Авторы: Кулаковская Татьяна Владимировна, Романова Ольга Петровна
Должность: Преподаватель профессиональных модулей, преподаватель основ микробиологии и иммунологии
Учебное заведение: Свердловский медицинский колледж
Населённый пункт: ЛНР Луганская обл., г Свердловск
Наименование материала: Олимпиада по микробиологии
Тема: Жизнь под микроскопом
Раздел: среднее профессиональное
Свердловский филиал ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»
«Свердловский медицинский колледж»
(СвФ ГУ ЛНР «ЛГМУ ИМ. СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» «Свердловский МК»)
ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ
по ОП.06
«Основы микробиологии и иммунологии»
среди студентов II курса
специальности
34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
1
г.Свердловск
2022г
Подготовили:
Преподаватель естественных,общепрофессиональных и
клинических дисциплин высшей квалификационной
категории
Кулаковская Т.В.
Преподаватель естественных и общепрофессиональных и
дисциплин II квалификационной категории
Романова О.П
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая учебной частью
_____________Н.В. Снижинская
«_____» _____________ 2022 г.
Пояснительная записка
Олимпиада по учебной дисциплине «Основы микробиологии и
иммунологии» проводится на базе Свердловского филиала
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»«Свердловский медицинский
колледж», согласно плана проведения открытых мероприятий колледжа и
разработанного положения о проведении олимпиад.
Участниками олимпиады являются студенты 2 курса отделения
«Сестринское дело» (группы 2а, 2б.)
Олимпиада проводится в очной форме, в четыре тура. Студентам необходимо
выполнить предложенные задания, опираясь на знания, полученные на
лекционных и практических занятиях по данной дисциплине.
2
Рассмотрено на заседании ЦМК естественных
и общепрофессиональных дисциплин
Протокол № ___от«______»_______2022г.
Председатель ЦМК _______Романова О.П
.
При выполнении заданий олимпиады студентам необходимо показать знания
по следующим темам:
введение в микробиологию;
морфология микроорганизмов,методы микроскопической диагностики;
физиология и экология микроорганизмов, методы бактериологической
дагностики;
частная микробиология ( бактериальные инфекции).
В ходе работы над заданиями олимпиады студент овладевает следующими
компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять
повышение квалификации.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
Цель Олимпиады:
повышение
качества
подготовки
студентов
в
соответствии
с
требованиями государственных образовательных стандартов среднего
профессионального образования;
мотивация студентов на углубленное изучение дисциплины.
обобщение и систематизация знаний, полученных на аудиторных
занятиях по дисциплине «основы микробиологии и иммунологии»;
проведение промежуточного контроля степени усвоения знаний;
повышение интереса студентов к выбраной профессии;
выявление одаренных и талантливых студентов;
формирование кадрового потенциала для медицинской отрасли;
развитие твотческих способностей обучающихся, умения преодолевать
трудности;
3
воспитание стремления к достижению цели,
победе.
Основными задачами олимпиады является:
выявить
качество
и
уровень
овладения
знаниями
и
умениями,
полученными
на
предыдущих занятиях;
провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела;
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями,
полученными на аудиторных занятиях.
Порядок проведения Олимпиады
Организационный этап. Цели, задачи олимпиады. Представление
жюри.
Соревнования
между
студентами
по
разделам
«Морфология
и
физиология микроорганизмов», «Часная бактериология».
Подведение итогов.
Церемония награждения.
Конкурсная программа Олимпиады.
I.
Этап «Обличие и повадки невидимых животных».
Студентам предлагается письменно решить 15 тестов с одним правильным
вариантом ответа. Каждый тест оценивается как 1 балл. Время для решения
1 теста - 45'', общее время выполнения задания -11,5 мин.
Выбывают
студенты с наименьшим количеством баллов.
Для зрителей предлагается к просмотру видеоролик. (ролик 1).
Пока
жюри проверяет выполненные на бланках задания и
вносит
результаты в сводную ведомость, для всех участников и гостей выводятся
тесты с правильными ответами на экран (презентация).
Жюри оглашает результаты и имена участников 2 –го этапа (максимум
10 человек).
II.
Этап «Их разыскивает микробиология».
Всем студентам предлагается в письменном виде
выполнить тесты на соответствие. Каждый ответ
–1 балл. Время выполнения задания – максимум 7
мин. (чем быстрее, тем лучше результат).
Учитывается очередность сдачи выполненных заданий
(в углу на бланке), что может повлиять на прохождение
участника в следующий этап (при условии одинаковых результатов у
нескольких участников). После 2-го этапа отбираются 5 самых сильных
студентов.
В течение 7 мин. демонстрируются ролик №2
При подведении итогов жюри на экран выводятся правильные ответы.
4
III.
Этап «Микробный след в жизни известных людей».
Каждому учаснику предлагается ситуационная задача,составленная на
основании данных о наличия инфекционных заболеваний у знаменитых
людей.Студент должен определить возбудителя заболевания и назвать его
морфологичаские и тинкториальные свойства. Обдумывание – 2,5 мин.
Ответы - устные. Оценивается ответ по 5 бальной системе.
Очерёдность
ответа
определяется
методом
жеребьёвки(участники
вытягивают карточку с номером задачи).
(Ролик №3).
Жюри оглашает результаты и имена участников 4 – го этапа (4 человек).
IV.
Этап «Бактериальная видео лаборатория».
Каждому студенту предлагается просмотреть «немой»
тематический видеоролик на котором
демонстрируется практический навык по данной
дисциплине.Задача каждого участника
прокоментировать увиденное(назвать цель и этапы
навыка). Ответы - устные. Оценивается ответ по 5
бальной системе.
Время выполнения задания – максимум 3 мин на
каждого учасника.
Очерёдность ответа определяется по количеству набраных ранее баллов.
(отвёчает первым учсник,который набрал наименьшее количество баллов)
Во время подведения итогов просматриваем видеоролик.
V.
Награждение победителей (на экране презентация ).
Система подведения итогов Олимпиады:
Оценка работ участников осуществляется по
разработанным критериям (Приложение 1) .
Победителем признается участник, набравший
наибольшее количество баллов.
По мере убывания количества баллов присуждаются 2 и 3 места.
Победители награждаются грамотами.
Участники олимпиады которые заняли призовые места, освобождаются от
сдачи экзамена по основам микробиологии и иммунологии.
Для осуществления учета баллов, полученных участниками, заполняется
ведомость результатов выполнения заданий каждого тура, данные вносятся в
сводную ведомость (Приложение №2).
При выполнении заданий III и
IV туров,каждый
член жюри ставит оценку по 5-бальной системе в
ведомость (Приложение №3), затем рассчитывается
5
средний балл, который заносится в сводную ведомость результатов
(Приложение №2).
На
основании
сводной
ведомости
выводятся
места
победителей по
наибольшему количеству баллов.
Спорные моменты при подведении итогов решаются большинством голосов
членов жюри открытым голосованием. При равенстве голосов решающий
голос имеет председатель жюри.
6
7
Приложение №2
Олимпиада «Жизнь под микроскопом»
СВЕРДЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГУ ЛНР «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» « МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЛИМПИАДЫ
ОП.06
.
Основы микробиологии и иммунологии
№
Ф И О
Группа
1 этап
«Обличие и
повадки
невидимых
животных»
2 этап
«Их
разискивает
микробиоло
гия»
Колличество
баллов по
результатам 2-х
этапов
3 этап
«Микробный
след в жизни
известных
людей»
Колличество
баллов по
результатам 3-х
этапов
4 этап
«Бактериа
льная
видео
лаборато
рия»
Всего
баллов
Место
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
Члены комиссии: __________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
8
Приложение №1
Критерии оценки работ участников олимпиады по основам
микробиологии и иммунологии
I тур
При оценке тестовых заданий первого уровня сложности (15 заданий), за
каждый правильный ответ участник получает 1 балла. Максимальное
количество баллов – 15.
II тур
Задание «Их разыскивает микробиология» на знание истории микробиологии
и морфологии микроорганизмов ,содержит 10 тестов на соответствие.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество
баллов 2 тура – 10.
III тур
Оценивание задачи проводится по следующим критериям:
5 баллов – ответ дан полностью, указан микроорганизм,дана полная
характеристика его морфологическим,тинкториальным и физиологическим
свойствам.
4 балла – ответ не полный,назван микроорганизм,характеристика дана не в
полном объёме( не указаны физиологические либо морфологические
свойства).
3 балла – указано только название микроорганизма.
0 баллов – нет верного ответа.
IV тур
В задании «Бактериальная видео лаборатория» максимальное количество
баллов – 5
Оценивание проводится по слдующим критериям:
5 баллов – ответ дан в полном объёме.
4 балла – в ответе есть незначительные неточности.
3 балла – ответ не полный,указано только название навыка,не соблюдена
последовательность действий.
0 баллов – нет ответа.
9
Приложение №3
Тестовый контроль для 1 тура олимпиады.
Выберите один правильный ответ:
1
.К шаровидным бактериям относятся:
A. вибрионы
B.
сарцины
C. диплобактерии
D. спириллы
2.Палочковидную форму имеют:
A. спириллы
B.
сарцины
C. бактерии
D. спирохеты
3.К заболеваниям, вызываемым спирохетами, относят:
A. сифилис
B.
грипп
C. бешенство
D. сибирскую язву
4.Аппарат для выращивания микроорганизмов:
A. автоклав
B.
термостат
C. сушильный шкаф
D. холодильник
5.Грамотрицательные бактерии окрашиваются:
A. метиленовым синим
B.
генциановым фиолетовым
C. фуксином
D. раствором Люголя
6.В виде «виноградной грозди» располагаются:
A. менингококки
B.
стрептококки
C. стафилококки
D. тетракокки
7.Окраску по Граму применяют для:
A. выявления спор
B.
выявления капсул
C. выявления кислотоустойчивых микробов
D. дифференциации грамположительных бактерий от
грамотрицательных
8.Натуралист, который первым увидел и описал мир микроорганизмов:
A. Луи Пастер
B.
Данила Самойлович
10
C. Антони Левенгук
D. Роберт Кох
9.Спирохеты имеют форму:
A. шаровидную
B.
палочковидную
C. слегка изогнутую
D. спиралевидную
10.Органы движения, характерные для палочковидных бактерий:
A.псевдоподии
B.пили
C.жгутики
D.ложноножки
11.Образования, встречающиеся только у палочковидных бактерий,
образуются при попадании микроорганизмов в неблагоприятные
условия внешней среды:
A. капсула
B.
жгутики
C. нуклеоид
D. ворсинки
12.По типу питания бактерии делятся на:
A.алофотрихи
B. анаэробы
C.гетеротрофы
D.аэробы
13.По типу дыхания микроорганизмы делятся на:
A. облигатные анаэробы
B.
аутотрофы
C. гетеротрофы
D. перитрихи
14.Единицей измерения бактерий являются:
A. миллиметр
B.
сантиметр
C. микрометр
D. грамм
15.Медицинская микробиология изучает микроорганизмы:
A. которые используют в производстве пищевых продуктов
B.
играющие роль в формировании почвенных структур
C. вызывающие заболевания животных
D. вызывающие заболевания человека
11
1
А. СПИРИЛЛЫ
2
B. КЛОСТРИДИИ
3
C.КОРИНЕБАКТЕРИЯ(БОРДЕТЕЛЛА)
4
D.ДИПЛОКОКК
5
E.САЛЬМОНЕЛЛА
Приложение №4
II тур.
Найти соответствие :
6.
F.
Роберт Кох —немецкий врач,
микробиолог и гигиенист,выделил чистую
12
культуру возбудителя сибирской язвы,
доказал ее способность к
спорообразованию,открыл возбудителя
туберкулёза и холеры.
7.
G.
Луи Пастер-французский химик и
микробиолог, доказал
микробиологическую сущность, стал,
создателем научных основ вакцинации и
вакцин против сибирской язвы, куриной
холеры и бешенства. Его имя широко
известно благодаря созданной им и
названной позже в его честь технологии
пастеризации.
8.
H.
Антоний ван Левенгук -голландский
натуралист который сконструировал
микроскоп с увеличением в 300 раз.
Он
первым открыл и описал бактерии.
9.
I.
Александр Флеминг
-
британский
микробиолог. Открыл лизоцим и впервые
выделил пенициллин из плесневых грибов
10.
J.
Ганс Кристиан Грам-датский
микробиолог,фармаколог.Разработал
метод дифференциальной окраски
бактерий для разделения двух основных
типов.
Эталоны ответов
13
1
E
САЛЬМОНЕЛЛА
2
D
ДИПЛОКОКК
3
A
СПИРИЛЛЫ
4
B
КЛОСТРИДИИ
5
C
КОРИНЕБАКТЕРИЯ(БОРДЕТЕЛЛА)
6
H
Антоний ван Левенгук -голландский натуралист
который сконструировал микроскоп с увеличением
в 300 раз.
Он первым открыл и описал бактерии.
7
J
Ганс Кристиан Грам-датский
микробиолог,фармаколог.Разработал метод
дифференциальной окраски бактерий для
разделения двух основных типов.
8
F
Роберт Кох —немецкий врач, микробиолог и
гигиенист,выделил чистую культуру возбудителя
сибирской язвы, доказал ее способность к
спорообразованию,открыл возбудителя
туберкулёза и холеры.
9
G
Луи Пастер-французский химик и микробиолог,
доказал микробиологическую сущность, стал,
создателем научных основ вакцинации и вакцин
против сибирской язвы, куриной холеры и
бешенства. Его имя широко известно благодаря
созданной им и названной позже в его честь
технологии пастеризации.
10
I
Александр Флеминг
-
британский микробиолог.
Открыл лизоцим и впервые выделил пенициллин
из плесневых грибов
14
15