Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе


Автор: Серебренников Владимир Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №13 имени Э.А. Быкова"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова», Центрального Округа, г. Новосибирска

«Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе»

Учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Серебренников Владимир Николаевич

2023 год

Ориентация на здоровье сберегающие технологии в обучении являются одной из главных и

актуальных задач всей системы образования.

К этому относится создание оптимальных условий для реализации здоровье сберегающих

технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Свою работу в качестве

учителя физической культуры я стараюсь строить с учениками, учителями, родителями, таким

образом, чтобы здоровье сбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом.

Новое, это хорошо забытое старое, наполненное усовершенствованным понятийным аппаратом, а

вопросам здоровья уделяли и уделяем всегда большое внимание.

Цель здоровье сберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от

неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность

сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у

учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по

здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровье сберегающих образовательных технологий в свете внедрения

ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и

культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и

сохраняющих здоровье школьников.

В здоровье сберегающих технологиях применяют такие методы как:

фронтальный;

групповой;

практический;

познавательная игра;

ситуационный метод;

игровой метод;

соревновательный;

активные методы обучения.

В здоровье сберегающих технологиях применяют следующие приёмы:

защитно-профилактические;

компенсаторно-нейтрализующие;

стимулирующие;

информационно-обучающие.

Важно помнить, что мы сами можем сохранять и возвращать своё здоровье. Сила внутри нас, надо

только научиться ею пользоваться и научить этому своих учеников.

-Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах,

расставаниях с близкими и дорогими людьми, в поздравлениях мы желаем им доброго и крепкого

здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье

помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи. Доброе

здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и

активную жизнь.

Принципы здоровье сберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и

психологического здоровья.

принцип двигательной активности;

принцип оздоровительного режима;

принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;

принцип реализации эффективного закаливания;

принцип психологической комфортности;

принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей

модальности, темперамента, билатеральности);

На уроках физической культуры я могу решить проблему организации физической активности

обучающихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья

напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их

часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение

компьютерными играми, Интернетом, недостаток желания заниматься физкультурой и спортом –

главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к

задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников,

общему ухудшению состояния здоровья.

Пути решения проблемы:

1. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум 3 часа в неделю).

2. Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой «тропинкой

здоровья»).

3. Использование между уроками малых форм физической активности обучающихся

(физкультминутки, физкульт паузы, динамические часы и др.).

4. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников

гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей-

предметников).

Среди здоровье сберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются

несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными

методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будут физкультурно-

оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие обучающихся. К ним

относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств,

отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

Группы здоровье сберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых

используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы

работы:

Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение

надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПин, и

функционирование в школах медицинского кабинета.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся:

закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном

данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности,

витаминизация, организация здорового питания)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся,

внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровье

сберегающих факторов. Контрольные испытания, задания и т.д. должны лишь давать исходную (и

текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в

каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее

тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания

соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с

другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше,

чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть

реальными и стимулировать учащихся к активной работе.

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость

имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры,

туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-

сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы

и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.

Освобожденным от занятий физической культурой, надо предлагать подготовить доклады и

сообщения по ЗОЖ.

На некоторых уроках использую вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети

основные понятия и правила «здоровье сбережения»:

1.Дайте определение понятиям "Здоровый образ жизни".

2.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?

3.Назовите 10 причин сказать:" Нет" наркотикам.

4.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?

5.Как правильно дышать:

— ртом

— носом

— ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура – одна из основ нашего

здоровья.

Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний,

навыков в равновесии дают возможность организовать работу детей в основной медицинской

группе и подготовительной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей

школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки.

С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности провожу на свежем воздухе. Все

уроки должны иметь высокую моторную плотность. На уроках использую фронтальный и

групповой методы. При этом наиболее эффективно себя показал поточно-групповой способ.

Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят

тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности

их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и

взаимообусловленности его элементов. Материал урока необходимо располагать в строгой

логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением

баскетбольного мяча, имитационные упражнения – лазанием по гимнастической скамейке ,

прыжковый бег – передачей мяча в парах. Для обеспечения эффективного здоровье-сберегающего

процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать

учебную нагрузку и режим занятий, использую здоровье сберегающие технологии с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

Необходимо создать в гимназии благоприятный эмоциональный и психологический климат, а также

всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и

родителей.

Здоровье сберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:

— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного

процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний

переутомления, гиподинамии;

— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя

на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников; сюда же относится

и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению

грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации

их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие

также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков,

просвещение их родителей.

Здоровье самого учителя. Немало важным является сохранение здоровья самого учителя. А

здоровы ли наши учителя? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как

профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического

здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со

стажем работы в школе 15 - 20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание". У

трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто

нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя.

Учитель - напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться

собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении,

вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние. Тест - тренинг .Пропишите себе рецепт

оздоровления. Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно с нас. А как один из

рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают

серьёзные научные исследования психологов, физиологов.

1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.

3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило

Теперь давайте попробуем вернуть её себе! Способ можно выбрать любой: просто улыбнуться;

вспомнить что то приятное;

И давайте помнить о том, что Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая,

социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми,

природой, наконец, самим собой.



В раздел образования




Яндекс.Метрика