Автор: Павлова Татьяна Романовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЗАТО г.Северомрск д/с №51
Населённый пункт: г.Североморск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пособие по развитию речи и автоматизации звуков "Синквейн"
Раздел: дошкольное образование
1. Лиса
2. Рыжая, хитрая, пушистая
3. Живёт в лесу, бегает, ловит зайцев
4.У лисы шикарный хвост
5. Дикое животное
1.Лягушка
2. Скользкая, зелёная
3. Скачет, мечет икру, поедает мух
4. Лягушка громко квакает
5. Земноводное
1. Медведь
2. Бурый, большой
3. Спит, рычит, лежит
4. Большой, опасный хищник
5. Зверь
1. Ёжик
2.Маленький, колючий
3. Фыркает, спи, сворачивается
4. Я люблю его поить молоком
5. Лес
1. Лошадь
2. Сильная, длинноногая
3. Скачет, перевозит, ржёт
4. Лошадь живёт в конюшне
5. Домашнее животное
1. Снегирь
2. Красногрудый, черноголовый
3. Сидит, клюёт, играется
4. Снегирь любит клевать рябину
5. Зима
1. Бабочка
2.Красивая, цветная
3. Вырастает, улетает, погибает
4. Появляется на свет,
преображаясь из обычной гусеницы
5. Насекомое
1. Котёнок
2. Чёрненький, пушистенький
3. Играет, спит, ест
4. Он мой друг
5. Домашнее животное
1. Самолёт
2. Быстрый, металлический
3. Взлетает, летит, перевозит
4. Я люблю летать на самолёте
5. Воздушный транспорт
1. Машина
2. Быстрая, мощная
3. Едет, обгоняет, тормозит
4. Я люблю кататься по городу
5. Транспорт
1. Ель
2. Пушистая, зелёная
3. Растёт, веселит, радует
4.Я люблю зимнюю ель
5. Новый год
1.Бабушка
2. Ласковая, добрая
3. Любит, нянчит, лелеет
4. У бабушки самые
вкусные пирожки
5. Забота
1. Зонтик
2. Цветной, большой
3. Раскрывается, защищает, закрывается
4. Мой зонтик самый красивый
5.Дождь
1. Дождь
2. Мокрый, холодный
3. Капает, стучит, льёт
4. Я не люблю дождь
5. Вода
1. Кукла
2. Красивая, любимая
3. Стоит, сидит, улыбается
4. У меня самая кукла красивая
5. Игрушка
1. Малина
2. Вкусная, сладкая
3. Растёт, зреет, содержит
витамины
4. Малина растёт летом
5. Ягода
В основе данного пособия лежит «Синквейн»
«Синквейн»-
слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Это не обычное
стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е.
исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со
всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой
строке. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку.
Инструкция-алгоритм составления синквейна:
Первая строка - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или
действие, о котором идёт речь).
Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему
синквейна.
Третья строка - обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное
отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка - последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с
предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути,
синоним.
Возрастная направленность:
данное пособие предназначено для детей 4 -7 лет.
Цель:
-развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей;
- автоматизация поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях.
Основные задачи:
-развитие лексико-грамматических категорий;
-расширение и актуализация словарного запаса;
-обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;
-развитие памяти, внимания, мышления, логики;
-развитие графических функций;
-облегчение процесса усвоения понятий и их содержание.
Коррекционные задачи:
-развитие связной речи (умение составлять описательные рассказы);
-согласование существительных с прилагательными и глаголами;
-развитие мелкой моторики;
-развитие творческих способностей;
-автоматизация поставленных звуков в речи.
Варианты использования пособия:
1. В конспекте занятия по развитию связной речи;
2. Данное пособие помогает закреплять изученные ранее лексические темы. Помогает составлять мини-рассказ;
3. В паре, подгруппе - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих
в состав синквейна);
4. Для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн;
5. Для автоматизации поставленных звуков на коррекционных занятиях.
В чём же его эффективность и значимость?
Его простота. Синквейн могут составить все;
В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности;
Синквейн является игровым приемом;
Составление синквейна используется, как заключительное задание по пройденному материалу;
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации;
Синквейн помогает пополнить словарный запас;
Синквейн учит краткому пересказу;
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Материал:
треугольники различных цветов, карточки с изображениями предметов и животных, инструкция-алгоритм для
составления синквейна, бумага и фломастеры.
Правила составления синквейна:
-Синквейн состоит из 5 строк, составляется по определённым правилам, следуя инструкции-алгоритму;
-Форма составленного синквейна напоминает ёлочку.
Описание игры:
1. На стол выкладывается карточки с изображением предметов или животных. Дети или ребёнок называет, что
изображено на карточках, автоматизируя необходимый звук в словах.
Затем педагог предлагает выбрать любую карточку, по которой будет составлять синквейн.
2. На стол выкладывается треугольники разных цветов, перед составлением синквейна сначала проводится
релаксационный момент – цветотерапия, для положительного настроя на игру. Дети или ребёнок выбирает цвет и
называет его. Педагог к каждому выкладыванию треугольника задаёт вопрос, следуя с первого по пятый пункт
инструкции-алгоритма по составлению синквейна. Раскладывается «Ёлочка» из треугольников (педагог совместно с
ребёнком или детьми). В работе используется алгоритм построения синквейна для детей, которые пока не умеют читать.
3.В конце игры ребёнку или детям педагог предлагает нарисовать тот предмет, который описывали по синквейну(по
желанию ребёнка).
Выводы о синквейне:
Синквейн - это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через
сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля
(дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны
детей, ещё не умеющих читать!
ФОТО ПОСОБИЯ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
ЗАТО г.Североморск «Детский сад №51»
Пособие по развитию речи и автоматизации звуков «Синквейн»
Подготовила: учитель-логопед
Павлова Татьяна Романовна