Авторы: Колдаева Татьяна Анатольевна, Преснякова Мария Сергеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 304"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика построения воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Колдаева Татьяна Анатольевна
Воспитатель
Преснякова Мария Сергеевна
Воспитатель
МБДОУ “Детский сад № 304”
г. Нижний Новгород, РФ
Аннотация:
В
статье
раскрывается
актуальность
проблемы
воспитания экологической культуры дошкольников. Автор отражает личный
опыт работы в данном направлении.
Ключевые слова: экологическое воспитание, проблемы, природа.
Проблема экологического состояния нашей планеты сегодня волнует
многие слои населения. Прогноз исследователей в этой области таков: и
глобальные природные катастрофы, и их необратимые последствия можно
избежать, если как можно скорее будут приняты меры для сохранения
природы. На решение данной проблемы нацелены многие сферы жизни нашего
общества. И дошкольное образование не осталось в стороне – ФГОС ДО,
принятый не так давно, нацелен на воспитание подрастающего поколения
экологически грамотным, активно принимающим участие в решении проблем
экологии, бережно относящимся к природе и окружающей среде.
Имея опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста, хочется
поделиться идеями организации образовательной деятельности в рамках
экологического
воспитания.
Максимальный
результат
достигается
объединением
экологических
знаний
и
различных
видов
деятельности
воспитанников. При этом, планируя педагогический процесс, необходимо
учитывать их возрастные особенности. Такие качества детей младшего
дошкольного возраста, как непосредственность, доверие и любопытство
позволяют легко и увлекательно организовать совместную практику со
взрослыми.
Позитив
и
дружелюбие
воспитателя
по
отношению
к
воспитанникам
скажется
на
положительной
ответной
реакции
и
простимулирует естественные желания повторять слова и действия взрослых.
Детям данной возрастной категории бывает тяжело долго удержать
внимание к одному объекту, они могут быстро потерять интерес, поэтому
необходимо давать им новые эмоции и впечатления. Например, организуя
приятные моменты (например, показав новую игрушку или совершив
неожиданный поступок), можно эффективно завлечь детей на достаточно
продолжительное время.
Чтение художественной литературы, беседы о проблемах экологии,
совместный труд в природе, кормление птиц зимой, проведение экспериментов
и исследований на прогулке, наблюдение за природными объектами – вот
далеко
неполный
список
форм
экологического
воспитания,
которые
применяются в нашей работе.
Для того, чтобы полученные теоретические знания дети усвоили и
закрепили, в образовательно-воспитательный процесс мы привносим элементы
игры. С этой целью успешно применяем настольно - печатные игры и
методические пособия, выполненные своими руками: «Живая и неживая
природа», «Кто здесь живет», «Покорми синичек», «Экскурсия в зоопарк»,
«Третий лишний», «Жители леса» и др.
Подводя
итог,
отметим,
что
правильное
отношение
к
природе
закладывается уже в младшем дошкольном возрасте. При этом одной из
основных задач педагога является донесение до сознания детей того, что
каждый из нас может сохранить и приумножить красоту и богатство
окружающего мира, что наши сегодняшние поступки напрямую влияют на
состояние природы в будущем.
Ответственная задача педагогов ДОО заключается в формировании
всесторонне развитой личности, обладающей необходимым багажом знаний,
умеющей грамотно вести себя природе и наполненной искренней любовью к
природе во всей ее созидательной составляющей. Поэтому так важно со всей
ответственностью подойти к организации воспитательно – образовательного
процесса по экологическому воспитанию.
Список использованной литературы:
1 Николаева С. Н., Создание условий для экологического воспитания
детей: методические
рекомендации для
дошкольных
учреждений.
–
М.:
Новая школа, 1993.- 32 с.
2.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.:
Педагогический университет «Первое сентября», 2006.