Автор: Первохина Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: Орехово-Зуевский г.о., Московская область
Наименование материала: Конспект урока литературы
Тема: "Уроки французского - уроки доброты" ( по рассказу В.Распутина)
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Уроки французского – уроки доброты» ( по рассказу В.Г.Распутина)
Цели урока:
1.
Познакомить обучающихся с:
- некоторыми чертами личности писателя,
- главными темами его творчества,
- историей создания рассказа.
2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.
3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.
Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова
(значение слова «автобиография»), иллюстрации к рассказу (кадры из х/ф)
Оформление доски: эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает
добра в людях» (Л.Н.Толстой)
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина,
узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил
главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные
проблемы рассказа.
Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина
Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство будущий писатель провел в
деревне Аталанка. “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, -
вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было
счастливым. Закончив местную начальную школу,
вынужден был один уехать за
пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на
историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Живёт
и работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом
молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980-х
годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Первый рассказ “Я
забыл спросить у Лешки...” опубликован в 1961 году.
Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в
раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо.
Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар,
но родиться ему следует в детстве”.
2. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.(прикрепляет на доску
напечатанные термины)
- Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин
Григорьевич назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её ( чтение вслух статьи
«Уроки доброты» учащимися)
-Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся)
- О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? (ответы
обучающихся)
3.Работа с эпиграфом.
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).
-В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся)
4. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.
-Что такое автобиография? (ответы обучающихся).
Автобиография – описание своей жизни.
- Сегодня мы познакомимся
с новым литературным понятием автобиографический
рассказ. Обратимся к словарю.
5 . Беседа по вопросам.
-Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся).
-Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся)
-На какие две части можно разделить рассказ?
-Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик).
-Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна).
-Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова.
(«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в
своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов
от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было,
наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком
живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…» ). Ключевые
слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно
осматривала класс» и т. д.).
-Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии
Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы
является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и не
только описании внешности.).
- Что роднит её с главным героем рассказа?
- А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « - Не в склад!
– объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.
- Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою
правоту).
- Почему мальчик стал играть в «чику»?
(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера
игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что,
потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и делал:
«Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только рубль».)
- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре,
получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших
результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не
может быть честной. Честных она не принимает.)
-Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло
избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем
выразительно.
-Как ведет себя герой в драке и после неѐ? ( Мужественно. Герой знает, что за него
никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!»,
отстаивая справедливость).
-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?( Честным и
принципиальным.)
-Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? ( Лидия
Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело
дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора,
боится показаться ненадежным человеком.)
-Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся).
-Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся).
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
( Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и
решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она
специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию
Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели
боишься»; поддаётся ем, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает вид, что
бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что
мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.)
-Педагогично ли она поступила? ( Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать
испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик
помощи от нее не примет.)
-Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы обучающихся).
-А как повёл себя директор? ( Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах и
выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость,
отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и
черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о
бедственном положении мальчика.)
- Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для
мальчика это были мучительные дни?
( Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и
избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая
события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).
-Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость).
- Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору?
( Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается , не
оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она
«медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…»)
- Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует
добро? ( Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру,
наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).
- В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту,
чуткость учительницы).
- Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? ( Встретив впоследствии
свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).
- Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).
- Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не
требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от кого
оно исходило).
6.Итог урока.
-Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы
доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы
обучающихся).
7. Оценивание учащихся
8. Чтение подготовленным учащимся стихотворения «Не смейте обижать учителей!»
9. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Чем для меня интересен рассказ
В.Распутина «Уроки французского»