Автор: Ирина Николаевна Южанина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №14
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Картотека прогулок
Тема: Осень (сентбрь, октябрь,ноябрь)
Раздел: дошкольное образование
Ноябрь Прогулка №1
Наблюдение за воробьями
Цель: расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и
наблюдательность.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы.
Чем все воробьи похожи друг на друга?
В чем их различие?
Чем питаются воробьи?
Одни воробьи побольше, другие — поменьше. Одни более светлой окраски, другие темнее,
одни нахальные, смелые, другие осторожные.
Воробей по лужице прыгает и кружится,
Перышки взъерошены, хвостик распустил.
Подвижные игра
«Быстро возьми, быстро положи»
Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость,
быстроту.
Ход игры: Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг
предметов (кубики, шишки, камешки), которых должно быть на один меньше. На следующий
сигнал «Быстро возьми!» - каждый играющий должен взять предмет и поднять его над
головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим.
И.м.п.
«Найди пару»
Цель: развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную
координацию, моторику рук, мыслительные навыки.
И.У.
«Быстро в колонну!» Дети строятся в колонны. Для каждой колонны назначается веду-
щий, который ведет ее к месту, обозначенному кубиком (кеглей) (у каждой колонны кубик
своего цвета). Дети должны запомнить цвет кубика и свое место в колонне. На сигнал
воспитателя играющие разбегаются по всему залу (площадке), стараясь не задевать и не
наталкиваться друг на друга. Через 20–25 секунд подается сигнал, и каждый играющий
должен занять свое место в колонне. Воспитатель отмечает команду-победителя. При
повторении игры время бега можно сократить.
Индивидуальная работа.Упражнения с мячом: бросить вверх и поймать (одной) двумя
руками (10 раз)
Трудовая деятельность:
Предложить детям собрать песок в песочницу.
Цель: прививать любовь к труду в коллективе.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Ноябрь Прогулка №2
Наблюдение за рябиной
Цель: познакомить с рябиной, показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть
ее яркий осенний наряд.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Прилетает в гости к ней стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют, красны ягодки клюют. (Рябина.)
У рябины листопад — под ветвями листьев клад.
Облетели листья, но остались кисти
Красные, яркие — снегирям подарки.
Рябина — высокое стройное дерево, она растет не только в лесах, но и в парках, и садах. Часто
рябину сажают вдоль изгородей домов, чтобы радовала людей разными золотисто-красными
листьями, надела ожерелье из алых ягод. В народе говорят: «В сентябре одна ягодка, да и та
горькая рябина». Если рябины уродилось в лесу много, то осень будет дождливая, а зима —
морозная. Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие.Подвижные игра
«Жмурки»
Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая
предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость,
быстроту действий.
Ход игры: выбирается водящий – жмурка. Он встаёт в середину комнаты, ему завязывают
глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а
Ловишка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности для жмурки дети
должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь жмурка передаёт свою роль
пойманному.
И.М.П.«Как живешь?»
Цель: развивать у детей умения правильно описывать движения и проговаривать
одновременно, мыслительные навыки, координацию движения.
Выбирается ведущий. Ребенок показывает движения, а остальные дети повторяют за ним.
Игру можно усложнить разделить детей на команды и под руководством взрослого команды
выполняют движения. Во время игры можно включить негромкую музыку.
Как живешь? Вот так!
Показать большие пальцы обе их рук, направленные вверх.
Как идешь? — Вот так!
Маршировать.
Как бежишь? — Вот так?
Бег на месте.
Ночью спишь? — Вот так!
Ладони соединить и поло жить на них голову (щекой)
Как берешь? — Вот так!
Прижать ладонь к себе.
А даешь? — Вот так!
Выставить ладошку вперед.
Как шалишь? — Вот так!
Надуть щеки и кулачками мягко ударить по ним.
Как грозишь? — Вот так!
Погрозить пальцем вперед, или друг другу.
И.У.«Перешагни – не задень».
Ходьба с перешагиванием через набивные мячи (6–8 мячей)
на каждый шаг, руки за голову (или на пояс). Упражнение выполняется двумя колоннами в
умеренном темпе. Главное – удерживать устойчивое равновесие и соблюдать дистанцию.
Индивидуальная работа. «Не оступись» - Пройти по листикам, четко наступая на
выложенную дорожку. « Догони!» Бегают по 2—3 детей наперегонки. В каждой паре или
тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м.
Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку.
Цель: упражнять в беге и прыжках.
Трудовая деятельность: Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек.
Цель: формировать умение трудиться подгруппой.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Ноябрь Прогулка №3.
Наблюдение за погодой
Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях;
развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы.
Ход наблюдения
Серый день короче ночи, холодна в реке вода,
Частый дождик землю точит, свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи, хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи утепляются дома.
Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо
почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со
снегом.
В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко
хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет
ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».
Подвижная игра:«Перемени предмет»
Задачи: учить детей быстро перебегать на противоположную сторону площадки, брать
предмет и предавать своему товарищу; развивать умение действовать в команде, соблюдать
правила, ловкость, общую выносливость; воспитывать настойчивость в достижении
положительных результатов.
Ход игры: на одной стороне площадки за линией становятся играющие, образуя 4-5 колонн.
На противоположной стороне площадки напротив каждой колонны очерчены круги
диаметром 60-80см. каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком, кубик или
другой предмет. В центр каждого кружка кладётся такой же предмет. По сигналу игроки бегут
к кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом на своё место и
поднимают принесённый предмет над головой. Тот, кто сделал это первым считается
выигравшим. Прибежавшие передают предметы стоящим сзади них, а сами бегут в конец
колонны. Когда все выполнят задание, отмечается колонна, набравшая большее количество
выигрышей.
И.М.П.«Челночок»
Цель: Развивать физические качества, коллективизм, умение действовать по сигналу.
Пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.Все играющие
встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары
проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.
И.У. «Мяч над головой».
Играющие распределяются на тройки. Двое ребят перебрасывают
мяч друг другу, а третий стоит между ними и старается коснуться мяча. Если ему это удается,
он меняется местами с игроком, который бросал мяч.
Индивидуальная работа.
«Кто дальше?» - метание мешочков с песком
Цель: совершенствовать бросок вдаль (обеими руками поочерёдно). Самостоятельные игры с
выносным материалом
Трудовая деятельность: Подвешивание кормушек для птиц.
Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Ноябрь Прогулка №4
Наблюдение за перелетными птицами
Цель: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда
наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Ход наблюдения
Воды зашумели быстрого ручья, Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какие птицы улетают в теплые края?
• Зачем они это делают?
Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в
теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают
насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку
водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
• Воробей маленький, а журавль... (большой)
• Утка серая, а лебедь ... (белый).
Подвижная игра:«Ловишка, бери ленту»
Задачи: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по
сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
Ход игры: дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за
пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети
разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в
круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.
И.М.П.
«Колобок»
Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных
заданий, развивать слуховое внимание через игру.
Мяч для этой игры может быть любого размера. Покидать свое место игрокам нельзя.
Участники становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга —
водящий. Игроки один другому ногами передают мяч, а водящий старается перехватить его.
Они могут плавно перекатывать мяч, отбивать, делать обманные движения. Нельзя только
брать его в руки. А водящий может поступать как угодно; задержать мяч ногой, рукой, выбить
за круг, достаточно даже слегка прикоснуться к нему.
Если водящему удастся задержать мяч, он становится на место того игрока, от которого к нему
попал мяч.
И.У.«Пройди – не задень».
Играющие строятся в две колонны и «змейкой» выполняют
ходьбу между кеглями на носках (8—10 кеглей; расстояние между кеглями 40 см). Побеж-
дает команда, которая быстро и без потерь (не уронив кеглю) прошла обозначенную
дистанцию.
Индивидуальная работа: Прыжки на 2-х ногах на месте (ноги вместе – ноги врозь). Прыжки
на двух ногах (на одной) до флажка и обратно.
Цель: развитие прыжков. Закреплять умение прыгать на одной ноге.
Трудовая деятельность. Сбор камешков на участке.
Цель: формировать умение замечать чистоту на участке.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Ноябрь Прогулка №5
Наблюдение за трудом шофера
Цель: продолжать формировать представление детей о труде шофера;
воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие это машины?
Как вы догадались?
Что есть у машины? (Фары, колеса, кабина, кузов.)
Для чего нужны фары?
Подвижная игра:«Догони свою пару»
Задачи: учить детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару.
Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать
проявлению выносливости.
Ход игры: дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади –
отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону
площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.
И.М.П. «Летает - не летает»
Цель: Развивать координацию, внимание, умение работать в коллективе.
Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим.
Дети идут в колонне по одному. Педагог называет различные предметы. Если предмет летает,
например самолет, птица, то дети должны поднять в стороны руки и взмахнуть ими, как
крыльями, если предмет не летает, то они не должны поднимать рук.
И.У.
«Пас на ходу».
Играющие распределяются на пары и становятся на исходную линию.
В руках у одного игрока каждой пары мяч большого диаметра. По сигналу воспитателя
дети, бросая по ходу мяч друг другу, передвигаются на противоположную сторону зала
(площадки) до обозначенной черты (дистанция 10 м). Отмечается пара, которая быстро и без
потери мяча достигла линии финиша.
Индивидуальная работа: «Поймай мяч».
Цель: развивать ловкость.
Трудовая деятельность: Уборка участка от мелких камешков и сухих веточек.
Цель: побуждать работать в коллективе.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Ноябрь Прогулка №6
Наблюдение «Высота стояния солнца, движение его по небосклону»
Цель: Уточнение знаний детей о явлениях неживой природы через наблюдения: изменения
высоты стояния солнца. Закрепление умения делать выводы.
Обогащение словаря: долгота дня, полдень, нудный, простор, монтёр.
Нудный дождь на землю льется,
И поник простор.
Осень вывинтила солнце,
Словно лампочку монтер. В. Шварц
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день… А. Пушкин
- Почему осенью день становится короче?
Долгота дня связана с высотой стояния солнца.
Каждую неделю воспитатель обращает внимание, где находится солнце относительно высоко
стоящих объектов в полдень:
- Оно движется по небосклону всё ниже и ниже, день становится короче, ночь длиннее. На
улице становится холоднее.
Осень, осень…
Солнце в тучах отсырело –
Даже в полдень,
Светит тускло и несмело… Т. Белозеров
Подвижная игра:«Краски»
Задачи: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь
на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять
направление во время бега.
Ход игры: участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски.
Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали
себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:
-Тук! Тук!
-Кто там?
-Покупатель.
-Зачем пришёл?
- За краской.
-За какой?
-За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки,
поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт
второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и
разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может
придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.
Варианты: разговор повторяется, если покупатель угадал краску, продавец говорит, сколько
стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком
ребёнок изображавший краску убегает, а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в
условленное место.
И.М.П.
«Хоровод»
Цель: Развивать навык действовать по сигналу или под музыку, координацию движений.
Внимательно слушать задания педагога. Ведущего можно выбрать ребенка с помощью
считалки.
Играющие образуют два круга, один внутри другого, и берутся за руки. По сигналу педагога
они начинают движение в заданную сторону (ходьба или медленный бег). Можно предложить
ритмическую ходьбу под песню или музыкальное сопровождение: «хоровод», «Ручеек»
Совершенствовать умение действовать по сигналу, развивать координацию движений. Нельзя
размыкать руки.
Дети идут в колонне по двое. По команде педагога «Ручеёк» дети останавливаются, берутся за
руки и поднимают руки вверх. Каждая пара, начиная с последней, одна за другой пробегает
внутри (под руками) и становится впереди, поднимая руки вверх.
И.У.«Стоп!»
Все играющие идут в обход зала или по кругу. По сигналу воспитателя «Стоп!»
все должны остановиться там, где их застала команда. Задание на внимание проводится как в
ходьбе, так и в беге или в их чередовании.
Индивидуальная работа. Развитие движений (ходьба быстрым шагом)
Цель: воспитывать выносливость.
Трудовая деятельность: Сбор мелкого мусора (веточки, камешки) в ведерки.
Цель: формировать умение работать сообща.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Ноябрь Прогулка №7
Наблюдение. «Вольный ветер»
Цель: Формирование представлений детей об изменениях в неживой природе осенью:
обратить внимание, что в ветреную погоду деревья качаются, облака бегут быстро; сравнить,
каким ветер был летом – совсем слабым, верхушки деревьев чуть качались. Развитие
наблюдательности.
Обогащение словаря: вею, волную, немею, лелею.
Я – волшебный ветер. Я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею ивы. К. Бальмонт
- Дети, посмотрите внимательно вокруг и скажите, есть ли сегодня ветер?
- Какой ветер?
-Посмотрите на свои вертушки. Что с ними происходит?
- Ветер дует сильно, т.к. вертушки сильно крутятся.
- А вспомните, каким ветер был летом, сильным или слабым? (Слабым)
- А почему вы так решили? - Потому что верхушки деревьев чуть-чуть качались.
- Правильно. А сегодня верхушки деревьев качаются сильно.
- Посмотрите на вертушки. В какую сторону дует ветер? (дети определяют)
Попробуйте побегать в сторону ветра и против него. Когда было труднее бежать?
Вывод: Осенью ветер дует сильнее, чем летом.
Сказка «Ветерок»
«Жил на свете маленький ветерок, который очень любил везде летать. Однажды Ветерок
пролетал мимо нашего детского сада и увидел красивые деревья с жёлтыми и красными
листьями. Очень они понравились Ветерку. Присел он на веточку и спрашивает: «Вы кто?»
«Мы листья – листочки, мамы дерева сыночки» - услышал он в ответ. «А не хотите ли вы
полетать со мной. Это так весело и интересно» - предложил Ветерок. А листочки отвечают:
«Полететь хотим, да не умеем». «А я вам помогу!» - воскликнул Ветерок и как пробежал по
веткам деревьев – ух! Листочки ухватились за Ветерок и закружились с ним в воздухе. Как им
всем было весело».
Подвижная игра:
«Коршун и наседка»
Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления.
Развивать умение действовать согласованно, ловкость.
Ход игры: в игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого
наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все
держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и
старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка вытягивая руки в
стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и
быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.
И.М.П.
"Холодно горячо"
Цель: Развивать слуховые качества, физические качества.
Запрещается подглядывать, когда ведущий прячет предмет.
Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет.
А дети ходят за ним и говорят:
холодно…тепло,…горячо…помогая найти спрятанный предмет.
И.У.«Переноска мячей». Игроки строятся в две колонны и встают по четырем сторонам
зала (площадки). В центре находится обруч большого диаметра (или корзина), в котором
лежат малые мячи по количеству играющих. По команде воспитателя дети, стоящие в
колоннах первыми, бегут к обручу, берут один мяч, возвращаются и становятся в конец своей
колонны. Вторые игроки начинают бег после того, как первые пересекут обозначенную
линию. И так далее. Побеждает команда, быстро и без ошибок выполнившая задание.
Индивидуальная работа «Подбрось-поймай» (с мячом)
Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке в определенное место.
Цель: научить работать сообща, добиваться выполнения дела общими усилиями; воспитывать
чувство взаимопомощи.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Ноябрь Прогулка №8
Наблюдение «Что такое воздух?»
Цель: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.
Обогащение словаря: осенний, влажный, холодный, грибной, дубовый, кленовый, рябиновый,
резной.
Беседа.
-Чем мы с вами дышим?
-Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем.
-Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух)
- Но что, же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас).
-Почему мы его не видим?
-Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый).
-Как доказать, что мы дышим?
-Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).
В комнате воздух осенний -
Влажный, холодный, грибной.
Запахи летних растений
Он забирает с собой.
В комнате воздух осенний -
Места не стало теплу.
Птиц улетающих тени
Тихо скользят по стеклу.
Загадка.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Oн невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Подвижная игра:«Второй лишний»
Цель: учить детей быстро бегать по кругу, становясь впереди ребёнка. Развивать внимание,
реакцию. Воспитывать интерес к подвижным играм.
Ход игры: дети становятся по кругу, расстояние между ними должно быть не менее 1-2 шагов.
За кругом находится двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его.
Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какого-то ребёнка. Если он
вбежал в круг и встать пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать
ребёнок, который оказался вторым. Если Ловишка успел коснуться убегающего, то они
меняются ролями.
Бегать только вне круга, не пересекать его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не
слишком долго, чтобы все могли включиться в игру.
И.М.П.
«Узнай по голосу»
Цель: развивать координацию, внимание, умение работать в коллективе.
Водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать
тишину.
«Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты,…(имя), отгадай,
Кто позвал тебя, узнай».
Ведущий закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием
слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих.
И.У.
«С кочки на кочку».
По двум сторонам зала в шахматном порядке раскладывают плос-кие обручи (расстояние
между обручами 30–40 см). Задание: прыжками «с кочки на кочку» достигнуть «берега реки».
Выполняется двумя колоннами с сохранением дистанции во избежание травм.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая
назад).
Трудовая деятельность. Очистка участка от веток и листьев;
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Декабрь Прогулка №9
Наблюдение «Вытканы из кружев птицы – облака»
Цель: Уточнение представлений детей о том, как появляются облака, какие бывают.
Обогащение словаря: кружево, дней былых.
Вытканы из кружев птицы – облака,
может это сказка мчится сквозь века?
Видят они солнце, видят ночи мглу.
И, конечно, знают про мою судьбу.
Там порхают сказки, там летят века,
там петляет где-то дней былых река. И. Мордовина
- На что облака похожи?
- Какие бывают облака? (перистые, слоистые, кучевые)
- Какие они сегодня?
- Как появляются облака?
- Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов, рек, озер и с
поверхности земли. Лёгкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко.
Оно плывёт над землёй, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает
его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесёт его далеко от того места, где оно
зародилось. Если внимательно наблюдать за облаками, можно научиться предсказывать
погоду. Послушайте приметы:
* Облака плывут высоко – к хорошей погоде.
* Синие вечерние облака – к перемене погоды.
*Разорванные в лохмотья кучевые облака – к ненастью и ветру.
- Посмотрим на облака внимательно и определим, какая будет погода?
Сказка «Спор облаков»: «Давным-давно, много лет тому назад было Царство Облаков. И жили
в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые Облака. И вот однажды, никто не знает от
чего, затеяли они спор. «Мы красивее всех, мы выше всех! - закричали Кучевые облака. – Мы
состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы». «Нет, - закричали
Перистые облака, - Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 10 км.
Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево». «Зато мы
можем затянуть все небо, - возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!»
Услышала этот спор царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести
Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются Облака все вместе!» - Что вы
узнали из сказки?.
Подвижная игра:
«Не попадись»
Задачи: учить детей перепрыгивать шнур на дву3х ногах вперёд, назад, делая взмах руками,
толчок ногами. Развивать ловкость. Укреплять своды стоп.
Ход игры: Дети располагаются вокруг шнура, положенного в форме круга. В центре двое
водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг, и выпрыгивает по мере
приближения ловишек. Кого успели запятнать, получает штрафное очко. После подсчёта
пойманных меняются ловишки и игра возобновляется.
И.М.П.
«Топор»
Цель: развивать физические качества, коллективизм, умение действовать по сигналу.
Ведущему нельзя показывать, кому он дал предмет.
Взял Егор в углу топор,
С топором пошел во двор.Стал Егор чинить забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор,
Поищи и ты топор.Ведущий (сначала взрослый) прячет в ладонях одного из играющих
маленький предмет (топорик). Стихотворение произносят хором. Тот из играющих, на кого
пришлось слово топор, идет его искать
И.У.«Пройди – не урони».
Ходьба «змейкой» между предметами (6–8 кубиков или набив-
ных мячей; расстояние между предметами 1 м) с мешочком на голове, руки свободно
балансируют. По окончании ходьбы взять мешочек в руки.
Индивидуальная работа: Ходьба по бревну прямо и боком.
Цель: учить быстро, действовать при потере равновесия».
Трудовая деятельность. Очистить лавочки от песка.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.
Сентябрь Прогулка №10
Наблюдение за трудом дворника
Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; способствовать развитию речи за счет
обогащения словарного запаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника; прививать
любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Сентябрь засыпал все тропинки
Листвою желтой, как всегда.
И тоненькие паутинки
Развесил, словно провода.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какое время года на улице?
По каким признакам вы это определили?
Посмотрите, как много листьев на дорожках и полянах. А кто убирает эти листья? Чем
работает дворник? Кому нужна его работа?
Подвижная игра:
«Волк во рву»
Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной – 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не
осалил волк. Развивать ловкость, быстроту движений.
Ход игры: на середине площадки проводится две линии на расстоянии 70-100см одна от
другой, это ров. У одной из сторон площадки дом коз. Все играющие козы один волк. Козы
располагаются в доме волк во рву. По сигналу воспитателя – «козы на луг», козы бегут на
противоположную сторону площадки, перепрыгивая ров, волк не трогает коз, по сигналу –
«козы домрой», перебегают в дом, перепрыгивая через ров. Волк не выходя из рва ловит коз
касаясь их рукой. Пойманные игроки отходят в конец рва. После 2-3 перебежек волк
назначается другой.
И.М.П.
«Статуи»
Цель: развивать координацию движений, слух, физические качества, умение играть по
правилам.
Нужно кидать мяч прямо в руки. Внимательно слушать ведущего.
Эту игру лучше играть большим мячом. Игроки становятся по кругу и перебрасывают мяч
друг другу руками. Кто не поймает мяч, получает наказание: продолжает игру, стоя на одной
ноге. Если в такой позе ему удается поймать мяч, то наказание снимается; он
становится на обе ноги. Если же совершается еще одна ошибка, игрок становится на одно
колено. При третьей ошибке он опускается на оба колена. Если в этом положении игрок
поймает мяч, ему прощаются все наказания, и он продолжает игру, стоя на обеих ногах. А
если постигнет неудача, придется выбыть из игры.
И.У.«Быстро в шеренгу». Играющие становятся в три шеренги по трем сторонам зала
(площадки) лицом друг к другу На сигнал педагога «Беги!» разбегаются, кружатся в разные
стороны. На сигнал «Быстро в шеренгу!» каждый ребенок должен быстро
найти свое место в шеренге. Повторить 3 раза.
Индивидуальная работа: «У оленя дом большой».
Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.
Трудовая деятельность: уборка мусора на участке.
Цели: приучать к чистоте и порядку, вызывать желание трудиться в коллективе.
Самостоятельная деятельность детей: игры с выносным материалом.