Напоминание

Экологическое воспитание в рамках реализации функциональной грамотности на уроках географии


Автор: Гренкевич Екатерина Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3"
Населённый пункт: г.Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание в рамках реализации функциональной грамотности на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Экологическое образование и воспитание в школе ставит своей целью формирование

бережного отношения человека к окружающей его среде, воспитание у школьников

экологической культуры в процессе практической, созидательной деятельности.

Цель экологического воспитания школьников:

углубление знаний о природе и формирование ответственного отношения к ней;

воспитание экологической культуры учащихся, включающей признание ценности

природы, убеждение в необходимости сбережения природных ресурсов для живущих и

будущих поколений, чувство ответственности за судьбу окружающей среды и понимание

неразрывной связи природы и общества.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

расширение экологических представлений школьников;

углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование

ряда основополагающих экологических понятий;

обеспечение широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по

изучению и охране окружающей среды.

Образовательная деятельность МАОУ «Лицей №3» ГО г.Стерлитамак РБ обладает

значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников.

Знания в области экологии необходимы для того, чтобы помочь ребенку выйти на путь

сотрудничества с окружающим миром, обрести гармонию во взаимодействии с ним,

помочь развивающейся личности присвоить ценности и идеалы гуманного человека. В

процессе образования, учащиеся имеют возможность осмыслить происходящие в мире и

стране процессы, сформировать собственную позицию в отношении проблем,

затрагивающих каждого человека, сознательно исполнять свой гражданский долг перед

обществом и будущими поколениями.

Экологическое образование – формирование системы научных знаний, взглядов и

убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей

среде, активной деятельности по изучению и охране своей местности, защите и

возобновлению природных богатств.

Определены уровни экологического образования учащихся лицея: экологическое

просвещение и формирование экологического сознания.

Экологическое образование обучающихся начинается с 1 класса на уроках окружающего

мира.

Школьная география в 5-11 классах отражает основы географической науки, отличается

от других учебных дисциплин комплексным подходом к изучению природы, общества и

характера их взаимоотношений. География является одним из школьных предметов,

интегрирующих естественнонаучные и социально-экономические знания. Все это

позволяет утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом для

достижения целей экологического обучения.

Курс биологии (5-11 класс) непосредственно участвует в формирование социального

опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек –

природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил

поведения в ней. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между

познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и

перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и

целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Роль школьного курса химии (8-11 классы) в экологическом образовании обуславливается

тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы

движения материи и ее значимость в материальной жизни общества.

Успех экологического образования и воспитания в школе зависит от использования

разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также

преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей

среды. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в

природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных

уроках проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и

растительности окружающей местности, выявления их особенностей.

Таким образом, в предметах учебного плана школы воспитывается ответственное

отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты, внимание друг к

другу, что создаёт наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного

развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.

В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное

средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя

формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической

работы, в школе за 2020-2021 учебный год проделана следующая работа:

классными руководителями 7-10 классов проведены экологические субботники,

экологические классные часы

в рамках акции «Зеленая Башкирия» проведена высадка деревьев, растений, сбор

пластика, посадка семян, осуществляется уход за растениями в лицее.

конкурс творчества «Елочка, живи!». «Берегите первоцвет!», «Вода и жизнь»

проведены два всероссийских урока экологии «Изменение климата» и

«Энергосбережение»

проведена акция «Цветландия», в ходе которой школьные клумбы пополнились

разнообразными цветами;

учителями географии Аглиуллиной З.З и Гренкевич Е.С. был проведен Всероссийский

экологический диктант, в котором приняли участие более 100 учеников 7-11 класса.

Неоднократно обучающиеся успешно участвовали в экологических конференциях,

квестах и олимпиадах, где показали отличные результаты. Под руководством учителя

биологии Гумеровой С.М. ученица 11а класса Усманова Камила стала призером

ремпубликанского этапа ВОШ по экологии и биологии. Также на муниципальном уровне

ВОШ по экологии стала победителем Абдуллина Сумбель, ученица 8а класса.

Учащиеся профильных классов, под руководством учителей химии Субаевой О.М и

Ботарёвой И.В. приняли участие в Международной научно-практической конференции

«Актуальные проблемы и направления развития технологий органического и

неорганического синтеза». Ученики 11а класса Зиновьев Максим и Степанов Артем стали

призерами олимпиады по химии. Хомич Никита, ученик 11а показал отличные результаты

по химии в НПК не только на муниципальном, но и на региональном уровне.

Ежегодно обучающиеся нашей школы – активные участники акции «Покормите птиц»,

«Поможем пернатым друзьям», по изготовлению кормушек и скворечников, проведение

которой пользуется наибольшей популярностью.

Традиционными в школе стали такие мероприятия, как субботники по очистке территории

школы, работа на пришкольных участках, и различные акции по благоустройству и

озеленению на пришкольных участках.

Классными руководителями проводены классные часы на темы: «Берегите лес от

пожаров», «Защитим нашу Землю», «Что такое экология», «Охрана животных», «Красота

дикой природы» и т.д.

В прошедшем учебном году по экологическому воспитанию проведено немало

мероприятий. Мы продолжим работу по экологическому воспитанию в новом учебном

году с использованием интересных методов и форм воспитания и обучения.

Определены цели и задачи на 2022-2023 учебный год:

Цель: сформировать высокую культуру поведения учащихся в окружающей среде,

ответственное отношение к природе как к общественному достоянию в соответствии с

моральными и правовыми нормами. Изучать явления природы, формировать бережное

отношение к ней, воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, чувство гармонии

человека и природы, сопричастности его к окружающему миру.



В раздел образования




Яндекс.Метрика