Авторы: Кузьменко Алла Александровна, Русина Елена Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств п. Пробуждение ЭМР"
Населённый пункт: поселок Пробуждение, Саратовская область, Энгельсский район
Наименование материала: творческий проект
Тема: "Иллюстрации "Детского альбома" Петра Ильича Чайковского
Раздел: дополнительное образование
Презентация творческого проекта
«Иллюстрации «Детского альбома»
Петра Ильича Чайковского»
Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас в нашем зале,
потому что сегодня мы представляем вам презентацию творческого проекта
«Иллюстрации к «Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского».
Ведущий 2: С музыкой Чайковского мы встречаемся на уроках «Слушание
музыки», «Музыкальной грамоты», на концертах в исполнении учащихся
инструментального отделения. Чтобы сделать впечатление полнее и ярче –
возникла идея проиллюстрировать «Детский альбом».
Ведущий 1: Руководители проекта: Русина Елена Владимировна
Кузьменко Алла Александровна.
А помогали реализовать замысел преподаватели и учащиеся всех отделений
нашей школы.
Ведущий 2: Участники проекта: учащиеся инструментального отделения,
«Живопись», «Хореографическое творчество», «Театральное искусство»,
«Хоровой класс».
Цель
проекта:
Создать
иллюстрации,
наиболее
ярко
выражающие
впечатления от прослушанных пьес.
Задачи:
1.Узнать историю создания «Детского альбома».
- посещение библиотеки
- работа в Интернете
- опрос преподавателей и учащихся
2. Создать живописные работы.
3.Разучить инструментальные пьесы индивидуально, в ансамбле и оркестре.
4. Создать хореографические этюды.
5.Обогатить знания творчества своего народа и национальных традиций.
6. Сочинить и подобрать стихи к пьесам.
-2-
7. Оформить альбом иллюстраций.
Ведущий 1:
Мы открываем первую страницу альбома.
1.«Утренняя молитва» - исполняет Агапова Ксения. Демонстрация
слайдов живописных работ: «Свеча горела», «Золотые купола», «В
церкви».
Творите добрые дела
Они обратно к вам вернуться
И в каждом сердце отзовутся
Творите добрые дела.
Не по одежке – по уму
Всегда входящего встречайте
И хлебом солью привечайте,
Наполнив ветхую суму.
Без дел молитва не сильна
Ее Всевышний не услышит
Пока жива душа и дышит,
Торите добрые дела!
Ведущий 2:
Следующая страница рисует нам картины природы.
2. (Звучит пьеса «Зимнее утро». Демонстрация слайдов живописных
работ «Зимний вернисаж»).
Утро. Тихо. Снег кружится,
И малыш, припав к окну,
Наблюдает за природой
Все так нравится ему.
- 3 –
Ведущий 1:
Пришла зима, вокруг бело.
И нам с подружкой весело!
Вокруг снега, вьюжит пурга,
Но нам не страшны холода.
Берем коньки - «Привет каток!
Держи, держи меня ледок!»
Ведущий 2:
Но больше мы любим наблюдать за весной, когда все оживает и воздух
звенит от птичьих трелей.
3. «Песня жаворонка» - исполняет Алекперли Айсу. Демонстрация
слайдов живописных работ «Весенний вернисаж»
Ведущий 1:
Следующие страницы альбома представляют игровую тематику.
Ведущий 2:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
А потом поеду в гости!
4. «Игра в лошадки» - исполняет дуэт Хабибулина София,
Федорова Яна.
Ведущий 1:
Раз, два левой!
Раз, два правой!
Марширует бравый наш отряд.
- 4 –
Раз, два левой!
Раз, два правой!
Командир ведет нас на парад.
5. «Марш деревянных солдатиков» - исполняет Истомин Егор.
6. «Новая кукла» исполняет Тугушева Эльмира
Ведущий 2:
А эта страница посвящена маме. Петр Ильич написал пьесу для своей мамы,
к которой он относился с большой нежностью. А мы, слушая эту пьесу,
рисовали каждый свою маму.
7. (Звучит пьеса «Мама». Демонстрация живописных работ «Моя мама»
Ведущий 1:
Мама –это значит нежность, это ласка, доброта,
Мама – это безмятежность, это радость, красота!
Мама – это на ночь сказка, это утренний рассвет.
Мама – это в трудный час подсказка, это мудрость и совет!
Мама – это зелень лета, это снег, осенний лист;
Мама – это лучик света, мама – это значит Жизнь!
Ведущий 2:
Следующие страницы альбома – сказочные… Они возвращают каждого из
нас в детство и заставляют пережить трепетное волнение в ожидании чуда.
Ведущий 1:
Сел Иван-царевич на серого волка и поскакал… Синие моря между глаз
пропускает, а озера хвостом заметает. Видит Иван-Царевич…
8. «Нянина сказка» - исполняет Кузин Александр. Демонстрация
слайдов живописных работ. Хореографическая зарисовка.
- 5 –
Ведущий 2:
В облаках, не по земле,
Летит баба на метле,
Страшная и злая –
Кто она такая?
Ведущий 1:
Это Баба-Яга костяная нога
Над землею кружит, темный лес сторожит.
9. «Баба-Яга» - исполняет Хафизова Динара. Демонстрация слайдов
живописных работ «Баба-Яга». Театральная зарисовка.
Ведущий 2:
Но вот все сказочные волнения позади. Их сменяет, как предвестница
детских снов и мечтаний, «Сладкая греза».
Ведущий 1:
Давайте, посмотрим, о чем мечтают дети…
10. «Сладкая греза» - исполняет Кузнецова Ю.М. Демонстрация слайдов
живописных работ «Моя мечта»
Ведущий 2:
Следующие страницы альбома рассказали нам о путешествиях композитора.
Мы тоже решили отправиться в путешествие по тем странам, которые когда-
то посетил Чайковский. А нашим помощником и гидом стал компьютер.
Современные технологии дали возможность открыть нам много нового и
интересного.
Ведущий 1:
Мы познакомились с культурой разных стран: Италии, Франции, Германии.
- 6 -
11. «Итальянская песенка» - исполняет Мацакян Артем. Демонстрация
слайдов «Путешествие по странам».
Италия является Родиной великих композиторов, живописцев, скульпторов и
колыбелью оперного искусства. Наиглавнейший хранитель итальянской
культуры – город Рим – столица Италии. Знаменитые театры Ла Скала в
Милане, оперный театр в Риме, театр Сан Карло в Неаполе мечтает
посетить каждый истинный поклонник оперы. Италия богата историко-
архитектурными достопримечательностями: Колизей, Триумфальная арка,
Собор святого Петра и Павла, Капитолийский и Национальный музеи.
Жемчужиной Италии по праву считают Венецию, которая, к сожалению,
медленно погружается в воду.
Ведущий 2:
В основу пьесы, которая сейчас прозвучала, легла мелодия, услышанная
Чайковским
на
карнавале
во
Флоренции.
Флоренция
–
богатейшая
сокровищница эпохи Возрождения.
Ведущий 1:
Но думаю, что одной из самых знаменитых мелодий стала «Неаполитанская
песенка».
12. «Неаполитанская песенка» - исполняет хоровой коллектив
«Вдохновение»
Ведущий 2:
Дорогие сердцу впечатления и переживания от путешествий композитор
передавал в музыке, часто используя фольклорный материал. Подлинно
фольклорный мотив, скорее всего тирольский, использован в «Немецкой
песенке».
Тирольцы – очень веселый народ, наверное, поэтому под эту музыку так
хочется танцевать.
- 7 –
13. «Немецкая песенка» - исполняется танец
Ведущий 1:
Но где бы ни был композитор, он всегда тосковал по России. Следующие
страницы альбома объединены темой Родины. Русская тема нашла яркое
отражение в пьесах «Русская песня», «Мужик на гармошке играет»,
«Камаринаская».
14. «Камаринская» - исполняет оркестр народных инструментов.
Ведущий 2:
На следующих страницах альбома композитор нашел место для излюбленной
им сферы бытовых танцев «Полька», «Мазурка», «Вальс».
15. «Полька» - исполняет Боброва Дарья.
Ведущий 1:
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихрь шумный
Чета мелькает за четой!
Ведущий 2:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромном Зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком!
16. «Мазурка» - исполняет хореографический коллектив «Гран-Па»
Ведущий 1:
- 8 –
Мы перелистываем последнюю страницу альбома.
Творите добрые дела
Они обратно к вам вернуться
И в каждом сердце отзовутся
Творите добрые дела!
Звучит пьеса «Хорал». Демонстрация слайдов живописных работ
«Золотые купола», «В церкви», «Свеча горела».
17. Хореографическая миниатюра.
Ведущий 2:
Как жаль, что мы покинем этот светлый зал,
Но музыка в душе у нас осталась.
Чайковский нам о многом рассказал,
И радовались, слушая ее и восхищались.
Ведущий 1:
Пленительные звуки вели нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства.
И никогда нам не забыть с тобой
Чудесный мир волшебного искусства!
Ведущий 2: В проекте приняли участие: учащиеся инструментального
отделения, отделения «Живопись», «Искусство театра», «Хоровой класс»,
«Хореографическое творчество».