Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА


Автор: Кудинова Ольга Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБПОУ "Суджанский сельскохозяйственный техникум"
Населённый пункт: город Суджа
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ

ЭФФЕКТИВНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

ТЕХНИКУМА

ОБПОУ «Суджанский сельскохозяйственный техникум»

г.Суджа,Курская обл.

Научный руководитель Кудинова О.Г.

Проблема

трудоустройства

всегда

являлась

актуальной

для

молодого

специалиста. Трудоустройство- критерий эффективности профессиональной

подготовки выпускников образовательного учреждения.

На рынке труда предъявляются все более жесткие требования к молодым

специалистам. В новых условиях функционирования и развития экономики

система образования вынуждена пересматривать представления о том, что

такое качественный специалист, каким должен быть процесс его подготовки.

Наряду с этим появляется проблема профессиональной социализации молодого

специалиста.

Процесс профессиональной социализации –это « процесс вхождения в

профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, а с другой

стороны- процесс активной реализации накапливаемого профессионального

опыта ,в котором различные типы адаптивного поведения проявляются не как

слепое

подчинение

внешним

требованиям,

а

как

выбор

оптимального

поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное

саморазвитие

left [4 right

.

Исследователи

данной

проблемы

считают

,что

профессиональная

социализация

является

многофакторным

и

многоуровневым

процессом

усвоения индивидом профессиональной культуры общества, его интеграции в

профессиональную

систему

путем

передачи

профессиональных

ценностей ,традиций и норм профессионального поведения

[

3

]

.

Как показывает анализ адаптации выпускников , особую роль на стадии

профессиональной подготовки будущих ветеринарных фельдшеров играет

социализация в период обучения в техникуме ,где студенты могут сопоставить

свои способности с требованиями современного рынка труда, так как

успешность профессиональной ветеринарной деятельности определяется не

только

профессиональными

знаниями

и

навыками

,но

и

умениями

реализовывать их в практической деятельности .

Подготовка

ветеринарных

фельдшеров

в

ОБПОУ

«Суджанский

сельскохозяйственный техникум» включает в себя прохождение учебной и

производственной

практики,

что

позволяет

осуществить

процесс

профессиональной социализации в ходе обучения, а также прохождение

преддипломной практики по месту предполагаемого трудоустройства

В целях изучения проблем профессиональной социализации выпускников

сельскохозяйственного

техникума

в

2014-2015

гг.

были

проведены

исследования среди выпускников специальности 36.02.01 Ветеринария, а также

работодателей, сотрудничающих с техникумом. В опросе приняло участие 60

человек. Первый этап исследования проходил перед выходом выпускников на

преддипломную практику. Согласно полученным результатам планировали

трудоустроиться

по

специальности

54%

опрошенных

,20%

собирались

продолжить

учебу

в

другой

сфере

деятельности,

26%

выпускников

предположили возникновение проблем при трудоустройстве по профессии.

Среди

таких

проблем

основными

были

названы

недостаточная

подготовленность к самостоятельной работе 33,3%, неуверенность в своих

действиях 51,7%, неумение применять теорию на практике 15%. В тоже время

около

80%

участников

опроса

полагали,

что

они

обладают

всеми

необходимыми знаниями и навыками для работы ветеринарного фельдшера.

После этого исследования в техникуме была проведена ярмарка вакансий, куда

были приглашены партнеры образовательной организации и потенциальные

работодатели. Также на встречу были приглашены выпускники прошлых лет,

успешно работающие в различных организациях связанных с сельским

хозяйством.

Следующим этапом стала преддипломная практика по месту предполагаемого

трудоустройства.

После

окончания

практики

был

проведен

повторный

опрос

,показавший

что

85%

студентов

планируют

трудоустроится

по

профессии в конкретные организации.

Опрос молодых специалистов показал, что 60% адаптировались на новом месте

в течении первого месяца оаботы,40% требовалась помощь наставника, но в

целом адаптация длилась не более двух месяцев. Выпускники отметили, что

вхождение в профессиональную среду в большей степени способствовала

прохождение

преддипломной

практики

по

месту

предполагаемого

трудоустройства, проводимые ярмарки вакансий, возможность обмена опытом

выпускниками прошлых лет.

Опрос работодателей проводился методом интервью. По мнению

опрашиваемых работодателей ,70% выпускников достаточно подготовлены к

самостоятельной работе и 30% требуется помощь наставника. Всреднем

адаптация этих выпускников продолжалась около двух месяцев, после чего они

могли работать самостоятельно.

Для повышения эффективности процесса профессиональной социализации и

соответствия требованиям, предъявляемым современными организациями к

молодым специалистам, желательно увеличить количество практических

занятий на базах практики

Таким образом связь образовательного учреждения с социальными партнерами

и будущими работодателями, встречи студентов с выпускниками техникума

способствуют

процессу

профессиональной

социализации

благодаря

погружению

обучающихся

в

атмосферу,

близкую

к

профессиональной

практической работе; повышению уверенностью в себе и веры в свои

профессиональные

возможности;

формированию

оптимального

психологического климата в общении с коллегами по работе.

Профессиональная социализация позволяет будущим работникам сельского

хозяйства войти в профессиональную среду, получить опыт профессиональной

деятельности, способствует профессиональному саморазвитию и овладению

профессиональными ценностями.

Литература

1 . Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учеб.

Пособие для аспирантов, преподавателей ,студентов. М.: МГУКИ,2003

2. Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации

молодых специаистов в период трансформации//Вестник СамГУ.2007.№1

3.

Митина

Л.М.,

Кричевский

Р.Л.

Профессиональная

социализация

личности//Проблемы профессиональной социализации личности/под ред.Л.М.

Митиной. Кемерово,1996

4. Кудрявцева А.Г. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V

Междунар.науч.конфер. Уфа: Лето,2014



В раздел образования




Яндекс.Метрика