенности у детей с ограниченными
возможностями здоровья, уменьшается тревожность того, что в отсутствии
взрослых они не смогут самостоятельно жить. Значительно повышается
уровень адаптации воспитанниц, и проводимая работа на группе содействует
успешной социализации!