Автор: Щегорцова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 170 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Населённый пункт: г Белово
Наименование материала: Конспект по познавательно – исследовательской деятельности. В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Круговорот воды в природе»
Тема: Тема: «Круговорот воды в природе»
Раздел: дошкольное образование
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 170
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Конспект по познавательно –
исследовательской деятельности.
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема:
«Круговорот воды в природе»
Воспитатель: Щегорцова Л.Н
2023г.
Программные задачи
: Закрепление знаний детей о свойствах воды и
круговороте воды в природе. Формирование представлений о воде ее
свойствах, а так же связях и отношениях. Развитие у детей познавательного
отношения к природе. Воспитывать у детей экологическую грамотность и
бережное отношение к воде, чувство доброты, желание помогать
окружающим
Материал:
Стаканы с водой, землей, глобус, зеркало, макет «Круговорот
воды в природе»
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного
характера. Просмотр познавательных мультфильмов, презентаций.
Методика проведения:
Педагог: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие: « Мы живем все на планете, называется Земля, и живут на той
планете наши лучшие…… « (друзья)
Педагог: Дети, вот у нас волшебная коробка, а что там угадайте?
На ноге стоит одной крутит, вертит головой
Нам показывает страны, реки, горы, океаны.
Дети: Это глобус.
Педагог: Молодцы!
Педагог: А, что такое глобус?
Дети: Это модель Земли.
Педагог: А какой формы наша планета – Земля?
Дети: Круглая.
Педагог: На глобусе много голубого цвета, что это?
Дети: Это вода (моря, реки, океаны)
Педагог: А , что обозначено желтым цветом?
Дети: Это суша.
Педагог: А чего больше на Земле: воды или суши? ( воды)
Воспитатель: А теперь послушайте еще загадку:
Она и в озере, Она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в кране у нас журчит, бежит. (Вода)
Педагог: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой
руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как – то раз
проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был,
подозрительный . Боялся всего, что вдруг вся вода пропадет.
Педагог: Ребята, а если вся вода пропадет? Что будет? ( подвести детей к
выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна
пустыня)
Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной
банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды
драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не
может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю
провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда то же она
подевалась?
Педагог: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (ответы
детей)
Педагог: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело – Вода
пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что
будем? ( предложения детей)
Педагог: Отправимся мы с вами в сказку и там на месте во всем разберемся.
Вы согласны? Тогда вперед!
Будем водяному помогать воду потерянную искать и первым делом нужно
нам выяснить, может ли вода испариться.
Опыт№1 Испарение воды.
Педагог:
Ребята смотрите, что стоит на столе, (чайник)
Ух, ты! Откуда здесь чайник взялся? Наверное, Водяной нам помогает.
Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим. Дети!
Это горячая вода . Вы, сможете его сами открыть? (ответы детей) Почему?
Правильно! Дети самостоятельно горячий чайник не должны открывать. Это
могут делать только взрослые.(Педагог отрывает чайник)
Педагог: Что это выходит из чайника? Откуда, пар в чайнике? (ответы детей)
Опыт№2 Капли на зеркале.
Педагог: Это вода? У меня есть один способ это проверить.
(Педагог подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром,
предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Педагог: Точно! Капельки воды. Значит в стаканах горячая вода. Горячая вода
испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испариться?
Педагог: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?
(ответы детей)
Опыт№3 Как капельке отправиться наверх.
Кусочки льда выкладывают на зеркало, и подносят к емкости с кипятком, пар
поднимаясь остается на зеркале – холодный лед с верху остужает и капельки
воды опускаются в низ.
Вывод: Вода при нагревании поднимается вверх, там остывает и опускается
обратно.
Педагог: Ребята, смотрите, Водяной нам и стаканчики с землей доставил,
хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами
проверим.
Опыт № 4 (с землей)
Педагог: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики
водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается? Что происходит?
Вода просачивается, и земля становится влажной.
Педагог: Ну и как? Может вода, сквозь землю просочиться? (ответы детей)
Педагог: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там, под землей
и останется? (ответы детей). Дети рассматривают макет «Круговорот воды в
природе»
Педагог:
. Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх
поднимается.
. В облака собираются.
. Облака по не небу плывут
. Ветерок их подгоняет
. Облака в тучку собираются
. Тучка дождик несет
. А как станет тяжело нести, на землю прольет.
. Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные
капельки сквозь землю просочатся.
. В Реки подземные попадут и потекут не спеша.
. А как к земле пробьются, родником обернутся
. Ручейками по земле потекут.
. А ручейки в озера/, реки впадают
. Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
. А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу
как белка в колесе.
Педагог: Ребята ,как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (ответы детей)
Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не исчезает.
Попутешествует и назад к нему вернется.
Педагог предлагает собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки.
Итог занятия:
- Что вы интересного узнали?
- Что понравилось больше всего?
- Что хотели бы рассказать?
Список литературы:
1.О.А.Соломенникова
2. Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов