Автор: Милина Юлия Станиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №137
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект развл-я в подг. гр. «Формирование у детей с нарушением зрения навыков ориентировки через моделирование». «Найди клад»
Раздел: дошкольное образование
Конспект развл-я в подг. гр. «Формирование у детей с нарушением
зрения навыков ориентировки через моделирование». «Найди
клад»
Цель: самостоятельная ориентировка на территории детского сада.
Задачи:
• воспитывать самостоятельность в ориентировке, мобильность,
любознательность, желание оказать помощь;
• закреплять практические умения в ориентировке по модели, плану-
схеме территории детского сада, словесно описывая путь, составлять
схемы пути по памяти;
• развивать пространственное воображение детей, уметь получать,
анализировать информацию об
окружающем
пространстве
и
отношениях
между
предметами
в
нём,
полученную
с
помощью
сохранных анализаторов;
• продолжать обучать ориентироваться в речевом обозначении
пространства
с
опорой
на
зрительные
образы,
закреплять
пространственно-временные представления.
Оборудование:
костюмы
Шарика
и
Матроскина,
сундучок
с
призами (сладкое угощение); модель д. /сада, план-схемы д. /с. по кол. -
ву детей, шесть цветных записок,
мел,
пять повязок на глаза;
изограф «яблоко»,
муляж
яблока,
дид.
/
и «Весёлая
зарядка» (схематические изображения поз человека в движении);
цветные ленточки по кол. -ву детей, фигурка-картинка Жука-буквоеда
доброго и вредного, надутые воздушные шары с недорисованными
буквами, маркеры по кол. -ву детей, фигурки животных, мольберт с
плакатом «Времена и месяцы года», портреты Матроскина и Шарика
нераскрашенные, восковые мелки, плакат «азбука».
Ход:
Шарик и Матроскин пришли в гости в детский сад.
- Здравствуйте, ребята, вы нас узнали? (ответы детей)
- Дядя Фёдор узнал секрет, что на территории вашего детского садика
находится клад. Где у вас может быть спрятан клад? (предположения,
ответы детей)
- Но мы совсем не знаем план вашего детского садика. Вы нам
поможете? (да)
Кот Матроскин:- Шарик, доставай схему, которую нам дядя Фёдор
дал (план-схема).
Шарик: - Ой, Матроскин, ничего не понимаю (чешет затылок, что это
за круг и квадрат? (дети объясняют значение условных знаков, соотнося
их с объёмной моделью территории д. /с.).
Кот Матроскин: - Откуда же нам начать?
Дети замечают на схеме Х – начало пути.
Кот Матроскин: - Так вот где зарыт клад! У входа в д. /сад!
Шарик: - Я вспомнил, дядя Фёдор говорил, путь указан в цветных
записках. Где же они? Поищем.
Дети находят первую записку на гирлянде и читают её вместе с
Матроскиным и Шариком:
«Встаньте парами у черты; у одного человека в паре должны быть
завязаны глаза. Слушайте команды:10 шагов вперёд, повернуться
налево, 8 шагов вперёд, повернуться направо, 6. шагов назад.
повернуться кругом, направо. 3 шага вперёд, ищи записку на ёлке».
Дети снимают с ёлки записку, читают:
«Вторую записку вы найдёте в предмете, который зашифрован в
изографе».
Дети расшифровывают изограф «ЯБЛОКО».
Кот Матроскин: - Где растут в д. /с яблоки? (во фруктовом
саду) Найдите на схеме и покажите (находят). А как мы туда пройдём?
(дети рассказывают, идут по плану-схеме во фруктовый сад, в яблоке-
муляже на дереве находят игру «Весёлая зарядка».
Шарик: - Яблоко предлагает нам игру, Хотите поиграть? (ответы).
Берите цветные ленточки и повторяйте движения, которые увидите на
карточках.
Кот Матроскин: - А теперь задание усложняется: нужно показывать
движения наоборот (в противоположную сторону). Молодцы!
Записка в яблоке:
«Дружно, правильно играли. Все движенья выполняли. Чтобы путь
свой продолжать нужно в огород попасть. Жук там встретит – Буквоед.
Он наделал много бед…»
Шарик: - Ребята, а где у вас в д. /саду огород?
Кот Матроскин: - Как туда пройти? ( дети описывают путь по плану-
схеме: от фруктового сада идти прямо вперёд вдоль здания д. / сада
пройти две веранды, затем повернуть налево, идти вперёд, снова
повернуть налево, в огород).
Кот Матроскин и Шарик: - Где же злостный Буквоед?
Дети находят изображение Жука.
Шарик: - Он хозяйничал на грядках и погрыз названия овощей, скоро и
до самих овощей доберётся. Будем буквы выручать, их до целых
рисовать? (да)
На воздушных шарах написаны названия овощей из неполных
букв. Дети восстанавливают образ букв до целого и читают: СВЁКЛА,
РЕПА, МОРКОВЬ.
Кот Матроскин: - Ребята, давайте порадуем Жука, чтобы он не
скучал, найдём ему друзей, может он и подобреет. А заодно и огород
украсим.
Дети ставят изображения животных и шары по заданиям:
«В центре стоит Жук, поставьте Кошку справа от Жука, Курицу слева
от Жука, между Жуком и Курицей, но дальше, чем они, поставьте Петуха.
Корову поставьте между Кошкой и Жуком, но ближе, чем они. Медведя
поставьте позади Курицы, но дальше всех».
Игра на исключение:
«Первый шар жёлтого цвета, третий зелёного. Поставьте синий шар,
чтобы он не был рядом ни с жёлтым, ни с зелёным, а красный пусть
будет не справа от зелёного, розовый не справа от синего.»
Кот Матроскин: - Жук вокруг посмотрел, улыбнулся, подобрел (замена
изображения вредного Жука на доброго).
Шарик: - Ребята, добрый Жук сказал мне, что следующая записка
находится в правом переднем углу огорода. Где это на схеме? (дети
находят
и
идут
в
указанное
место).
В
записке
вопросы
на
пространственно-временную ориентировку :
1. Можно ли весной собрать урожай яблок?
2. Правда ли, что апрель бывает в середине лета?
3. В августе раскрываются первые цветы?
4. Лето бывает перед весной?
5. Всегда ли после осени наступает зима?
6. Можно ли в июне слепить снеговика?
7. Правда ли, что октябрь бывает в середине осени?
8. Летом идёт снег?
9. Можно ли зимой в лесу встретить зайца в белой шубке?
На мольберте плакат «Времена и месяцы года» : какой месяц лишний
и почему?
1 январь
май
декабрь
февраль
2 март
сентябрь
май
апрель
3 июль
август
декабрь
июнь
Кот Матроскин: - Вот молодцы, на все вопросы ответили. Следующая
записка спрятана на спорт. площадке. Как же туда пройти? ( дети
рассказывают по плану-схеме: выйти из огорода, повернуть налево,
дойти до бассейна, обогнуть его, затем прямо и направо.)
На спорт. площадке мольберт, на котором портреты Шарика и
Матроскина не разукрашены.
Кот Матроскин: - Смотри, Шарик, это же мы, только костюмы у нас
какие-то некрасивые, наверно их постирали, краска смылась.
Шарик: - Ребята, поможете наши костюмы разукрасить, но так
нарядно,
как
мы
попросим? (да) Будьте
внимательны!
(дети
по очереди закрашивают восковыми мелками части одежды)
Кот Матроскин: - Тельняшечку мне, пожалуйста, полосочками синими
слева направо закрашивайте. Благодарю любезно!
Шарик: - Мне правый рукав, пожалуйста, зелёного цвета, а левый –
синего. Правую часть рубашки – коричневым, а левую чёрным.
Кот Матроскин: - Мне на левой штанине нарисуйте два треугольника,
на правой два круга.
Шарик: - А мне наоборот.
Кот Матроскин: - Левый ботинок пусть будет красный, а правый
чёрный.
Шарик: - а мне жёлтый и зелёный.
Кот Матроскин и Шарик: - Молодцы! какие мы нарядные! пока не
забыли зарисуйте наше путешествие-маршрут для дяди Фёдора по
памяти. (дети рисуют схему движения по территории д. /сада от начала
пути до спорт. площадки на индивидуальных цветных планах-схемах,
отдают
Шарику
и
Матроскину, которые
благодарят
их
и
читают
последнюю записку:
«По азбуке слово сложите. Приз уже близко – ищите»
Игра «Путешествие по азбуке» :
«Первая буква находится в правом верхнем углу, вторая спряталась
на две буквы вниз и дону букву направо от М, следующая – между
буквами Э и Я».
Получается слово – РЯБИНА.
Кот Матроскин и Шарик: - Значит приз под рябиной. Ищем! Ура!
Дети находят сладкое угощение в сундучке.