Напоминание

«Развитие исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста»


Автор: Карпова Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 57"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультации для воспитателей

«Развитие исследовательской деятельности детей

среднего дошкольного возраста»

Дети, по природе своей, исследователи. Неутолимая жажда новых

впечатлений, любознательность, постоянное стремление

экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире

традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования, и с

требованиями к результатам освоения основой образовательной программы,

представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня

дошкольного образования: одним из ориентиров

является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и

далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными

связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать

объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать,

экспериментировать.

Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности

заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники –

прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о

различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими

объектами окружающей среды. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам,

усваивается прочно и надолго. Исследовательская деятельность вызывает

огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность

ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он

настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть,

изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для

детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное -

самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений

окружающего мира является метод экспериментирования.

Целью экспериментирования у детей является поддержание интереса к

окружающей среде, развитие любознательности и свободной творческой

личности ребёнка.

Задачи:

Развивать познавательный интерес в процессе опытно-

экспериментальной деятельности.

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно –

исследовательской деятельности: в выдвижении предположений,

отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и

применении в деятельности.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать

природный мир, видеть его красоту, следовать доступным

экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

проведении опытов и экспериментов.

Правила и принципы организации исследовательской деятельности детей

1. Работу следует организовать так, чтобы у ребенка было желание

участвовать в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, чтобы

он осознавал, что исследование, эксперимент содержит такие задания,

которые будут для него интересны и которые никто кроме него, не сможет

выполнить.

2. Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Свобода выбора

должна реализовываться и в процессе определения объекта исследования, и в

выдвижении гипотез, и в определении путей решения проблемы. В действиях

детей должна проявляется их индивидуальность.

3. К любым наблюдениям ребёнка следует относиться серьезно, и при

этом хвалить его как можно чаще. Ребёнок должен почувствовать всю

значимость своей деятельности. Подобное отношение взрослого является

прекрасным стимулом развития познавательного интереса ребенка.

4. Необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность в

отношении детских исследований. Недопустимо говорить, что ребенок что-

то выполнил неправильно, а его выводы и действия являются ошибочными.

Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе. В

случае, если он допустил ошибку, сделал неверные выводы, не нужно

акцентировать на этом внимание, а лучше незаметно, совместно с ребенком,

при помощи наводящих вопросов проанализировать его деятельность так,

чтобы ему стало самому понятно, где и в чем он не прав. Дети не должны

бояться ошибиться в процессе исследований, к тому же стоит иметь в виду,

что одни и те же явления и процессы можно рассматривать с разных сторон.

5. Следует избегать в своей речи назидательности, морализаторства и

лозунгов. Вместо этого, взрослому (родителю, педагогу) следует незаметно и

доходчиво подвести ребёнка к пониманию наблюдаемых результатов,

закономерностей, явлений. Исследовательское поведение должно

основываться исключительно на понимании, но никак не на запоминании.

Нужно стремиться постоянно поддерживать интерес ребёнка к окружающему

миру, к природе, стимулировать детскую любознательность. Сохранение и

развитие этих качеств является залогом успешного развития

исследовательских качеств.

7. В процессе выполнения исследовательской деятельности должны быть

максимально задействованы все органы чувств ребенка: зрение, слух,

обоняние, осязание. При этом с помощью соответствующих заданий

необходимо развивать и эмоциональную сферу детей.

8. Необходимо помочь детям увидеть необыкновенное в повседневном и

обыденном, обращать их внимание на всё необычное, красивое,

изменяющееся, побуждать их изучать заинтересовавший их вопрос (объект,

явление, событие) более внимательно и с разных сторон.

9. Исследовательская деятельность должна осуществляться как

сотворчество взрослых и детей. Педагог должен выступать в роли соавтора, а

для того, чтобы дети почувствовали это, следует делиться с ними своими

чувствами и впечатлениями.

10. Следует стремиться развивать творчество и фантазию. Не страшно,

если ребёнок будет дополнять реальные исследования, эксперименты

придуманными рассказами, не следует уличать его при этом во лжи.

Придерживаясь данных рекомендаций, можно сделать исследовательскую

деятельность эффективным инструментом развития личности ребёнка,

формирования знаний, умений.

Приёмы и методы организации познавательно-исследовательской

деятельности

Эвристический метод. (понимают совокупность приёмов и методов,

облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных,

практических задач)

Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве

мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение

сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные

способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию

любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют

эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы.

Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают

достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему

некоторые виды птиц перелётные?».

Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада

восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные

способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок,

погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов,

красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик

научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается

ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над

предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.),

малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием

участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами,

углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с

песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с

детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного

возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод

научно-исследовательской деятельности развивает у детей

наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует

становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную

исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В

достижении познавательной цели проекта задействуются не только

мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог

побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов,

лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла

в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с

детьми младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в

побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий

для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне

образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось.

Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку.

Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-

технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша

кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь

кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую

погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа

мышления.

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Коллективная

Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности,

проводится в групповой форме при соблюдении принципов: доступности

(каждый воспитанник участвует в процессе исследования),структурности

(занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения

итогов),непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить

в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

Подгрупповая.

Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы

предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов

исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной,

например).

Индивидуальная.

Воспитатель организует задания по развитию исследовательской

деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений

отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не

посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший

интерес к изучению чего-либо.

Виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Поисково-исследовательская.

Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов.

Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему

распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»),

наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми

веществами)

Учебно-познавательная

Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению

приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков.

Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на

совершенствование пространственного, предметного, аналитического

мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

Познавательно-практическая

Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по

получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и

экспериментах.

Предметно-исследовательская

Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по

установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и

расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях

различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила),

живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение

года.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной

деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему

средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской

деятельности:

Мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

- для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные

коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья

и т.д.);

- для приборов;

- для выращивания растений;

- для хранения материалов (природного, «бросового»);

- для проведения опытов;

- для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для

воды, песка, мелких камней и т.д.).

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини -

лаборатории:

Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные,

настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки,

линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло,

щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые

красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага,

лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов

(дерево, пластмасса, метал), мельницы.

Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины,

мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы,

крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов,

трубочки для коктейля и т.п.).

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка,

опавшие листья, измельчённый пенопласт.

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности.

В условиях нашей группы, используем только элементарные опыты и

эксперименты.

В нашей группе мы познакомились с переходом тел из одного состояния в

другое (вода-лёд-вода). Так же проводили опыты с водой, воздухом, бумагой.

Познакомились с взаимосвязью с живой природой, весной планируем

посадить огород на окне, ухаживать и вести наблюдения.

В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению

причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся

сильнее?» - «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох

быстрее. Почему?» - «Потому что мы его повесили на батарею».

Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и

расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и

свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать

вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при

ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?

Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь

договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими

детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем

внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем

более активным детям помочь застенчивым.

Таким образом, в возрасте 4 – 5 лет происходит интенсивное формирование и

развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней

среды, анализ свойств предметов и воздействию на них с целью изменения.

Данный уровень развития, то есть наглядно-действенной мышление, является

как бы подготовительным. В процессе его развития возникают предпосылки

для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного

мышления. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка

интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится

задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он

привыкает действовать самостоятельно.

Использованная литература:

1.Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в

детском саду. – 2009. - № 3.

2.ПаршуковаН.Л.Маленькие исследователи. Виды и структура

исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006.

- № 1.

3.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника

приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

4.Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей.

//Дошкольное образование -2004. -№7.

5. Прохорова Л.Н.Организация экспериментальной деятельности

дошкольников. – М.: АРКТИ, 2005.



В раздел образования




Яндекс.Метрика