Автор: Серебренников Владимир Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13 имени Э.А. Быкова"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Раздел: среднее образование
МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова», Центрального Округа, г. Новосибирска
«Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе»
Учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Серебренников Владимир Николаевич
2023 год
Ориентация на здоровье сберегающие технологии в обучении являются одной из главных и
актуальных задач всей системы образования.
К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровье сберегающих
технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Свою работу в качестве
учителя физической культуры я стараюсь строить с учениками, учителями, родителями, таким
образом, чтобы здоровье сбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.
Новое, это хорошо забытое старое, наполненное усовершенствованным понятийным аппаратом, а
вопросам здоровья уделяли и уделяем всегда большое внимание.
Цель здоровье сберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от
неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность
сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у
учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по
здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи здоровье сберегающих образовательных технологий в свете внедрения
ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и
культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и
сохраняющих здоровье школьников.
В здоровье сберегающих технологиях применяют такие методы как:
фронтальный;
групповой;
практический;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный;
активные методы обучения.
В здоровье сберегающих технологиях применяют следующие приёмы:
защитно-профилактические;
компенсаторно-нейтрализующие;
стимулирующие;
информационно-обучающие.
Важно помнить, что мы сами можем сохранять и возвращать своё здоровье. Сила внутри нас, надо
только научиться ею пользоваться и научить этому своих учеников.
-Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах,
расставаниях с близкими и дорогими людьми, в поздравлениях мы желаем им доброго и крепкого
здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье
помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи. Доброе
здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и
активную жизнь.
Принципы здоровье сберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и
психологического здоровья.
принцип двигательной активности;
принцип оздоровительного режима;
принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
принцип реализации эффективного закаливания;
принцип психологической комфортности;
принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей
модальности, темперамента, билатеральности);
На уроках физической культуры я могу решить проблему организации физической активности
обучающихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья
напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их
часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение
компьютерными играми, Интернетом, недостаток желания заниматься физкультурой и спортом –
главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к
задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников,
общему ухудшению состояния здоровья.
Пути решения проблемы:
1. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум 3 часа в неделю).
2. Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой
здоровья»).
3. Использование между уроками малых форм физической активности обучающихся
(физкультминутки, физкульт паузы, динамические часы и др.).
4. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников
гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей-
предметников).
Среди здоровье сберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются
несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными
методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будут физкультурно-
оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие обучающихся. К ним
относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств,
отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
Группы здоровье сберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых
используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы
работы:
Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение
надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПин, и
функционирование в школах медицинского кабинета.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся:
закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном
данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности,
витаминизация, организация здорового питания)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся,
внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровье
сберегающих факторов. Контрольные испытания, задания и т.д. должны лишь давать исходную (и
текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в
каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее
тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания
соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с
другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше,
чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть
реальными и стимулировать учащихся к активной работе.
Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость
имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры,
туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-
сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы
и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.
Освобожденным от занятий физической культурой, надо предлагать подготовить доклады и
сообщения по ЗОЖ.
На некоторых уроках использую вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети
основные понятия и правила «здоровье сбережения»:
1.Дайте определение понятиям "Здоровый образ жизни".
2.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?
3.Назовите 10 причин сказать:" Нет" наркотикам.
4.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?
5.Как правильно дышать:
— ртом
— носом
— ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего
здоровья.
Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний,
навыков в равновесии дают возможность организовать работу детей в основной медицинской
группе и подготовительной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей
школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки.
С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности провожу на свежем воздухе. Все
уроки должны иметь высокую моторную плотность. На уроках использую фронтальный и
групповой методы. При этом наиболее эффективно себя показал поточно-групповой способ.
Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят
тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности
их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и
взаимообусловленности его элементов. Материал урока необходимо располагать в строгой
логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением
баскетбольного мяча, имитационные упражнения – лазанием по гимнастической скамейке ,
прыжковый бег – передачей мяча в парах. Для обеспечения эффективного здоровье-сберегающего
процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать
учебную нагрузку и режим занятий, использую здоровье сберегающие технологии с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
Необходимо создать в гимназии благоприятный эмоциональный и психологический климат, а также
всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и
родителей.
Здоровье сберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:
— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного
процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний
переутомления, гиподинамии;
— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя
на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников; сюда же относится
и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению
грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации
их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие
также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков,
просвещение их родителей.
Здоровье самого учителя. Немало важным является сохранение здоровья самого учителя. А
здоровы ли наши учителя? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как
профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического
здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со
стажем работы в школе 15 - 20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание". У
трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто
нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя.
Учитель - напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться
собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении,
вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние. Тест - тренинг .Пропишите себе рецепт
оздоровления. Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно с нас. А как один из
рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают
серьёзные научные исследования психологов, физиологов.
1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило
Теперь давайте попробуем вернуть её себе! Способ можно выбрать любой: просто улыбнуться;
вспомнить что то приятное;
И давайте помнить о том, что Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая,
социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми,
природой, наконец, самим собой.