Автор: Ирина Николаевна Южанина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №14
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Конспект по пожарной безопасности
Тема: "Чтобы не было беды"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
в подготовительной группе
«Одуванчики»
по пожарной безопасности
«Чтобы не было беды»
Составила: Южанина И.Н
Цель: систематизация ранее приобретённых знаний об огне и пожаре.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить, углубить и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня, правилах
пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара.
Формировать практические навыки действий в случае пожара.
Совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, сообразительность,
инициативу при решении проблемных ситуаций;
Развивать творческие способности представлять события по описанию.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков;
дисциплинированность, желание соблюдать всегда и
везде правила пожарной безопасности;
Формировать уважение к профессии пожарных.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы: С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о
неизвестном герое»;К.Чуковский «Путаница»;А.Н.Толстой «Пожарные собаки»;
Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок;
Изобразительная деятельность по теме пожарной безопасности;
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Вступительная часть
I. Организационно-мотивационный момент.
Воспитатель обращается к детям: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы
отгадайте, о чём мы сегодня с вами будем говорить:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает.
Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь)
Дети отгадывают загадку.
II. Беседа с детьми .
Воспитатель: Правильно, это - огонь. Огонь издавна был другом человека, но и
одновременно опасным врагом. Хотите узнать, когда огонь приносит пользу, а когда вред
и что нужно делать, чтобы огонь не причинил вреда?
Предполагаемый ответ детей: Хотим.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Про Лёлика и Болека» и
узнать, что с ними произошло.
Просмотр мультфильма «Пожар» из серии «Про Лёлика и Болека»
III. Основная часть.
Воспитатель: Как вы думаете, отчего произошёл пожар?
Предполагаемые ответы детей: Нельзя брать спички, поджигать без взрослых печку,
самим тушить пожар, бросать угли в мусорную корзину.
Воспитатель: Как выдумаете, а мы с вами можем чем-то помочь Лёлику, чтобы с ним
больше такого не случилось, ведь он от нас далеко и мы его не видим?
Предполагаемый ответ: Можем написать письмо, позвонить, отправить по интернету,
рассказать по скайпу.
Воспитатель: А о чём мы можем ему рассказать?
Предполагаемый ответ: Как нужно обращаться с предметами, от которых может
возникнуть пожар, что нужно делать, если возник пожар.
Воспитатель: Очень давно люди научились добывать огонь, и огонь с тех пор верно
служит человеку. Огонь это хорошо или плохо? Для чего нам нужен огонь?
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо»
Предполагаемые ответы детей: Огонь – это и хорошо и плохо. Хорошо, что огонь даёт
тепло, свет, на огне готовят пищу, огонь используют люди некоторых профессий –
сталевары, сварщики, и т. д.
Воспитатель: Да, огонь приносит много пользы людям. Послушайте стихотворение.
(Подготовленный ребёнок читает стихотворение)
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня:
Гонит холод,
Гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
Воспитатель: Ребята, когда люди забывают об осторожности обращения с огнём, огонь
становится смертельно опасным. А что же может стать причиной пожара?
Предполагаемые ответы: дети играют со спичками, оставляют включенными
электроприборы, на праздниках запускают фейерверки, в лесу оставляют не затушенные
туристами костры, поджигают сухую траву и т. д.
Воспитатель: Ребята, огонь приносит не только пользу, но и вред.
А ну, ребятки, не зевайте,
Дружно хором отвечайте:
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его… (водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички… (отобрать)
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать, детки?
Вынуть вилку из… (розетки)
Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить
О пожаре… (сообщить)
Знает каждый гражданин
Пожарный номер… (01)
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети помните о том,
Что нельзя шутить с… (огнем)
Воспитатель: Ваши ответы правильные, молодцы. А каким бывает огонь?
Предполагаемые ответы детей: Разный, удивительный, волшебный, большой и маленький,
опасный и полезный, безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый,
хороший, полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный,
страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий.
Воспитатель: Про огонь есть пословицы. Сейчас нам про них расскажут дети:
«Спички – не игрушки, огонь – не забава».
«Не шути с огнем, обожжешься»,
«С огнем не шутят»,
«Кто огня не бережется, тот скоро обожжется»
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Потуши пожар»
(Широко раскрыть глаза, набрать в рот воздух, затем закрыть глаза, и с силой выпустить
воздух.)
Воспитатель: Что нужно делать, если случился пожар?
Предполагаемые ответы детей: покинуть помещение, позвать на помощь соседей,
позвонить по телефону «01», назвать фамилию, имя и свой домашний адрес.
Послушайте стихотворение:
При пожаре надо
Смело трубку в руки взять,
«01» суметь набрать
И назвать еще потом:
город, улицу и дом,
и квартиру, где живете
, и с каким она замком,
и еще сказать
«Даю вам фамилию свою,
также номер телефона,
у которого стою».
Физкультминутка
Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
И бумажка загорится.
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Влево, вправо наклонись,
Отдохнули? Улыбнись!
Воспитатель: Ребята, мы с вами много читали произведений о пожарах и пожарных.
Сейчас я прочту вам отрывки, а вы должны сказать, из каких произведений взяты эти
строчки:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите,
Помогите, помогите!»
(К. Чуковский. «Путаница»)
И вдруг заголосили:
«Пожар! Горим!»
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом, машет красным рукавом.
(С. Маршак. «Кошкин дом»)
Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
(С. Михалков. «Дядя Степа»)
Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого-то лет двадцати.
(С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»)
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь».
(С. Маршак. «Пожар»)
Воспитатель: А как вы думаете, кто сможет быстро справиться с пожаром?
Предполагаемые ответы: пожарные.
Воспитатель: А как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Предполагаемые ответы: смелый, сильный, умный, находчивый, внимательный, ловкий,
сообразительный, ничего не боится, храбрый.
Воспитатель: Как выглядит пожарная машина?
Предполагаемый ответ: красная, большая, наверху есть лестница.
Воспитатель: Как вы думаете, а почему пожарная машина красного цвета?
Предполагаемый ответ: пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет: цвет огня,
цвет опасности, цвет, бросающийся в глаза издалека
Воспитатель: Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как
вы думаете, почему она так громко звучит?
Предполагаемый ответ: чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали
пожарной машине дорогу.
Воспитатель: Сейчас мы проведём эстафету «Пожарные на учении». Дети разбиваются на
две команды «Искорка» и «Огонёк»:
1 этап: пробежать по дорожке;
2 этап: пролезть в тоннель;
3 этап: прыгнуть через кочки и позвонить в колокольчик.
Практическая часть
Воспитатель: Я вам предлагаю нарисовать пожарную машину..
IV. Заключительная часть
Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, рассуждали,
играли, рассказывали пословицы и стихи.
Ребята, мы сегодня выяснили, что необходимо соблюдать правила пожарной
безопасности, чтобы не было пожара и что необходимо делать, если пожар всё-таки
случился.
А что мы будем делать, если пожар случится в детском саду? Как мы об этом узнаем?
Предполагаемые ответы детей: звенит сирена, надо быстро выходить на улицу.