Автор: Хасанова Ляйсан Марсовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №317
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе
Тема: "Башкирские национальные орнаменты"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение Детский сад
№317 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект открытого ООД
к педсовету №3
Тема: «Башкирский национальный орнамент »
Старше- подготовительная группа «Ягодка»
Провела: Хасанова Л.М.
г. Уфа, 2023г.
Тема: Башкирский национальный орнамент
Цель:
познакомить
воспитанников
с
понятием «орнамент»,
дать
понятие «башкирский
орнамент»,
выявить
отличительные
признаки башкирского орнамента.
Задачи: продолжать развивать представление ребенка о различных
сторонах жизни и быта древних башкир, об их занятиях и воспитывать
познавательный интерес к изучению материальной культуры родного края;
- воспитывать нравственное отношение к культуре родного края;
-
развивать
умения
анализировать
полученную
информацию,
синтезировать выводы;
- развивать способность к воображению;
- формировать эстетический вкус.
Оборудование:
• Музыкальный центр
• Мультимедийная установка
• Юрта с башкирской утварью, посудой
Ход ООД:
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать одну легенду. (Включается
музыка).
Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный вечер они
разожгли огонь и завели беседу.
Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и
светлые, у меня глаза голубого цвета, а у вас карие и серые, и ростом мы
разные, и зовут нас неодинаково, а все одинаковых белых платьях?» Долго
думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её
украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.
Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные
платья с узорами.
Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует жизнь на
земле» (слайд).
Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего
платья – зелёный лес» (слайд).
А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ
– синие горы» ( слайд).
И с тех давних времён люди стремились выразить свои представления о
мире узорами, т. е. орнаментом на предметах быта и одежде.
Воспитатель: Что означает слово ОРНАМЕНТ?
Восп-ки: Орнамент - это узор,
- это повторяющийся узор,
- это узоры, которые симметрично расположены,
- это узоры, которыми украшали одежду, посуду. (слайд).
Воспитатель: Давайте с вами поговорим о башкирском орнаменте. На
какие 2 группы делятся узоры в башкирском орнаменте.
Восп-ки: Среди узоров различаются геометрические и растительные
узоры. (слайд).
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть их и назвать
Основные фигуры и пояснение (слайд).
Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия
Сердечко – гостеприимство
Солярный знак – солнце
Ромб – символ земледелия
S-образный орнамент
Гусиная лапка
Воспитатель: Рассматривая башкирский орнамент, что можно сказать о
том, как располагаются узоры? (слайд).
Восп-ки: симметрично повторяются, следуют друг за другом
Воспитатель:
Какие
цвета
считаются
основными
в башкирском
орнаменте? (красный, зеленый, желтый, белый, черный).
Воспитатель: Какие фигуры используются в башкирском орнаменте?
Например:
- треугольники
- ромбы
- Зигзаги
- Параллельные косые линии
- Круги
- Завитки
- Розетки
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что украшали башкиры
орнаментом? (слайд).
Восп-ки:
- посуду
- одежду
- обувь
- ковры
- полотенца
- занавески
- постельное белье
- изделия из кожи
- домашняя утварь.
Воспитатель: Ребята теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка
В нашей республике горы высокие (тянемся вверх)
Реки глубокие (присаживаемся на корточки)
Степи широкие (раскидываем руками)
Леса большие (руки вверх)
А мы- ребята вот такие!(Показываем большой палец)
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста в какой стране мы живем ?
А в какой республике ? Столица нашей республики? В каком городе мы
живем?
Башкортостан – это многонациональная республика?
Восп-ки: Да. (слайд).
Воспитатель:
Назовите национальности
людей,
которые
проживают
в Башкортостане.
Восп-ки:
- русские, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры, мордва
Воспитатель: Как вы думаете, у этих народов использовался одинаковый
орнамент в одежде, на посуде?
Восп-ки:
- Нет, разный.
Воспитатель:
Значит
у
каждого
народа
свой орнамент,
т.
е. орнамент можно назвать народным или национальным?
- Да, можно (слайды)
Воспитатель: Наши ребята приготовили сюрприз.
Выходят 2 или 3 девочки (русский, татарский, башкирский костюм,
выносят хлеб да соль у русской красавицы, у татарки и башкирки –
национальные блюда «чак-чак». Под музыку делают ритмичные движения.
Воспитатель: Спасибо вам, красавицы. А вы, ребята, догадались в каких
костюмах вышли наши девочки?
Восп-ки: да, догадались.
- В каких?
- В народных или национальных ( или перечисляют: русский народный
костюм, татарский, башкирский)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, отличаются ли узоры на их
костюмах?
- Да. На них разные узоры.
- Инесса вышла в голубом платье, а Аида в зеленом.
- У русской девушки белый сарафан.
- У них разный орнамент.
Воспитатель: Вы молодцы, ребята. Теперь вы знаете, что у каждого
народа
есть
свои национальные костюмы
и
украшены
они
народным орнаментом.
- Как, называется узор, который народ использовал для украшения
одежды и предметов быта? (орнамент)
-
А
как
мы
назовем орнамент,
принадлежащий
какой-
либо нации? (национальный или народный)
Воспитатель: Сегодня мы многое узнали, а что именно?
Примерные ответы воспитанников:
- Что такое орнамент;
- Орнамент – это повторяющиеся узоры на одежде, на предметах быта…
- Орнамент у башкир бывает 2-х видов геометрический и растительный;
- В башкирском орнаменте используются геометрические фигуры (ромб,
треугольник);
- Основные цвета – это красный, желтый, зеленый,
- Каждый из узоров что-то означает, например (Кускар – бараньи рога –
символ скотоводства, трав, плодородия;
Сердечко – гостеприимство;
Солярный знак – солнце- символ жизни;
Ромб – символ земледелия)
- Каждый народ имеет свой национальный орнамент.
Воспитатель: Сегодня вы большие молодцы, но чтобы вам дальше было
интересно, я для вас придумала творческое домашнее задание: представьте
себе, что вы дизайнер одежды. Нарисуйте модель одежды и оформите ее
в национальном стиле, используя полученные сегодня знания. Спасибо за
внимание!