Автор: Гренкевич Екатерина Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3"
Населённый пункт: г.Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание в рамках реализации функциональной грамотности на уроках географии
Раздел: среднее образование
Экологическое образование и воспитание в школе ставит своей целью формирование
бережного отношения человека к окружающей его среде, воспитание у школьников
экологической культуры в процессе практической, созидательной деятельности.
Цель экологического воспитания школьников:
углубление знаний о природе и формирование ответственного отношения к ней;
воспитание экологической культуры учащихся, включающей признание ценности
природы, убеждение в необходимости сбережения природных ресурсов для живущих и
будущих поколений, чувство ответственности за судьбу окружающей среды и понимание
неразрывной связи природы и общества.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
расширение экологических представлений школьников;
углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование
ряда основополагающих экологических понятий;
обеспечение широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по
изучению и охране окружающей среды.
Образовательная деятельность МАОУ «Лицей №3» ГО г.Стерлитамак РБ обладает
значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников.
Знания в области экологии необходимы для того, чтобы помочь ребенку выйти на путь
сотрудничества с окружающим миром, обрести гармонию во взаимодействии с ним,
помочь развивающейся личности присвоить ценности и идеалы гуманного человека. В
процессе образования, учащиеся имеют возможность осмыслить происходящие в мире и
стране процессы, сформировать собственную позицию в отношении проблем,
затрагивающих каждого человека, сознательно исполнять свой гражданский долг перед
обществом и будущими поколениями.
Экологическое образование – формирование системы научных знаний, взглядов и
убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей
среде, активной деятельности по изучению и охране своей местности, защите и
возобновлению природных богатств.
Определены уровни экологического образования учащихся лицея: экологическое
просвещение и формирование экологического сознания.
Экологическое образование обучающихся начинается с 1 класса на уроках окружающего
мира.
Школьная география в 5-11 классах отражает основы географической науки, отличается
от других учебных дисциплин комплексным подходом к изучению природы, общества и
характера их взаимоотношений. География является одним из школьных предметов,
интегрирующих естественнонаучные и социально-экономические знания. Все это
позволяет утверждать, что школьная география обладает значительным потенциалом для
достижения целей экологического обучения.
Курс биологии (5-11 класс) непосредственно участвует в формирование социального
опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек –
природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил
поведения в ней. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между
познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и
перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и
целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Роль школьного курса химии (8-11 классы) в экологическом образовании обуславливается
тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы
движения материи и ее значимость в материальной жизни общества.
Успех экологического образования и воспитания в школе зависит от использования
разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также
преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей
среды. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в
природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных
уроках проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и
растительности окружающей местности, выявления их особенностей.
Таким образом, в предметах учебного плана школы воспитывается ответственное
отношение к природе, забота школьников о сбережении ее красоты, внимание друг к
другу, что создаёт наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного
развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.
В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное
средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя
формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической
работы, в школе за 2020-2021 учебный год проделана следующая работа:
классными руководителями 7-10 классов проведены экологические субботники,
экологические классные часы
в рамках акции «Зеленая Башкирия» проведена высадка деревьев, растений, сбор
пластика, посадка семян, осуществляется уход за растениями в лицее.
конкурс творчества «Елочка, живи!». «Берегите первоцвет!», «Вода и жизнь»
проведены два всероссийских урока экологии «Изменение климата» и
«Энергосбережение»
проведена акция «Цветландия», в ходе которой школьные клумбы пополнились
разнообразными цветами;
учителями географии Аглиуллиной З.З и Гренкевич Е.С. был проведен Всероссийский
экологический диктант, в котором приняли участие более 100 учеников 7-11 класса.
Неоднократно обучающиеся успешно участвовали в экологических конференциях,
квестах и олимпиадах, где показали отличные результаты. Под руководством учителя
биологии Гумеровой С.М. ученица 11а класса Усманова Камила стала призером
ремпубликанского этапа ВОШ по экологии и биологии. Также на муниципальном уровне
ВОШ по экологии стала победителем Абдуллина Сумбель, ученица 8а класса.
Учащиеся профильных классов, под руководством учителей химии Субаевой О.М и
Ботарёвой И.В. приняли участие в Международной научно-практической конференции
«Актуальные проблемы и направления развития технологий органического и
неорганического синтеза». Ученики 11а класса Зиновьев Максим и Степанов Артем стали
призерами олимпиады по химии. Хомич Никита, ученик 11а показал отличные результаты
по химии в НПК не только на муниципальном, но и на региональном уровне.
Ежегодно обучающиеся нашей школы – активные участники акции «Покормите птиц»,
«Поможем пернатым друзьям», по изготовлению кормушек и скворечников, проведение
которой пользуется наибольшей популярностью.
Традиционными в школе стали такие мероприятия, как субботники по очистке территории
школы, работа на пришкольных участках, и различные акции по благоустройству и
озеленению на пришкольных участках.
Классными руководителями проводены классные часы на темы: «Берегите лес от
пожаров», «Защитим нашу Землю», «Что такое экология», «Охрана животных», «Красота
дикой природы» и т.д.
В прошедшем учебном году по экологическому воспитанию проведено немало
мероприятий. Мы продолжим работу по экологическому воспитанию в новом учебном
году с использованием интересных методов и форм воспитания и обучения.
Определены цели и задачи на 2022-2023 учебный год:
Цель: сформировать высокую культуру поведения учащихся в окружающей среде,
ответственное отношение к природе как к общественному достоянию в соответствии с
моральными и правовыми нормами. Изучать явления природы, формировать бережное
отношение к ней, воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, чувство гармонии
человека и природы, сопричастности его к окружающему миру.