Авторы: Преснякова Мария Сергеевна, Колдаева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 304"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: «Экологическая сказка как эффективный метод воспитания экологической культуры дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Экологическая сказка как эффективный метод воспитания
экологической культуры дошкольников»
Преснякова Мария Сергеевна
Воспитатель
Колдаева Татьяна Анатольевна
Воспитатель
МБДОУ ”Детский сад № 304»
г. Нижний Новгород, РФ
Аннотация: В статье освещается вопрос об актуальности
внедрения
в
работу
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
современного метода «экологическая сказка».
Ключевые слова:
экологическая сказка, природа, экологическая
культура.
Взаимоотношения человека и природы - одна из важнейших проблем
в современном мире. Большинство из нас убеждены в том, что любовь к
природе необходимо пробуждать с самого раннего возраста, создавая
благоприятные условия для воспитания экологической культуры у детей.
Практиками дошкольного образования доказано, что знания, полученные
детстве, становятся базовыми и остаются с нами на всю жизнь. Поэтому на
первой
ступени
образования
мы
уделяем
максимум
внимания
экологическому воспитанию детей, открываем для себя новые методы и
средства, позволяющие мотивировать их бережно относиться к окружающей
природе.
На сегодняшний день одним из самых продуктивных методов своей
работы считаем экологическую сказку. Суть его проста: материал подается в
виде сказочной истории, при этом деликатно закладывая в сознание малыша
основы взаимоотношения человека с природой, заинтересовывая его
познанием природы в интересной для него форме. Ежедневно мы замечаем,
как дети увлеченно начинают обращать внимание на красоту окружающего
мира и учатся сопереживать возникающим проблемам.
Недавно открыв для себя возможности данного метода, раскроем его
более подробно. В первую очередь, отметим, что экологические сказки
должны
иметь
заданную
структуру
построения.
Сначала
детям
преподносится простой сюжет, содержащий элементы научных знаний, за
ним идет вывод, и в заключение следует обсуждение с детьми в виде
диалогов.
Используя в своей деятельности экологические сказки, мы находим
решение целому ряду задач, в том числе:
формирование, закрепление и систематизация представлений о
природе;
развитие способности предугадывать различные события в
окружающем нас мире;
воспитание ответственности за защиту природных богатств и
природной красоты.
Наряду с авторскими сказками мы используем и сказки собственного
сочинения. В специфике сочинения экологической сказки мы учитываем
возрастные особенности детей: делаем ее максимально доступной для
понимания, выразительно излагаем и непременно используем особые
характеризующие
данный
жанр
черты
(поэтический
вымысел,
фантастичность, гиперболизацию и др).
Безусловно, важнейшим этапом работы с экологической сказкой
является последующая работа над определенной экологической проблемой.
После того как дети прослушают текст, непременно обсуждаем его
содержание, а в частности: выявляем главную мысль, прослеживаем
решение экологической проблемы ее героями, продумываем варианты
развития
событий.
После
этого
целесообразно
закрепить
эффект
посредством продуктивной деятельности: дошкольники с радостью создают
книжки – малышки по сюжету прочитанной сказки, рисуют иллюстрации,
разыгрывают сценки.
К слову, данный метод может быть использован и в условиях семьи.
Как показала практика, талантливые родители вносят значительный вклад в
педагогический процесс.
Таким образом, наш опыт позволяет отметить, что экологическая
сказка учит детей любить и защищать окружающий нас мир. В основе
любого образовательного процесса лежит главная идея - дети определяют
наше
будущее,
и
мы
должны
ответственно
подойти
к
вопросу
их
воспитания.
Список источников:
1.
Вакуленко
Ю.
А.
«Воспитание
любви
к
природе
у
дошкольников». - Волгоград Изд. «Учитель», 2010.
2.
Николаева
С.Н.
Методика
экологического
воспитания
дошкольников: Учебное пособие. - М.: Академия, 2018.