Напоминание

История возникновения фортепианного ансамбля


Автор: Боровская Лариса Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Дальнереченск, Приморского края
Наименование материала: Статья
Тема: История возникновения фортепианного ансамбля
Раздел: дополнительное образование





Назад




Боровская Лариса Алексеевна

преподаватель фортепианного отделения

МБУДО «ДШИ»

Приморского края

Дальнереченского городского округа

История возникновения фортепианного ансамбля

Фортепианный ансамбль, зародившийся в австро-немецких землях в

XVIII в., вырос из традиций светского домашнего музицирования. Игра в

ансамбле была средством общения и отдыха, доставляла исполнителям и

слушателям эстетическое наслаждение. Репертуар состоял преимущественно

из

камерных

небольших

пьес,

легко

разучиваемых,

доступных

в

исполнительском и образном отношении. Фортепианный дуэт, то есть два

исполнителя за одним инструментом, несомненно является жанровым

феноменом,

так

как

все

остальные

варианты

сочетания

нескольких

однотембровых инструментов встречаются во множестве разновидностей.

Прослеживая историю возникновения и распространения данного вида

клавирного искусства, обнаруживается ряд интереснейших обстоятельств,

повлиявших на становление исполнительской культуры в целом.

История ансамбля двух клавиров восходит к середине XVI века, к

барочным формам музицирования. Клавиры XVI—XVIII веков обладали

несомненно маленькой клавиатурой для игры в четыре руки, и объем

звучания не мог увеличиться от количества играемых нот (т. е. от игры двух

исполнителей). Два исполнителя за двумя клавирами уже существенно

повышали уровень громкости, обогащали регистровые краски инструментов,

особенно с добавлением механизма педали, который помогал звучанию

обертонов. Все перечисленные сонорные возможности клавиров при их

удвоении, несомненно, и привлекали композиторов.

Но все равно, с начала XVII и до первой трети XIX века сочинения для

двух и более клавиров представляли собой единичные примеры, в отличие от

четырехручного дуэта, расцвет которого приходится на вторую половину

XVIII века.

Можно отметить, что фортепианный дуэт, как жанр, сформировался в

XIX столетии, и тому было немало объективных причин. Клавишные

инструменты прошлых веков, такие как клавесин и клавикорд имели

слишком маленькую клавиатуру, чтобы за ней легко могли разместиться два

исполнителя. Их звук был неярким и не мог зависеть от количества играемых

нот. Кроме того, изящный контрапунктический стиль произведений XVI -

первой половины XVIII веков не нуждался больше чем в одном исполнителе.

Во второй половине XVIII века появилось молоточковое фортепиано с

достаточно

широким

диапазоном,

со

способностью

к

постепенному

увеличению или уменьшению звучности, с дополнительным резонатором

педали. Значительно возросла полнота и сила его звучания, открывались

неведомовые регистровые краски, а новый гомофонный стиль музыки в этом

нуждался. Кроме того, распространенность бытования дуэтной игры,

связанная

с

доступностью

и

разнообразием

репертуара,

позволяла

музицировать в 4 руки людям, чье владение инструментом было далеким от

профессионального

совершенства.

Четырехручные

произведения

конца

XVIII

-

начала

XIX

века,

нередко

рассчитанные

на

невысокий

пианистический уровень, были доступны многим любителям и успешно

применялись в педагогической практике. Игра в четыре руки развивала у

взрослых и детей ансамблевые навыки.

Развитие

молодого

вида

ансамбля

(фортепианного

дуэта)

шло

стремительными шагами. К началу XIX столетия он располагал обширным

репертуаром и утвердился как самостоятельная форма музицирования,

который был доступен многим любителям музыки. Открылось новое

свойство фортепианного дуэта, сделавшего его ещё более популярным:

четырехручная

фактура

оказалась

способной

к

воспроизведению

оркестровых эффектов. На протяжении долгого времени четырехручные

версии симфоний, камерных ансамблей, опер, балетов были нередко

единственным источником ознакомления с ними.

Далее

фортепианный

ансамбль

стремительно

распространился

в

Европе и в России. Музыку для фортепианных ансамблей писали почти все

композиторы XIX столетия, однако особое место в истории четырехручного

ансамбля принадлежит Ф. Шуберту, наследство которого в этом жанре не

имеет аналогов в истории музыки. Он писал фортепианные дуэты с детских

лет до последних дней своей жизни, открыл совсем новые свойства фактуры,

достиг высочайшего мастерства в области колорита, ощущения объема,

новых красок инструмента.

В

первой

половине

XIX

века

в

Европе

возникает

увлечение

мультиклавирными ансамблями. Энтузиастом такого вида исполнительства

был Карл Черни. Увлеченность ансамблями перенял от своего учителя и

Ференц

Лист.

Не

было,

пожалуй,

ни

одного

крупного

пианиста-

современника, с кем бы Лист не играл собственные и чужие сочинения и

транскрипции.

Деятельность К. Черни и Ф. Листа положила начало новой важнейшей

функции фортепианного дуэта – музыкально-просветительской. Никакое,

пусть

даже

очень

внимательное

и

многократное

прослушивание

произведения не дает такого ознакомления с ним, какое можно получить,

проиграв его и попытавшись найти собственную интерпретацию. Это не

только познавательный процесс, но и участие в творческом процессе. Вошло

в обычай издавать симфонические, камерные, оперные произведения в

переложении для любого количества участников ансамбля.

Оркестровые тенденции, заложенные в природе фортепианного дуэта,

часто побуждали композиторов инструментовать свои, а иногда и чужие

четырехручные произведения, и в дальнейшем эти переложения иногда

становились

более

известными,

чем

оригиналы.

Так

случилось

с

«Венгерским танцами» И. Брамса, «Славянскими танцами» А. Дворжака,

«Детскими играми» Ж. Бизе.

Однако необходимо отметить, что в России фортепианный дуэт

распространялся прежде всего, как вид домашнего музицирования, как один

из способов приятного времяпровождения в частных салонах, без которых

невозможно представить себе культурную жизнь Москвы и Петербурга XIX

столетия.

Развитие фортепианного искусства, появление репертуара повышенной

сложности

требовали

от

исполнителей

все

более

виртуозного,

профессионального владения инструментом. Музыкальная жизнь и в России,

и

в

европейских странах

в

начале XX

столетия сосредотачивается

преимущественно на концертной эстраде. В парадных залах, при массовой

аудитории гораздо эффектнее выглядел ансамбль пианистов, играющих на

двух фортепиано.

Именно возможность играть любые произведения в четыре руки за

одним или за двумя фортепиано, возможность приближения к оркестровому

звучанию, а в случае с оперными транскрипциями – к воспроизведению

вокальных и хоровых партий в фортепианном ансамбле, и объясняет

необычайный репертуарный взрыв за счёт многочисленных транскрипций

разной степени трудности.

Сохранилось множество разрозненных свидетельств стремительного

распространения фортепианного дуэта в России как вида любительского

музицирования, а также как важнейшей составляющей педагогического

процесса. Но очевидно, что, в отличие от европейской традиции, дуэт, как

концертный

жанр,

утверждался

в

России

очень

медленно.

Являясь

неотъемлемой частью быта, сочинения в четыре руки в основном звучали в

салонах, но не в концертных залах.

Постепенно

мощная

волна

увлечения

четырехручным

дуэтом

схлынула, интерес к нему стал падать и вскоре этот жанр оказался почти

забытым. вытеснили традиции домашнего музицирования. В этот период

только педагогическая функция ансамбля сохраняла своё значение, поэтому

дуэтная литература развивалась прежде всего в направлении детского

репертуара.



В раздел образования




Яндекс.Метрика