Автор: Борисенко Людмила Викторовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: поселок Борисовка
Наименование материала: ЭОР
Тема: Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через применение ИКТ
Раздел: полное образование
Развитие познавательного
интереса обучающихся на
уроках физики через
применение ИКТ.
Цель образования в современном обществе - развитие личности обучающих-
ся, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к слож-
ностям
жизни.
Ученик
после
окончания
школы
должен
глубоко
усвоить
основные идеи современной физики, овладеть системой научных понятий,
уметь ориентироваться в научно технической литературе, самостоятельно и
быстро находить нужные сведения без всякого принуждения пополнять свои
знания и уметь их быстро применять на практике.
Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только
"основная форма организации учебного процесса". Это еще и то, какие уроки
мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начи-
нается в школе. Однако проблема состоит не в новизне требований, а в новиз-
не их понимания. Действительно, цель обучения изменилась и, как известно,
она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в
подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности.
При изучении физики ставится задача помочь обучающимся осознать важ-
ность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореали-
зации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потреб-
ность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в
рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим мате-
риалом.
Обучающиеся школы помимо 6-7 уроков в день ещё и тренируются, зани-
маются в кружках, клубах и секциях по интересам. Поэтому возникла пробле-
ма- как донести им такой сложный предмет, научить их самостоятельно до-
бывать знания, не потеряться в современном мире информации. Тем более,
что сегодня от человека требуется умение развивать собственную функцио-
нальную компетентность: умение ориентироваться в информационных пото-
ках, способность к самообразованию, переквалификации.
Для достижения поставленных целей в своей деятельности использую эле-
менты современных образовательных технологий, такие как проблемное обу-
чение, дифференцированное обучение, исследовательскую деятельность и ис-
пользование новых информационных технологий. А так же применяю эле-
менты занимательности, так как они возбуждают интерес и любознатель-
ность у всех без исключения, даже самых слабых, обучающихся.
Самое главное - это заинтересовать учащихся содержанием изучаемого ма-
териала. Это возможно благодаря особенностям физической науки, ее универ-
сальности, тесной связи с научно-техническим прогрессом и повседневной
практической деятельностью человека. Ученики с большой охотой ищут в
приёмах борьбы и бокса физические законы и понятия, приводят примеры,
объясняют необходимость знания физики для успешного спортсмена. После
посещения соревнований и тренировок мы с ребятами разбираем яркие мо-
менты, связывая со знаниями законов и понятий. Например, почему атлету не
удалось выиграть в забеге? Потому что мало приложил сил, в результате ма-
ленькое ускорение, не выполнил 2-й закон Ньютона. Борец вольного стиля не
смог идеально закончить бросок прогибом- опять не выполнен закон Ньюто-
на.
Одним из способов активизации познавательной деятельности на уроках
физики является проблемное обучение. В основе проблемного обучения ле-
жит учебная проблема, противоречие между известными ученику знаниями,
умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объ-
яснения которых прежних знаний недостаточно. Все проблемы стараюсь
брать из жизненных ситуациях- почему когда чайник закипает он шумит, а
при кипении замолкает? Почему рост человека утром больше, чем вечером? и
т.д. Все эти проблемы решаются коллективно, споря доходим до истины.
Проблемные вопросы активизируют познавательную деятельность учащихся,
требуя объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно
будет протекать в определенных условиях. В таких вопросах нет числовых
данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учащих-
ся на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способ-
ствует воспитанию у обучающихся внимания, наблюдательности.
Физический эксперимент при постановке учебной проблемы является ис-
точником знания. Наблюдение новых, подчас неожиданных эффектов возбу-
ждает
познавательную
активность
учащихся,
вызывает
острое
желание
разобраться в сути явления. Например, казалось бы такой элементарный во-
прос « Почему после пробежки нельзя сразу присесть?» вызывает бурные
споры, которые удачно перерастают в изучение темы «Закон сохранения ме-
ханической энергии». Но для этого необходимо провести эксперимент- бег на
месте с соблюдением закона сохранения и без соблюдения. Проверив на себе,
ученик надолго запомнит полученную информацию.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более
эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков
саморазвития и самообразования.
Новые информационные технологии (НИТ) достаточно активно внедряются
в жизнь нашего общества. Сферу своего применения новые информационные
технологии находят и в области образования. Хотя материально – техниче-
ская база школ в современных условиях достаточно слаба, но в кабинете фи-
зики есть всё необходимое для успешной работы с использованием информа-
ционной технологии.
Использование новых технологий в учебном процессе приводит к:
• развитию новых педагогических методов и приемов;
• изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач;
• структурным изменениям в педагогической системе.
По мнению казахстанских экспертов, новые компьютерные технологии обу-
чения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным
дисциплинам на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках
физики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эф-
фективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позво-
ляет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обуче-
ния.
Работа с применением ИКТ - один из вариантов, активизирующий познава-
тельную деятельность учащихся, усиливающий мотивацию обучения.
Естественно, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех
случаях, когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с
традиционными
фронтальными
опытами
или
лабораторными
работами.
Такие уроки я провожу в мультимедийном кабинете нашей школы. А в своём
кабинете использую информационные технологии:
• при изучении нового материала - просматриваем презентаций с включённы-
ми
в
них
видеофрагментами,
применяю
мультимедиа-диск
«Физика
7-11
классы» компании «Кирилл и Мефодий», CD «Физика. Библиотека наглядных
пособий», интерактивные модели явлений и устройств, задачи и вопросы, а
также самостоятельную работу с материалами сайтов Интернета. К сожале-
нию не все наши учащиеся имеют доступ в Интернет во внеурочное время,
потому что именно самостоятельная работа даёт большие результаты.
• при контроле знаний - применяю решение задач с интерактивным выбором
ответа и разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках.
Учащиеся с удовольствием составляют слайды с ребусами и видеозагадки о
процессах и явлениях.
• выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ с применени-
ем мультимедиа-диска компании "Физикон" - "Физика 7-11 классы", а также
использую различные виды деятельности в виртуальной электрической ма-
стерской.
• моделирование физических явлений, физических и химических опытов, ко-
торые в силу причин невозможно провести в школе. Например, невозможно
использовать на уроках физики радиоактивные материалы, сильнодействую-
щие химикаты. Поэтому один из выходов – моделирование соответствующих
экспериментов на компьютере. Можно имитировать не только опыт или явле-
ние, но и Вселенную.
• при подготовке домашнего задания - поиск дополнительного материала к
уроку, в том числе и иллюстративного в Интернете.
• при подготовке к ЕГЭ.
В наше время знания в науке и хорошее образование уже не является опре-
деляющим мотивом учения для подавляющего большинства обучающихся.
Слово "надо" для них существует, но не имеет такой побудительной сущно-
сти, как для взрослого человека. Поэтому педагогам необходимо прислушать-
ся к народной мудрости, которая гласит, что "охота пуще неволи", и всеми
возможными способами разнообразить процесс обучения и делать его ин-
тересным и жизненно важным для каждого конкретного ребенка.