Автор: Павлюк Вера Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: "МБОУ Новомирская СОШ"
Населённый пункт: п.Новый Мир, Троицкий р-н, Челябинская обл
Наименование материала: статья
Тема: Слово учителя как универсальный метод обучения и воспитания в формировании функциональной грамотности по обновлённым ФГОСам
Раздел: полное образование
Слово учителя как универсальный метод обучения и
воспитания в формировании функциональной грамотности по
обновлённым ФГОСам
статья
Автор учитель русского
языка и литературы
Павлюк Вера Ивановна
«Новомирская СОШ» Троицкий р-н
Челябинская обл.
Родной язык нам должен быть главною основою
и общей нашей образованности и образования каждого из нас.
Петр Вяземский,
русский поэт,
литературный критик, историк
Слово во все времена являлось основным методом обучения. И на
современном
этапе
обучения
важна
его
роль
в
формировании
функциональной
грамотности.
Компонентом
функциональной
грамотности является читательская грамотность
- это способность
человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Например, на
уроках литературы особенно в старших классах, где идёт подготовка к
итоговому сочинению, ярко выраженное слово учителя с опорой на текст и
собственное
суждение
помогает
обучающимся
строить
сочинение-
рассуждение. Именно ярко, образно и точно я стараюсь работать со словом
богатого родного русского языка. Это залог успеха на уроках литературы.
Итоговое сочинение формирует у обучающихся умение видеть основные
факты, аргументы, подтверждающие тезис сочинения. А слово педагога
учит конкретно мыслить, в умелых устах учителя, оно обогащает словарный
запас учеников, развивает умение подбирать уместные лексические средства
выразительности,
строить
грамматически
правильные
предложения
и,
конечно же, создавать образ героя, который благодаря эмоциональной речи
учителя, встаёт перед ребятами в новой интерпретации. Иногда в моей
работе слово «как шоковая терапия» подводит к основному умозаключению
в сочинение, и это помогает ученикам подойти к правильному выводу. Залог
успеха в итоговом сочинении - это воссоединение живого слова учителя и
ученика. Слово всегда играло важную роль в становлении личности, ибо речь
учителя является условием возникновения ценностного отношения к
познаваемому.
Учитель словом должен
воздействовать
не
только
на
рациональную сферу, но и на чувства, помня завет Гельвеция: «Бывают
люди, которых нужно ошеломить для того, чтобы убедить». Слово учителя
может быть использовано для вступительных замечаний, для изложения
темы, а также для обзора и обобщений.
Слово
учителя
активизирует
мыслительную
и
речевую
деятельность
учащихся, чему способствуют сочетаемые с ним вопросы к учащимся или
учащихся к преподавателю.
Таким образом, перед школой ставится новая задача – пробудить интерес к
сознательному чтению литературы, что является средством формирования и
развития личности учащегося.
На уроках литературы именно устная речь учителя является основным
метод в обучении.
Немаловажную роль слово учителя играет и на уроках русского языка, как в
устной, так и в письменной форме. Я бы хотела остановиться на письменной
форме. И снова об экзамене – это ЕГЭ по русскому языку. Во второй части
экзамена есть развёрнутый ответ: сочинение-рассуждение по одной из
проблем предложенной в тексте. Вот здесь, я считаю, недостаточно
материала с предложенным заданием. Не всегда выбранные отрывки тексты
из объёмного произведения подходят для практической работы. Поэтому
надо чаще обращаться к Интернет ресурсам, где можно найти вопросы и
ответы на злободневные темы в обществе.
Работая над проблемами
современного
общества, учение формирует своё мировоззрение как
гражданина, так и патриота своей родины, что является основной целью
нашего обновленного стандарта. Следуя целям и задачам ФГОС, подбираю
тщательно
материал,
который
ярко
отражает
позицию
автора
по
предложенным проблемам, но и вызывает быстрое желание у учеников
высказать свою позиции.
Слово учителя всегда диалогично. Диалогичность выражается в основном
посредством циклов 2 видов: сообщение – его оценка; вопрос – ответ. С
помощью вопросно-ответных комплексов передается не только логика и
даже не столько логика авторской мысли, сколько история поиска решений,
переплетение чувств, «переживания этой ситуации
.
Пусть даже диалог
перерастёт в дискуссию по данной теме. Как найти материал к таким урокам?
Я стараюсь сама писать рассказы. Один из них я публикую в данной статье.
Рассказ «Год дракона»
Январь не предвещал ничего особенного кроме длинных, зимних каникул в
стране. Страна беззаботно спала.
С трудом раскрыв глаза, посмотрела в окно. Светло, наверно, одиннадцать.
Внимание привлёк пакет, который повис на проводах. Приглядевшись,
ужаснулась, это был голубь. Он запутался почему-то в проводах и яростно
боролся за свою жизнь.
Что делать? Но почему до сих пор никто его не спас. Люди проходили мимо,
останавливались, смотрели с любопытством и шли дальше.
Надо кормить сына, быстрей за покупками в магазин! По дороге думала: вот
он проснётся и увидит это зрелище, это равнодушие прохожих. И как он
будет жить дальше? Вот также в полудрёме. Одна бабушка приостановилась
и сказала: «Надо позвонить…»
Хотелось вернуться и обрадоваться, что на проводах нет голубя.
Прошло два часа.
Картина продолжалось…Только голубь, смыкая провода, бился всё сильнее,
и капли, казалось человеческой крови, падали на белый январский снег.
Придя домой, стала поспешно звонить. Но проблема не решалась так быстро.
А глава нашего ЖЭКа, ответил, что это не их столбы, а принадлежат другой
организации. В городских сетях главы очень долго выясняли разницу между
освещением домов и основной линией. Звонки, словно огненные языки, шли
от главы к главе. Да, той бабушке с такими разговорами по телефону не
справиться. На глазах постоянно наворачивались слёзы « ...за державу
обидно»
Вечерело.
Всё сложнее было подходить к окну. В глубоком мраке бился голубь, озаряя
всё вокруг. Но круг по его спасению смыкался. Иногда он замирал. И мы с
сыном думали, что он умер. И так думали многие, кто смотрел в окно. Но он
глупый, делал резкий взмах крыльями, и снова искры электричества вместе с
капельками крови продолжали падать на снег.
Наконец-то раздался звонок из районных электросетей. Удивительно, это им
принадлежали злосчастные провода. Приехали быстро. Бережно сняли
голубя. Оказывается, это был свадебный голубь, он запутался ниточкой,
которая была привязана к его ноге. Нога была сломана.
Дома мы наложили «гипс» и оставили жить в ванной. А когда стал летать в
своей тесной квартирке, отнесли его к самой красивой церкви в нашем
городе, к ней идут молодожёны в счастливый день.
Павлюк В.И. 2012г.
Данный рассказ можно использовать в качестве жизненного опыта на ОГЭ и
ЕГЭ
Для работы в старших классах использовать задание №2
ЕГЭ
2023 г. РУССКИЙ ЯЗЫК
, 11 класс
Часть 2
. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из
проблем,
поставленных
автором
текста.
Прокомментируйте
сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-
иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания
проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте
пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую
связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора
(рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее
150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы
то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ничто так не сближает ученика и учителя, как опыт, взгляды на сегодняшний
день из знакомой им ситуации. Это связано с необходимостью, как можно
ближе подойти в нравственном воспитании к ученику по средствам живого
слова учителя. Функциональная грамотность формируется в неразрывной
связи учителя, ученика, социального общества и страны в целом. Ведь
функциональная грамотность – это способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений. И слово учителя способствует этому развитию.
Учитель на глазах учащихся дает образцы анализа, синтеза, индукции,
дедукции, подводит учащихся к выводам, доказывает выдвинутые положения
и т.д. Учащиеся все это перенимают. Они учатся на этих образцах.
Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности в школе все
больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе
на протяжении всего года.
Их основные особенности:
--привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
--соответствие возрасту обучающихся;
--системность и взаимосвязь знаний и факторов.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу
по формированию функциональной грамотности школьников. Например,
читательская
грамотность —
важнейший
метапредметный
результат
обучении. На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать
однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это
помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей
в жизни, применяя их на практике.
Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил
произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой
поступил иначе?
Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную
и второстепенную
информацию,
замечать
различные
взаимосвязи
и параллели. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор
качества
образования.
Акцент
смещается
на умение
использовать
полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
--успешно решает разные бытовые проблемы;
--умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
--использует
базовые
навыки
чтения
и письма
для построения
коммуникаций;
--выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление
изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Таким образом, формирование функциональной грамотности учеников —
задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого
учителя требуется креативность и творческое мышление, использование
инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов
функциональной
грамотности
поможет
воспитать
инициативную,
самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна
адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире