Автор: Суанова Фатима Кимовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №39 им. Т.С.Дзебисова
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытый урок по ФГОС "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Раздел: среднее образование
.
Технологическая карта открытого урока по физике
:
Тема урока
.
.
Атмосферное давление Вес воздуха
: 7
Класс
:
Учитель
.
.
Суанова Ф К
:
Тип урока
«
»
урок открытия
нового знания
:
Цели по содержанию
:
обучающие
;
ввести определение
атмосферного давления
и раскрыть
его природу
изучить
причины возникновения
,
,
;
атмосферного давления ознакомить с явлениями вызванными действиями атмосферы
:
развивающие
,
,
,
,
развивать умение выделять главное аргументировать свой ответ приводить примеры формулировать выводы
,
;
анализировать и систематизировать предлагаемую информацию давать полный развёрнутый ответ способствовать овладению
.
методами научного исследования
:
воспитывающие
,
,
помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний продолжить формировать умение работать в группах
.
включаться в диалог друг с другом
:
Планируемые результаты учебного занятия
:
Предметные
,
знать и понимать смысл атмосферного давления объяснять влияние атмосферного давления на живые
,
,
,
,
организмы использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни проводить наблюдения опыты делать
,
,
,
выводы докладывать о результатах экспериментов кратко и чётко отвечать на вопросы представлять результаты смысловой
,
.
деятельности экспериментов с помощью таблиц
:
Метапредметные
-
Регулятивные
,
;
..
ставить цель оценивают свою работу исправлять и объяснять свои ошибки
-
Коммуникативные
,
,
,
,
вступать в диалог уметь слушать и слышать выражать свои мысли строить высказывания участвовать в
,
,
.
коллективном обсуждении проблем учитывают позиции других людей работают в группах
Познавательные
-
;
;
(
)
анализировать учебную ситуацию развивать операции мышления ставить задачу ответить на вопрос
на
,
,
;
,
основе соотнесения того что известно смысловое чтение умение адекватно осознано и произвольно строить речевое
,
высказывание в устной и письменной речи передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения
;
.
текста выделять существенное
:
Личностные
,
сформировать интерес и практические умения самостоятельность в приобретении знаний о весе воздуха и
,
,
,
,
.
атмосферном давлении ценностное отношение друг к другу к учителю к результату обучения развивать инициативу
:
Используемые технологии
,
,
-
технология критического мышления технология обучения в сотрудничестве информационно
.
коммуникационная технология
-
:
Информационно технологические ресурсы
:
Список использованных источников и литературы
1.
«
. 7
».
.
.
. 2-
-
.:
, 2011
Учебник Физика
класс
Перышкин А В Учебник для общеобразовательных учреждений
е издание
М Дрофа
2.
.
.
7 - 9
–
.:
, 2007-2013
Лукашик В И Сборник задач по физике для
классов общеобразовательных учреждений
М Просвещение
3.
.
.
.–
.:
, 1979. – .98.
Перельман Я И Занимательная физика
М Наука
с
4.
7
ЦОР по физике
класс
:
Оборудование
для фронтального эксперимента
:
,
,
,
стеклянные стаканы пипетки шприцы без иголок трубочки
:
для демонстрационных экспериментов
,
,
,
,
,
лист бумаги стакан с водой бутылка яйцо поилка для животных
,
,
,
,
,
,
.
бланки отчетов бланки самооценки смайлики
компьютер экран проектор авторская презентация
Содержание урока
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
этап
мотивации
(
самоопреде
)
ления к
учебной
деятельности
.
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу
.
Приветствие
Краткий
настрой
на
.
продуктивную работу
,
,
Ребята скажите пожалуйста какие темы
?
мы изучали
на
предыдущих
уроках
Зачем нам надо
знать
о
давлении
в
?
разных средах
Сегодня
мы
продолжим
работу
по
.
изучению давления Но перед этим нам
надо вспомнить пройденный материал
.
написав физический диктант
.
Приветствие Слушают
,
учителя участвуют в
.
диалоге с учителем
Изучали давление
,
твердых тел
.
жидкостей и газов
Чтобы использовать в
повседневной жизни и
.
.
т д
Пишут физический
.
диктант
:
Личностные
выражают
положительное
отношение к процессу
,
познания желание узнать
,
новое проявляют
внимание
:
Коммуникативные
,
вступление в диалог
отслеживание действий
,
учителя умение слушать
и слышать
:
Познавательные
анализируют учебную
.
ситуацию
Создание
проблемной
,
ситуации
выявления
места и
причины
;
затруднения
Обеспечение
мотивации учения
,
детей
стимулирование
познавательной
деятельности
Проводит
демонстрационный
:
.
эксеримент
опыт с яйцом и бутылкой
?
Почему яйцо вошло в бутылку
:
Проводит
фронтальный
эксперимент
.
опыт со шприцом и стаканом с водой
,
Наблюдают как вода поднимается вслед
.
?
за поршнем Почему
,
Рассказывает как объясняли этот факт во
. (
времена Аристотеля
Аристотель и его
последователи
объясняли
движение
,
«
воды за
поршнем тем
что
природа
».
боится пустоты Истинная причина этого
–
).
явления
атмосферное давление
.
Отвечают на вопросы
Формулируют
,
собственные мысли
высказывают и
обосновывают свою
.
точку зрения
:
Познавательные
развивают операции
,
мышления ставят задачу
(
)
ответить на вопрос
на
,
основе соотнесения того
.
что известно
:
Коммуникативные
,
выражают
свои
мысли
.
строят высказывания
Формулирова
Осмысление и
,
Объясняя
многие
явления
мы
Анализируют
:
Регулятивные
ние темы и
.
целей урока
принятие детьми
целей урока
приоткрываем тайну
удивительного
и
,
важного физического явления
которое
.
является
темой
нашего
урока
Тема
:
.
урока
Атмосферное
давление
Вес
.
воздуха
Учитель предлагает ученикам
.
сформулировать цель урока Предлагает
. (
.
сделать записи в тетради
см
)
презентацию
:
Цели урока
,
,
доказать что воздух имеет вес
изучить атмосферное давление и
.
доказать его существование
(
)
запись в тетрадях
проблемную
.
ситуацию Выделяют
.
проблему
Формулируют цель
.
урока
Делают записи в
.
тетради
формулируют цель урока
на
основе
соотнесения
,
того что уже известно и
,
усвоено
учащимися
и
,
того что еще неизвестно
:
Познавательные
извлекают
необходимую
информацию
из
прослушанных
,
высказываний
учителя
,
одноклассников
умение
строить логическую цепь
.
размышлений
:
Коммуникативные
,
выражают
свои
мысли
,
строят
высказывания
участвуют
в
коллективном
,
обсуждении
проблем
учитывают
позиции
,
других людей вступают в
диалог
Этап
построения
проекта
выхода из
;
затруднения
Включение
учащихся в
целенаправленную
деятельность
Учитель предлагает план работы на
.
уроке и обсуждает его
Вспомнить необходимые сведения из
;
курса географии
Ответить на поставленные вопросы в
ходе групповой работы
Закрепить полученные знания в ходе
.
демонстрации экспериментов
Учащиеся обсуждают
.
предложенный план
:
Коммуникативные
,
выражают
свои
мысли
,
строят
высказывания
участвуют
в
коллективном
,
обсуждении
проблем
учитывают
позиции
,
других людей вступают в
диалог
этапы реализации построенного
:
проекта
-
актуализация
опорных
знаний
Вспомнить
необходимые
сведения об
атмосфере из
.
курса географии
Учитель показывает отрывок из фильма
«
»,
Хаббл
ведёт
фронтальную беседу
с
.
классом
-
,
Ребята
кто из
вас
любит
смотреть
фантастические
фильмы
про
?
.
инопланетян Я тоже обожаю фантастику
Учащиеся участвуют в
,
беседе отвечают на
вопросы учителя
Сейчас
мы
с
вами
немного
.
пофантазируем
,
Представим
что
мы
.
пришельцы из космоса
,
Итак
(
закройте глаза музыка и
часть из
«
»)
,
фильма
Хаббл
и представьте что мы с
вами
,
подлетаем к незнакомой но очень
.
красивой планете Мы о ней ничего не
,
.
знаем и нам её надо исследовать
Можно
открыть глаза и посмотреть на нее из
.
космоса
Сканеры нашего корабля уже
…
передают информацию о
И вопрос к
,
,
вам ребята что в первую очередь нужно
?
выяснить перед посадкой
,
Конечно
атмосфера
,
состав атмосферы
.
:
Предлагает вопросы
-
:
Из курса географии вспомните что
такое
?
атмосфера
?
Из чего она состоит
-
?
Назовите слои атмосферы
Сообщает познавательную информацию
об атмосфере в ходе демонстрации
.
презентации
-
Изучение
новой темы
В ходе разрешения
проблемной
ситуации дети
,
доказывают что
воздух имеет вес
Учитель ведёт фронтальную беседу
.
с классом Учитель создаёт проблемную
.
ситуацию
-
,
Ребята вытяните руки вперед ладонями
.
?
?
вверх
Что вы чувствуете
Вам тяжело
,
,
Нет
странно
а ведь
на ваши ладони
,
давит
воздух
причем
масса
этого
,
воздуха
равна
массе
КАМАЗа
.
10
груженного кирпичом То есть около
!
тонн
,
Как проверить
что воздух имеет
?
вес
Предлагает
на
примере
шара
с
воздухом
предложить
теоретически
.
способ определения веса воздуха
Выполнение
демонстрационного
эксперимента
с
коромыслом и
двумя
.
,
шарами
Что
будем наблюдать
когда
положим на одну чашу весов надутый
,
?
шар
а
на
другой
сдутый
Что
?
доказывает этот опыт
-
Изучение
.
новой темы
-
Работа уч ся
по группам
Организация
самостоятельной
работы учащихся с
источниками
информации по
поиску нового
,
знания
Поиск новых
знаний
Воспроизведение
новых знаний в
ходе отчетов групп
Организовывает работу групп по поиску
:
новых знаний
1
(
) –
группа искатели
рассчитывают массу
1
и вес
м
3
.
воздуха
2
(
) –
группа экспериментаторы
изучают п
42,
,
объясняют что называется
,
атмосферным давлением с помощью
опытов доказывают существование
атмосферного давления
3
(
) –
43,
группа теоретики
изучают п
:
отвечают на вопросы почему существует
,
воздушная оболочка Земли почему
,
молекулы газов входящих в состав
,
воздуха не улетают в космическое
?
пространство Почему не падают на
Землю под действием земного
притяжения
4
(
) –
группа любознательные
вычисляют
.
силу давления атмосферы на парту
100
.
Давление атмосферы принять за
кПа
5
(
) –
группа практики
выясняют роль
атмосферного давления в жизни
.
человека Изучают дополнительные
.
материалы и отвечают на вопросы Как
,
,
мы дышим как мы пьем почему
выдерживаем такое большое
атмосферное давление
Учитель консультирует и принимает
отчет групп
Учащиеся работают в
;
группах читают
;
предложенный текст
;
анализируют его
;
отвечают на вопросы
;
делают выводы
обсуждают и
анализируют
;
эксперимент решают
задачи
делают записи в
-
.
бланках отчетах
–
Краткий отчет
рассказ групп
:
Коммуникативные
,
вступление в диалог
отслеживание действий
,
учителя умение слушать
,
и слышать выражают
,
свои мысли строят
.
высказывания
:
Познавательные
,
осмысление цели чтения
;
анализируют текст
,
умение адекватно
осознано и произвольно
строить речевое
высказывание в устной и
,
письменной речи
передавая содержание
текста в соответствии с
целью и соблюдая нормы
;
построения текста
развивают операции
;
мышления анализируют
,
эксперимент выделение
.
существенного
:
Регулятивные
ставят
цель прочитать текст и
выполнить задания к
.
тексту
.
Физ минутка
Отдых и настрой
на последующую
работу
.
!
Физ минутка Делаем вдох
,
,
,
–
Раз два три четыре
атмосферу мы впустили
-
Делаем выдох
,
,
–
Два три четыре пять
.
Выпустим ее опять
!
Очень физику мы любим
,
.
Шеей влево вправо крутим
–
,
Воздух
это атмосфера
.
Руки потрусили смело
,
В атмосфере есть азот
.
делай вправо поворот
,
Так же есть и кислород
,
делай влево поворот
,
воздух обладает массой
.
Подними ее над классом
,
мы друг к другу повернёмся
!
дружно всем мы улыбнёмся
этап
первичного
закрепления
с элементами
соревновани
я по группам
Обеспечение
,
восприятия
осмысления и
первичного
запоминания
детьми изучаемой
:
темы
Учитель демонстрирует опыты
1.
Со стаканом с водой и бумагой
2.
,
,
Опыт с блюдцем свечей стаканом
–
и монеткой
достать монетку не
намочив рук
3.
.
Поилка для животных
Учащиеся в группах по
очереди объясняют
эксперимент учителя
:
Коммуникативные
,
работают в группах
участвуют в
коллективном
обсуждении
экспериментальной
,
групповой работы
вырабатывают умение
,
слушать и слышать
,
выражают свои мысли
.
строят высказывания
:
Познавательные
;
выделяют существенное
отрыв от конкретных
;
ситуативных значений
формирование
обобщенных знаний
развивают операции
;
мышления анализируют
.
эксперимент
:
Регулятивные
.
вспомнили цель урока
этап
самостоятель
ной работы с
взаимопрове
ркой по
эталону
Выявление
качества и уровня
усвоения знаний и
способов
,
действий а также
выявление
,
Итак
,
в
начале
урока
мы сказали
что
на
наши
вытянутые
,
ладоши давит воздух с силой равной весу
.
груженого КАМАЗа
Почему мы выдерживаем такое
?
давление
.
Подведем итоги урока Для этого в
Выполняют
предложенные им
.
задания Записывают
.
ответы в тетрадь
Проводят
.
взаимоконтроль
:
Познавательные
,
анализируют
,
сравнивают
и обобщают
;
изученные
понятия
развивают
операции
.
мышления
недостатков в
знаниях и
способах
,
действий
установление
причин
выявленных
недостатков
предложения вставьте пропущенные
:
слова
1.
,
Воздушную оболочку окружающую
,
Землю называют
(
).
атмосферой
2.
Воздух имеет
(
)
вес
и давит на
(
земную
)
поверхность
(
и на
)
все тела
,
.
находящиеся на ней
На
следующих
уроках
мы продолжим тему
,
,
атмосферного давления мы узнаем кто и каким
,
способом
измерил
атмосферное
давление
какими приборами можно измерить атмосферное
,
давление как определить высоту по значениям
.
атмосферного давления
Регулятивные
:
ставят для
-
себя цель
выполнить
;
самостоятельную работу
р
еализуют самоконтроль
в форме сличения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения отклонений
.
и отличий от эталона
Информация
о домашнем
задании
Обеспечение
понимания детьми
,
цели содержания
и способов
выполнения
домашнего
задания
Учитель даёт дифференцировано
домашнее задание с учётом
.
индивидуальных способностей детей
1.
42,43,
1-4
125
П
задание
на стр
2
Первый пункт домашнего задания
.
является обязательным для всех
,
.
Слушают обсуждают
:
Коммуникативные
.
участвуют в обсуждении
Личностные
:
проявляют
,
уважение учитывают
.
мнение учителя
этап
рефлексии
учебной
деятельности
.
на уроке
Инициировать
рефлексию детей
по их собственной
деятельности и
взаимодействия с
учителем и
другими детьми в
классе
;
Учитель организует коррекцию работы
-
предлагает учащимся вспомнить цель
.
урока
-
;
оценивает работу учащихся
-
;
организует рефлексию
Оценивают свою
;
работу
-
анализируют свою
.
деятельность
Заполняют
смайликами ступени
достижений
:
Регулятивные
;
оценивают
свою работу
исправляют и объясняют
.
свои ошибки
Структура урока
1.
Опыт с яйцом
2.
.
Фр Опыт со шприцами
3.
Постановка темы и целей урока
4.
(
)
Рассуждения об атмосфере под музыку
5.
–
Вытянутые ладони
имеет ли воздух вес
6.
,
Опыты доказывающие что имеет
7.
–
Работа в группах
показываю
8.
Анализ работы
.
!
Физ минутка Делаем вдох
,
,
,
–
Раз два три четыре
атмосферу мы впустили
-
Делаем выдох
,
,
–
Два три четыре пять
.
Выпустим ее опять
!
Очень физику мы любим
,
.
Шеей влево вправо крутим
–
,
Воздух
это атмосфера
.
Руки потрусили смело
,
В атмосфере есть азот
.
делай вправо поворот
,
Так же есть и кислород
,
делай влево поворот
,
воздух обладает массой
.
Подними ее над классом
,
мы друг к другу повернёмся
!
дружно всем мы улыбнёмся
9.
–
Фокусы с атмосферным давлением работа с группами
10.
–
Тестирование
цор
11.
Проверка теста
12.
-
Подведение итогов
рефлексия