Напоминание

"Традиции чаепития"


Автор: Скобелева Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1", дошкольное отделение "Земляничка"
Населённый пункт: г.о. Серпухов
Наименование материала: Непосредственная образовательная деятельность (с презентацией))
Тема: "Традиции чаепития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБОУ «Гимназия № 1»

дошкольное отделение Земляничка

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

на тему «Традиции чаепития»

Выполнила: воспитатель

Скобелева Надежда Владимировна,

Серпухов, 2023 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект НОД по образовательной области Познавательное развитие

Возрастная группа____старшая группа_______________

Тема ____ «Традиции чаепития»_____________________

Программные задачи:

Обучающие: Расширять общий кругозор детей. Обогащать и систематизировать знания детей о чае и

традициях

чаепития

на

Руси,

закреплять

умение

отгадывать

загадки,

умение

образовывать

прилагательные, закрепить знания пословиц, формировать умения согласовывать движения с текстом,

побуждать детей отвечать на вопросы, чётко проговаривая слова.

Развивающие:

Развивать

у

детей

память,

логическое

мышление,

воображение,

связную

речь,

расширять словарный запас, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории своего народа, уважать и чтить традиции.

Воспитывать патриотические чувства через приобщение к русской национальной культуре. Воспитывать

культуру поведения за столом. Применять полученные знания в жизни.

Способы организации детей: стоя в кругу, сидя полукругом.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, коробка с мешочками чая, скатерть, самовар, чайный сервиз,

разные виды чая, угощения (баранки, сушки, пряники, кусковой сахар).

Словарная работа плантация, традиции, легенда, кручи, дикорастущие.

Предварительнаяработа

Чтение художественной литературы(К.И.Чуковский «Федорино горе»,

«Муха-Цокотуха»,Д,Хармс

«Иван

Иваныч

Самовар»),беседы

о

тульском

самоваре

и

пряниках,

рассматривание чая(чёрного,

зелёного,

красного,травяного,фруктового) в

сухом

и

заваренном виде,

заучивание стихов,поговорок,частушек о чае, отгадывание загадок. Рассматривание картин В.Перова

«Чаепитие в Мытищах» , Б.Кустодиева «Купчиха за чаем», В.Бакшеева «Житейская проза» (Семейное

чаепитие), К.Маковского «За чаем», П.Лучановой «Чай», К.Коровина «За чайным столом». Работа с

родителями: беседа о семейных традициях.

Ход НОД:

п/п

Этап, его

продолжительность

Длитель-

ность*

Методы, формы, приёмы

1.

Открытый вход в

деятельность

1 мин.

Воспитатель

вносит

красивую

коробочку,

в

которой

лежат

тканевые

мешочки.

2.

Вводно –

организационный

1 мин.

Воспитатель:

-Попробуйте на ощупь и на запах определить, что в них находится?

3.

Мотивация на

деятельность

1 мин.

Загадывает загадку:

Восточное изобретенье – к нему желательно варенье, но если его нет, сойдёт

и парочка конфет. Что это?

-Правильно, это чай. (Слайд 1)

-Откройте мешочки и убедитесь.

- Чай- прекрасный, полезный напиток.

Чтение стихотворения.

Если хворь с кем приключится-

Чаем можно полечиться.

Чай всех снадобий полезней-

Помогает от болезней.

Чай в жару вас освежает

И в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг.

Чай здоровью- лучший друг!

4.

Объяснение нового

или расширение

имеющихся знаний

6 мин.

Сегодня мы поговорим о чае.

Родина чая - Китай. Посмотрите на карту, и вы увидите путь чая из Китая в

Россию. (Слайд 2)

Одна из старинных легенд (это рассказ о старинном событии в сказочной

форме) рассказывает о происхождении чая: давным-давно пастухи заметили,

что стоит овцам пощипать листья растения, растущего в горах, как они

начинают

резвиться

и

легко

взбираться

на

кручи.

Пастухи

решили

попробовать чудодейственную силу на себе. Они высушили листья, заварили

в кипятке, как это делали с другими лекарственными растениями и стали

пить ароматный настой, ощущая прилив сил и бодрости.

Чайные деревья – дикорастущие, достигают 15 метров в высоту, а чайные

кусты занимают огромные земельные площади - плантации. (Слайд 3)

Путь чая в Россию был долгим. В 17веке Россия заключила с Китаем договор

о постоянных поставках чая. Сначала он считался лечебным напитком и

стоил

очень

дорого.

Поэтому

чай

могли

купить

только

богатые

люди.

Крестьяне пили настои из трав и ягод (мята, чабрец, календула, ромашка) и

лишь

в

особых

случаях

покупали

чай.

Поэтому

и

возникло

выражение

«Чайком побаловаться»

Многие художники отразили в своих картинах чаепитие.

В.

Перов

«Чаепитие

в

Мытищах»,

Б.

Кустодиев

«Купчиха

за

чаем»,

К.Коровин «За чайным столом», В. Бакшеев «Житейская проза» (Семейное

чаепитие), К.Маковский «За чаем», П.Лучанова «Чай». (Слайд 4, 5, 6)

5.

Динамическая пауза

2 мин.

Сейчас все люди могут купить чай в магазине.

-В чём кипятят воду для чая?

-В чайнике.

Физминутка

Я чайник –ворчун, хлопотун, сумасброд

(шагаем на месте)

Я всем напоказ выставляю живот

(руки на поясе, повороты туловища влево- вправо)

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

(хлопаем в ладоши)

«Эй, люди, я с вами попить чай хочу!»

(прыжки на месте)

6.

Объяснение нового

или расширение

6 мин.

- Сейчас я вам загадаю загадки и мы узнаем, что нужно для чаепития.

1Перед употреблением-сухой и твёрдый.

После употребления-сырой и мягкий.(Чай)

имеющихся знаний

2Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода поспела!» (Чайник)

3.Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица.

С одной рукой милашка,

Синенькая ……(Чашка)

4.Непреступная на вид,

Подбоченившись стоит.

А внутри-то, посмотри-

Угощения внутри.(Сахарница)

5.Большая голова и лёгкий стан.

У той, что любит

головой нырять в стакан.(Чайная ложка)

6.По цвету –снег, по вкусу- мёд.

Во рту он тает, будто лёд.(Сахар)

7.Маленькое, сдобное, колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем.(Бублик)

(Слайд 7)

Последняя загадка про самовар.

8.У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит

- Главным атрибутом чаепития является самовар (Слайд 8)

-Захотелось чаю – ставь самовар.

Для

русского

человека

самовар

символ

семейного

уюта,

дружеского

общения.

Недаром в народе говорили:

«Печка – матушка, а самовар – батюшка»

- А в каком городе изобрели самовар?

-В Туле.

Чаепитие на Руси имело свои правила. До прихода гостей хозяин наливал

свежую воду, разогревал самовар, а хозяйка накрывала стол скатертью,

ставила чашки с блюдцами, розетки для варенья, мёда, сахарницу с кусковым

сахаром и подавала блины, пряники, сушки, баранки.

Чай заваривал в заварочном чайнике хозяин-глава семьи, а разливала из

самовара хозяйка.

6.

Практическая работа

5 мин.

На Руси любили чай и умели его заваривать. Для большего аромата в чай

добавляли душистые целебные травы.

Дидактическая игра «Какой чай?»

-Если чай завариваем с листьями земляники, он какой? -земляничный

-жасмина- жасминовый

-малины- малиновый

-клубники- клубничный

-смородины- смородиновый

-если добавляли кусочки фруктов?

-фруктовый

-если добавляли кусочки ягод?

-ягодный

- Ребята, вы знаете,

что русский народ придумал много пословиц и

поговорок о чае и чаепитие.

-Я буду начинать фразу, а вы попробуйте закончить:

Чай не пьёшь, откуда силы…...возьмёшь?

Чай пьёшь, до ста лет………….проживёшь.

Пей чай- удовольствие ……….получай.

Чай пить – не дрова…………..рубить.

Попей чайку – забудешь……...тоску.

За чаем - ……………………..не скучаем.

Чай пить – славно …………...жить.

Самовар кипит – уходить ……..не велит.

7.

Открытый выход из

деятельности

3 мин.

Воспитатель:

- Теперь, ребята, вы можете пригласить к себе в гости друзей и рассказать им

историю возникновения чудесного напитка и угостить чашкой вкусного,

ароматного, полезного чая.

-В каждой семье любят пить чай и при встрече угощать чаем.

-И я вас сейчас приглашаю на чаепитие в русских традициях с самоваром и

угощениями.

Звучит музыка. Дети садятся за столы .За чаем ведётся беседа о том, что им

понравилось и запомнилось. Дети делятся друг с другом у кого какой чай.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТЕМУ «ТРАДИЦИИ ЧАЕПИТИЯ»

Приложение

МБОУ «Гимназия № 1»

дошкольное отделение Земляничка

Серпухов, 2023

В. ПЕРОВ «ЧАЕПИТИЕ

В

МЫ

Т

И

ЩАХ

»

Б. КУСТОДИЕВ

«КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ»

.

К МАКОВСКИЙ

«

»

ЗА ЧАЕМ

.

К КОРОВИН

«

»

ЗА ЧАЙНЫМ СТОЛОМ

.

П ЛУЧАНОВА

«

»

ЧАЙ

.

В БАКШЕЕВ

«

»

ЖИТЕЙСКАЯ ПРОЗА



В раздел образования




Яндекс.Метрика