Напоминание

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через применение ИКТ


Автор: Борисенко Людмила Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: поселок Борисовка
Наименование материала: ЭОР
Тема: Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через применение ИКТ
Раздел: полное образование





Назад




Развитие познавательного

интереса обучающихся на

уроках физики через

применение ИКТ.

Цель образования в современном обществе - развитие личности обучающих-

ся, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к слож-

ностям

жизни.

Ученик

после

окончания

школы

должен

глубоко

усвоить

основные идеи современной физики, овладеть системой научных понятий,

уметь ориентироваться в научно технической литературе, самостоятельно и

быстро находить нужные сведения без всякого принуждения пополнять свои

знания и уметь их быстро применять на практике.

Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только

"основная форма организации учебного процесса". Это еще и то, какие уроки

мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начи-

нается в школе. Однако проблема состоит не в новизне требований, а в новиз-

не их понимания. Действительно, цель обучения изменилась и, как известно,

она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в

подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности.

При изучении физики ставится задача помочь обучающимся осознать важ-

ность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореали-

зации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потреб-

ность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в

рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим мате-

риалом.

Обучающиеся школы помимо 6-7 уроков в день ещё и тренируются, зани-

маются в кружках, клубах и секциях по интересам. Поэтому возникла пробле-

ма- как донести им такой сложный предмет, научить их самостоятельно до-

бывать знания, не потеряться в современном мире информации. Тем более,

что сегодня от человека требуется умение развивать собственную функцио-

нальную компетентность: умение ориентироваться в информационных пото-

ках, способность к самообразованию, переквалификации.

Для достижения поставленных целей в своей деятельности использую эле-

менты современных образовательных технологий, такие как проблемное обу-

чение, дифференцированное обучение, исследовательскую деятельность и ис-

пользование новых информационных технологий. А так же применяю эле-

менты занимательности, так как они возбуждают интерес и любознатель-

ность у всех без исключения, даже самых слабых, обучающихся.

Самое главное - это заинтересовать учащихся содержанием изучаемого ма-

териала. Это возможно благодаря особенностям физической науки, ее универ-

сальности, тесной связи с научно-техническим прогрессом и повседневной

практической деятельностью человека. Ученики с большой охотой ищут в

приёмах борьбы и бокса физические законы и понятия, приводят примеры,

объясняют необходимость знания физики для успешного спортсмена. После

посещения соревнований и тренировок мы с ребятами разбираем яркие мо-

менты, связывая со знаниями законов и понятий. Например, почему атлету не

удалось выиграть в забеге? Потому что мало приложил сил, в результате ма-

ленькое ускорение, не выполнил 2-й закон Ньютона. Борец вольного стиля не

смог идеально закончить бросок прогибом- опять не выполнен закон Ньюто-

на.

Одним из способов активизации познавательной деятельности на уроках

физики является проблемное обучение. В основе проблемного обучения ле-

жит учебная проблема, противоречие между известными ученику знаниями,

умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объ-

яснения которых прежних знаний недостаточно. Все проблемы стараюсь

брать из жизненных ситуациях- почему когда чайник закипает он шумит, а

при кипении замолкает? Почему рост человека утром больше, чем вечером? и

т.д. Все эти проблемы решаются коллективно, споря доходим до истины.

Проблемные вопросы активизируют познавательную деятельность учащихся,

требуя объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно

будет протекать в определенных условиях. В таких вопросах нет числовых

данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учащих-

ся на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способ-

ствует воспитанию у обучающихся внимания, наблюдательности.

Физический эксперимент при постановке учебной проблемы является ис-

точником знания. Наблюдение новых, подчас неожиданных эффектов возбу-

ждает

познавательную

активность

учащихся,

вызывает

острое

желание

разобраться в сути явления. Например, казалось бы такой элементарный во-

прос « Почему после пробежки нельзя сразу присесть?» вызывает бурные

споры, которые удачно перерастают в изучение темы «Закон сохранения ме-

ханической энергии». Но для этого необходимо провести эксперимент- бег на

месте с соблюдением закона сохранения и без соблюдения. Проверив на себе,

ученик надолго запомнит полученную информацию.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более

эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков

саморазвития и самообразования.

Новые информационные технологии (НИТ) достаточно активно внедряются

в жизнь нашего общества. Сферу своего применения новые информационные

технологии находят и в области образования. Хотя материально – техниче-

ская база школ в современных условиях достаточно слаба, но в кабинете фи-

зики есть всё необходимое для успешной работы с использованием информа-

ционной технологии.

Использование новых технологий в учебном процессе приводит к:

• развитию новых педагогических методов и приемов;

• изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач;

• структурным изменениям в педагогической системе.

По мнению казахстанских экспертов, новые компьютерные технологии обу-

чения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным

дисциплинам на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках

физики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эф-

фективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позво-

ляет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обуче-

ния.

Работа с применением ИКТ - один из вариантов, активизирующий познава-

тельную деятельность учащихся, усиливающий мотивацию обучения.

Естественно, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех

случаях, когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с

традиционными

фронтальными

опытами

или

лабораторными

работами.

Такие уроки я провожу в мультимедийном кабинете нашей школы. А в своём

кабинете использую информационные технологии:

• при изучении нового материала - просматриваем презентаций с включённы-

ми

в

них

видеофрагментами,

применяю

мультимедиа-диск

«Физика

7-11

классы» компании «Кирилл и Мефодий», CD «Физика. Библиотека наглядных

пособий», интерактивные модели явлений и устройств, задачи и вопросы, а

также самостоятельную работу с материалами сайтов Интернета. К сожале-

нию не все наши учащиеся имеют доступ в Интернет во внеурочное время,

потому что именно самостоятельная работа даёт большие результаты.

• при контроле знаний - применяю решение задач с интерактивным выбором

ответа и разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках.

Учащиеся с удовольствием составляют слайды с ребусами и видеозагадки о

процессах и явлениях.

• выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ с применени-

ем мультимедиа-диска компании "Физикон" - "Физика 7-11 классы", а также

использую различные виды деятельности в виртуальной электрической ма-

стерской.

• моделирование физических явлений, физических и химических опытов, ко-

торые в силу причин невозможно провести в школе. Например, невозможно

использовать на уроках физики радиоактивные материалы, сильнодействую-

щие химикаты. Поэтому один из выходов – моделирование соответствующих

экспериментов на компьютере. Можно имитировать не только опыт или явле-

ние, но и Вселенную.

• при подготовке домашнего задания - поиск дополнительного материала к

уроку, в том числе и иллюстративного в Интернете.

• при подготовке к ЕГЭ.

В наше время знания в науке и хорошее образование уже не является опре-

деляющим мотивом учения для подавляющего большинства обучающихся.

Слово "надо" для них существует, но не имеет такой побудительной сущно-

сти, как для взрослого человека. Поэтому педагогам необходимо прислушать-

ся к народной мудрости, которая гласит, что "охота пуще неволи", и всеми

возможными способами разнообразить процесс обучения и делать его ин-

тересным и жизненно важным для каждого конкретного ребенка.



В раздел образования




Яндекс.Метрика