Автор: Петрова Марина Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №2
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: «Использование мнемотехники как эффективный метод в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ».
Раздел: дошкольное образование
«Использование мнемотехники как эффективный метод
в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ».
В статье представлен опыт работы по использованию мнемотехники как
эффективный метод в работе учителя – логопеда с детьми ОВЗ
старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи,
которые
позволяют
сделать
коррекционно-развивающий
процесс
более
результативным.
учитель – логопед Петрова Марина Валентиновна
МБДОУ №2 г.Ростов-на-Дону
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго
и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит
налету».
К. Д. Ушинский
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в
общей системе работы по обучению родному языку. Ребенок с хорошо
развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может
правильно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться со
сверстниками о совместных играх. И наоборот неясная речь ребенка весьма
затрудняет его взаимо отношения с людьми и нередко накладывает тяжелый
отпечаток на его характер.
Ежегодные логопедические обследования детей ОВЗ старшего дошкольного
возраста, которые проводят в нашем детском саду, свидетельствуют о том,
30% воспитанников имеют нарушения речевого развития. Такие дети
получают коррекционную помощь в условиях логопедического пункта
дошкольного учреждения.
Основная задача деятельности учителя – логопеда – помочь дошкольникам
преодолеть речевую патологию и подготовить их к обучению школе. В силу
объективных причин в условиях логопедического пункта обучение детей с
тяжелыми речевыми нарушениями часто занимает более продолжительное
время, чем в условиях логопедической группы, но достичь максимального
результата,
сократив
время
обучения,
возможно,
если
наряду
с
традиционными
методами
активно
использовать
мнемотехнику,
как
эффективный метод при работе с детьми ОВЗ.
Педагогам хорошо известно, что большинство детей (особенно дети с
речевыми нарушениями) не очень любят учить стихи, пересказывать тексты,
не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений
вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные
эмоции. Именно поэтому, педагоги считают необходимым пробудить
интерес, увлечь ребенка, раскрепостить и превратить непосильный труд в
любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Использование
опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей,
превращает занятие в игру.
Еще со времен К.Д. Ушинского известно: чем большим количеством
анализаторов будет воспринят изучаемый материал, тем прочнее он
запоминается.«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам,
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками,
и он их усвоит налету». К. Д. Ушинский
Актуальность мнемотехники для детей с ОВЗ тем, что как раз у таких детей
преобладает зрительно-образная память. Опора на визуальный образ очень
важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот
зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого
текста. При использовании различных мнемоприемов меняется характер
деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним
речь, но и имеют возможность ее «видеть». Дети легче запоминают новые
слова не механически, а в процессе активного использования. Не связанные,
на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с
помощью которого сигнальные схематические изображения помогают
активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что
большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким
образом «рисуют» его. Постепенно память воспитанников укрепляется, их
образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше,
больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы
стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для детей делом
весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым,
видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи
гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
Таким образом, использование метода мнемотехники для детей ОВЗ
помогает не только упростить процесс запоминания, но и улучшить его
качественную составляющую. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка
после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков
мнемотаблицы (действие непроизвольного внимания и непроизвольной
зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить
стихотворение и более точно воспроизвести его содержание.
Структурными элементами мнемотехники являются: мнемоквадрат,
мнемодорожка и мнемотаблица.
Принцип работы со структурными элементами мнемотехники строится от
простого к сложному. Мнемотехника, как результативный метод
запоминания, обычно осваивается детьми на простых примерах.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадрат – это
схема, состоящая из одного квадрата. Они используются для работы над
словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение.
Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Надо так
изобразить «зашифрованное слово», чтобы нарисованное было понятно
детям. Символы максимально должны быть приближены к речевому
материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных
используется — дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц –
ёлка. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – схемам, состоящим из
3-4 мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество
информации. Мнемодорожка — схема, на которой графически изображены
герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении.
Например, Маша сшила рубашку мишке.
Затем переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию
и воспроизведению предложений по условным символам, то есть к
мнемотаблицам.
Поэтапно переходим к мнемотаблицам
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также
от возраста ребёнка и от уровня его развития:
для дошкольников младшего возраста — таблицы на 4 клетки, 2*2
для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 и/или на 9
клеток, 3*3
для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 и 25 клеток,
4*4 и 5*5.
По видам мнемотаблицы делятся на:
1.
Развивающие — способствуют развитию фантазии, умения соединять в
один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;
2.
Обучающие — способствуют получению и закреплению определенных
знаний о предмете, сведений, информации.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:
1.
Развитие памяти.
2.
Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы,
целое; умение систематизировать.
З. Развитие логики.
4. Развитие образного мышления.
5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать
информацию.
6. Решение дидактических общеобразовательных задач.
7. Содержание информации по всем направлениям программы.
8. Развитие смекалки.
9. Тренировка внимания.
10. Навык правильно воспроизвести графически.
При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы:
Рассматривание таблицы и разбор изображений.
Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных
символов в образы (Разбор закодированной информации, установление
логических связей).
Пересказ с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка
метода запоминания.
Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Воспроизведение информации, пересказ.
Виды работ с данной группой мнемотаблиц:
Заучивание материала по «готовой» мнемотаблице.
Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста,
дорисовывание недостающих элементов, символов с последующим
заучиванием материала.
Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью
педагога, самостоятельно), заучивание материала.
Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в
соответствии с содержанием (с помощью педагога, самостоятельно),
заучивание материала.
Рисование рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с
помощью педагога, заучивание материала.
Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному
запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
Установка на запоминание.
Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно.
Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает
определенные эмоции.
Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы,
гораздо прочнее механического запоминания.
Если мы работаем с развивающеймнемотаблицей, то детям показывается
таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются
логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем
дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается, и дети
воспроизводят ее графически по памяти. Работа может быть как
индивидуальная, так и подгрупповая.
Принцип работы с обучающей мнемотаблицей несколько иной, поскольку
они содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям.
Поэтому в этом случае основную задачу (объяснение) берет на себя педагог,
особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении.
Возможные направления работы по обучающиммнемотаблицами:
Коррекция нарушений звукопроизношения,
работа по дифференциации звуков,
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихотворений.
Считается, что мнемотехникой можно заниматься с детьми раннего возраста,
но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет.
Работа с ребенком начинается с использования «готовых» мнемотаблиц для
пересказа текста. «Готовые» мнемотаблицы могут быть цветными и черно-
белыми. Для детей ОВЗ с низкой познавательной активностью необходимо
использовать цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются
отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный, лиса
– рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета. Красочно оформленный
материал привлекателен для ребенка дошкольника, способствует его
включению в деятельность по запоминанию, поддержанию и развитию
интереса. Когда у детей появляется интерес, можно начинать использовать
мнемотаблицы для разучивания стихов, скороговорок, текстов для
пальчиковой гимнастики. Затем дети сами создают мнемотаблицу.
На первых этапах дети пытаются зарисовывать каждое слово или
предложение. Для изготовления таблиц не требуются художественные
способности, любой ребенок в состоянии нарисовать подобные
символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. В
мнемотаблице производится графическое или частично графическое
изображение персонажей рассказа, явлений природы, некоторых действий,
т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным.Суть мнемосхем
заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст
зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко
воспроизводит текстовую информацию.Самое главное в обучении
рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от
закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без
подсказок составить рассказ.
В процессе работы мы убедились, что использование технологии
мнемотехника, как эффективный метод при работе с детьми ОВЗ,
действительно дает положительные результаты, т.к. позволяет повысить
уровень речевого развития. Видна положительная динамика в развитии
памяти, мышления, воображения воспитанников. Они запоминают большие
по объёму тексты. При таком способе работы стихотворение запоминается
целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым,
эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым,
представляемым.
Источники литературы:
1.
Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Демонстрационный материал для
фронтальных занятий «Логопедическиезанятияв детском саду. Средняя
группа / Старшая группа». – М.: Скрипторий 2003, 2012
2.
Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. – М.:
Школьная пресса, 2004.
3.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. (Конфетка). – М.: ТЦ
Сфера, 2011г.
4.Нищева. Н.В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС
5.Пшонко В.В. Доскажи словечко. (Конфетка). – М.: ТЦ Сфера, 2008
6.Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками: Речевой дидактический
материал. - М.: Мозаика-синтез, 2004.
7.Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019
8.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и
сравнительных рассказов. - М. : Гном, 2004