Автор: Павлюк Вера Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Новомирская СОШ"
Населённый пункт: п. Новый Мир,Троицкий р-н, Челябинская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Технология читательской грамотности на уроках литературы"
Раздел: среднее образование
Технология читательской грамотности на уроках литературы
статья
Автор: учитель русского
языка и литературы
Павлюк Вера Ивановна
«Новомирская СОШ» Троицкий р-н
Челябинская обл.
Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет
разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий,
она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце
чувством любви к миру, к человечеству.
М.Горький
Федеральный государственный образовательный стандарт нового
поколения включает задачу по формированию функциональной грамотности
младших
школьников
и школьников
среднего
звена.
Читательская
грамотность — важнейший метапредметный результат обучения и является
компонентом
функциональной
грамотности.
Функционально
грамотная
личность – это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди
людей,
обладающий
определенными
качествами,
ключевыми
компетенциями.
Задача учителя - организовать полноценное, глубокое
восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им
представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться
на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности
увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими
словами - сформировать читательские умения и навыки.
На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный
ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять
накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их
на практике.
Из практики работы следует понимать ситуацию конкретного класса и
конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над
формированием этих действий существенно повышает результаты учеников.
Для реализации ФГОС на уроках литературы нужно решить следующие
методические задачи:
создать
в
пространстве
деятельности
ученика
значимую
для
него
проблемную ситуацию;
наполнить
проблемную
ситуацию
противоречивостью
в
состоянии
исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия
учеником как проблемы;
сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую
из осознанной учеником проблемы.
Решить этот вопрос можно посредством использования приёмов создания
проблемной ситуации:
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки
зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
3. Шаг 1. Дать возможность учащимся высказать житейское представление
посредством вопроса или практического задания «на ошибку».
Шаг
2.
Предъявить
научный
факт
сообщением,
экспериментом
или
наглядностью.
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6.
Шаг
1.
Дать
невыполнимое
практическое
задание,
сходное
с
предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Еще одна постановка проблемы на уроке – это сообщение темы с
мотивирующим приемом, которое заключается в том, что учитель опережает
сообщение
готовой
темы
либо
интригующим
материалом,
либо
характеристикой
значимости
темы
для
самих
учащихся.
Для
этого
существуют
специальные
приемы,
известные
как
«яркое
пятно»
и
«актуальность». Как «яркое пятно» могут выступать сказки, легенды,
фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки,
культуры и повседневной жизни, репродукции картин, т.е. любой материал,
способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки
связанный с темой урока.
Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости
предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба
мотивирующих приема используются одновременно.
Основной подход при разработке заданий по читательской грамотности в
основан на понимании чтения как «средства, инструмента для решения
задачи
(проблемы), находящейся за рамками самой ситуации чтения. Исходным
является
представление о том, с какими текстами и в каких ситуациях сталкивается
современный
человек,
какие
коммуникативные,
организационные,
информационные
задачи
ему
приходится решать. Задачи, которые ставятся по отношению к этим текстам,
аналогичны
реальным задачам, возникающим в «жизненных ситуациях» встречи с
подобным
текстом»
Слово учителя активизирует мыслительную и речевую деятельность
учащихся, чему способствуют сочетаемые с ним вопросы к учащимся или
учащихся к преподавателю.
Технология обучения на примере конкретных ситуаций.
Предлагаю свой
авторский текст.
Примеры создания проблемных
ситуаций.
Цели:
Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь
нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Способствовать усвоению понятий: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”,
“гуманность”, а также развитию нравственного самопознанию.
Задачи:
Помочь учащимся раскрыть содержание понятия “милосердие”.
Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Применяемые
методики: методика
использования
информационных
технологий во внеурочное время.
Технологии:
технология
проблемного
обучения,
информационные
технологии, групповая технология.
Оборудование: компьютер, толковые словари русского языка (С.И.
Ожегова), фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.
Практическая часть. Чтение текста
Год дракона
Январь не предвещал ничего особенного кроме длинных, зимних каникул
в стране. Страна беззаботно спала.
С трудом раскрыв глаза, посмотрела в окно. Светло, наверно,
одиннадцать. Внимание
привлёк пакет, который повис на проводах.
Приглядевшись, ужаснулась, это был голубь. Он запутался почему-то в
проводах и яростно боролся за свою жизнь.
Что делать? Но почему до сих пор никто его не спас. Люди проходили
мимо, останавливались, смотрели с любопытством и шли дальше.
Надо кормить сына, быстрей за покупками в магазин! По дороге думала:
вот он проснётся и увидит это зрелище, это равнодушие прохожих. И как он
будет жить дальше? Вот также в полудрёме. Одна бабушка приостановилась
и сказала: «Надо позвонить…»
Хотелось вернуться и обрадоваться, что на проводах нет голубя.
Прошло два часа.
Картина продолжалась…Только голубь, смыкая провода, бился всё
сильнее, и капли, казалось человеческой крови, падали на белый январский
снег.
Придя домой, стала поспешно звонить. Но проблема не решалась так
быстро. А глава нашего ЖЭКа, ответил, что это не их столбы, а принадлежат
другой организации. В городских сетях главы очень долго выясняли разницу
между освещением домов и основной линией. Звонки, словно огненные
языки, шли от главы к главе. Да, той бабушке с такими разговорами по
телефону не справиться. На глазах постоянно наворачивались слёзы « ...за
державу обидно»
Вечерело.
Всё сложнее было подходить к окну. В глубоком мраке бился голубь, озаряя
всё вокруг. Но круг по его спасению смыкался. Иногда он замирал. И мы с
сыном думали, что он умер. И так думали многие, кто смотрел в окно. Но он
глупый, делал резкий взмах крыльями, и снова искры электричества вместе с
капельками крови продолжали падать на снег.
Наконец-то раздался звонок из районных электросетей. Удивительно, это
им принадлежали злосчастные провода. Приехали быстро. Бережно сняли
голубя. Оказывается, это был свадебный голубь, он запутался ниточкой,
которая была привязана к его ноге. Нога была сломана.
Дома мы наложили «гипс» и оставили жить в ванной. А когда стал летать
в своей тесной квартирке, отнесли его к самой красивой церкви в нашем
городе, к ней идут молодожёны в счастливый день.
Так начался год дракона. ( Павлюк В.И. )
Примеры создания проблемных ситуаций:
Задание к уроку на тему милосердие
Придумать вопросы к тексту?
Найти проблемы поставленные автором7
Сравнить судьбы людей и голубя.
Что значит быть милосердным?
Применимы ли эти слова к другим
жизненным ситуациям?
Какие вопросы у вас возникли при чтении повести?
Что бы вы хотели обсудить?
Мнения учащихся выслушиваются, записываются ключевые слова. Возникает
коллизия, формулируется проблема.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему.
Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста,
которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте
чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Проанализируйте
смысловую
связь
между
примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)
по проблеме исходного текста.
Из рекомендованных заданий и вопросов учителем выбирает те, которые
соответствуют возрастной ступени обучения.
А вот ещё пример по проблемной ситуации на уроке «Милосердие в наших
сердцах»
У древних учение начиналось с положения руки на сердце. При этом учитель
спрашивал: «Слышишь ли?» И ученик отвечал: «Слышу». «Это бьется сердце
твое, но это лишь первый стук во врата Великого сердца. Если не будешь
внимать биению сердца своего, то оглушит тебя биение Великого Сердца»,-
так в простых словах давался указ, так через познание самого себя давался
путь к беспредельности. Даже в самые древние времена люди понимали
значение сердца. Они считали сердце обителью Бога, и в этом не следует
видеть отсталость их сознания. Может быть, именно поэтому в старой азбуке
буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З«Земля»
Л«Люди»
М«Мысль»
Д «Добро»
Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите
Добро.
В современном (цивилизованном – как принято говорить ) обществе
предпочтение отдается интеллекту, хотя многие знают, что ум-интеллект
может быть и лукав, и расчетлив, а порой и жесток, и холоден, но именно
сердце называют мудрым. Мудрость, как известно, умеет видеть дальше
рассудка, она богаче и выше интеллекта . - Очень трудно среди нас найти
тех, которые не встречались бы с трудностями при общении с детьми. Трудно
среди детей найти таких, которые всегда понимают и поддерживают
родителей, учителей. Есть сердце золотое, мудрое и доброе, есть сердце
всепрощающее и всепонимающее, есть сердце неведомо загадочное…На
таких понятиях строится урок о милосердии.
Цель урока «Милосердие в наших сердцах»
Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь
нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Способствовать усвоению понятий: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”,
“гуманность”, а также развитию нравственного самопознанию.
Задачи:
Помочь учащимся раскрыть содержание понятия “милосердие”.
Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Применяемые
методики: методика
использования
информационных
технологий во внеурочное время.
Технологии:
технология
проблемного
обучения,
информационные
технологии, групповая технология.
Форма проведения: проблемная беседа, тренинг.
Оборудование: компьютер, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова),
фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.
Актуализация знаний: Слово учителя: итак, что же такое милосердие? Как вы
понимаете
значение этого слова? (Учащиеся
высказывают
различные
мнения). Подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть
смысл
слова
«милосердие»?
(Доброта,
жалость,
помощь,
прощение).
Скажите, кто может быть милосердным? (Человек). Встречались ли вам
милосердные
люди?(Примеры
из
жизни)
Давайте
посмотрим,
какое
определение дается в толковом словаре С.И.Ожегова. Милосердие – это
готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания,
человеколюбия. Что главное в объяснении значения слова? (Готовность
помочь, оказать помощь. Милосердие – это поступок, поступок добрый, во
благо, за который не ждут вознаграждения). А можете ли вы совершать
милосердные поступки? Помогать, прощать, дарить тепло своей души,
улыбаться людям? Основная часть: Слово «милосердие» состоит из двух
частей – милость и сердце, то есть можно сказать, что оно означает сделать
милость сердцу. Как просто звучит и как порою тяжело бывает нам это
сделать. Милосердие – очень емкое слово, его смысл глубок. Можно
дополнить определение, данное в толковом словаре, так: приносить
окружающим добро, не только людям, но и растениям, животным. А такая
возможность представляется в жизни каждому человеку. Давайте послушаем
притчу и подумаем, чему ее текст может нас научить, какие можно сделать
выводы из прочитанного. Ничего такого, что было бы неправдой.
Практическая часть. Текст для чтения.
Слепой
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой
возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у
которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару
монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её
слепому человеку и ушёл. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа
нуждающегося полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли
был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что
именно он написал. Тот ответил: — Ничего такого, что было бы неправдой. Я
просто написал её немного по-другому. Он улыбнулся и ушёл. Новая надпись
на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
Последнее предложение не читается. Дети сами должны его домыслить.
Подумать. То есть прийти к той азбуке , о которой говорилось выше. Азбука
как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.
Примеры вопросов для проблемной ситуации на уроке.
Что бы сделал ты на месте главного героя?
Почему автор закончил произведение именно так?
Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?
Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную
и второстепенную
информацию,
замечать
различные
взаимосвязи
и параллели
Мнения учащихся выслушиваются, записываются ключевые слова. Возникает
коллизия, формулируется проблема.
Ожидаемые результаты:
Развитие нравственного самопознания учащихся, а также усвоение такие
понятий, как «доброта», «толерантность», «милосердие», «сопереживание»
и др.
Раскрытие внутреннего мира подростков и формирование устойчивых
общечеловеческих ценностей.
Формирование культуры ведения беседы, умения анализировать поступки
окружающих и свои.
Применяемые методики: беседа с элементами дискуссии,
Создание
проблемной ситуации, психологические упражнения, технология развития
критического мышления через чтение.
ФГОС
основного
общего
образования
устанавливает
требования
к
результатам
освоения
обучающимися
образовательной
программы
на
основе принципов метапредметности:
освоения межпредметных понятий и УУД;
способности их использования в учебной, познавательной и социальной
практике;
самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности;
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
построения индивидуальной образовательной траектории.
Наиболее эффективными средствами включения учащихся в процесс
творчества
на
уроке
способствует
использование
современных
образовательных технологий:
технология проблемного обучения,
интегрированного обучения,
игрового обучения,
развивающего обучения,
индивидуального обучения,
технология обучения на примере конкретных ситуаций,
информационные
технологии:
использование
компьютера
для
поиска
необходимой информации.
В процессе обучения современный школьник должен получить не только
предметные знания, но и умение применять эти знания в практической
деятельности, поэтому методологической основой новых ФГОС является
системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает:
свободу выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику
предоставляется право выбора);
открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать
ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого
курса);
деятельность
(освоение
учениками
знаний,
умений,
навыков
преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать
свои знания);
идеальность (высокого КПД) (максимально использовать возможности,
знания, интересы самих учащихся);
обратную связь (регулярно контролировать процесс обучения при помощи
развитой системы приемов обратной связи).
Задача технологии чтения преследует определенные педагогические цели:
выявление у школьников способности к переносу известных способов
действий в новую для них модельную ситуацию. Для достижения цели
учащиеся должны продемонстрировать уровень сформированности умения
учиться.
И применяемые методики: беседа с элементами дискуссии,
психологические упражнения, игровые технологии, технология развития
критического мышления через чтение способствуют желанию учиться
Отличительные черты школьника с развитой читательской грамотностью:
успешно решает разные бытовые проблемы;
умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление
изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания
на практике
не формируется
за один
урок,
процесс
повышения
функциональной
грамотности
логично
встроен
в учебную
программу
нескольких лет.
Таким образом, формирование читательской грамотности учеников —
задача
каждого
современного
педагога.
Это
непростой
процесс,
где
от самого
учителя
требуется
креативность
и творческое
мышление,
использование
инновационных
форм
и методов
обучения.
Успешное
освоение
компонентов
читательской
грамотности
поможет
воспитать
инициативную,
самостоятельную,
социально
ответственную
личность,
которая
способна
адаптироваться
и находить
свое
место
в постоянно
меняющемся мире