Автор: Лазарева Ирина Алексеевна
Должность: Мастер производственного обучения по профессии: Повар, кондитер.
Учебное заведение: ГБПОУ «Нижегородский авиационный технический колледж»
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей обучающихся в образовательном учреждении СПО на примере профессии «Повар, кондитер».
Раздел: среднее профессиональное
Развитие творческих способностей обучающихся в образовательном
учреждении СПО на примере профессии «Повар, кондитер».
А. Н. Савинкова.
мастер производственного обучения
ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И. Т. Карасева»
Основная цель профессионального образования – подготовка
квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля,
ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к
эффективной работе по специальности и к постоянному профессиональному
росту.
Необходимо, чтобы подготовка рабочего непрерывно дополнялась и
совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания
технического творчества.
Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют
квалификацию, осваивают профессию те молодые рабочие, у которых
творческий подход к делу проявлялся ещё до прихода на производства, чьи
творческие способности получили необходимое развитие в процессе
обучения и овладения профессией.
В отличие от других видов педагогической деятельности,
производственное обучение открывает наибольшие возможности развития у
воспитанников творческого подхода к делу. На занятиях производственного
обучения обеспечивается формирование творческих качеств личности у всех
обучающихся.
Все начинается с любви: с любви к детям, профессии, любви к себе.
Это не только философия моей педагогики, но и философия моей жизни.
Важным средством развития творческих способностей обучающихся
является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в
обычных блюдах и кондитерских изделиях новые аналогии. Чтобы занятия
по
учебной
практике
были
творческими,
следует
создать
атмосферу
доброжелательности и взаимопонимания. Никакая идея, даже самая плохая,
не
должна критиковаться. Мало
того, для
развития
творческого роста
необходима некоторая база знаний: умение анализировать, комбинировать,
находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же
выделять аналогичные в других объектах или предметах. Сформировать и
развивать эти
умения,
заинтересовать,
сделать
так,
чтобы
обучающимся
нравилось то, что они делают: только тогда они с удовольствием пойдут на
занятия и с радостью выполнят поставленную задачу.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в
минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ,
многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные
способности каждого и обеспечить условия для развития.
В
настоящее
время
работаю
по
формированию
творческих
способностей на занятиях производственного обучения, как составляющая
востребованности будущего профессионала.
Для развития интереса к занятиям и творческих качеств обучающихся я
ввела в свою практику нестандартные уроки: урок-соревнование, урок-
взаимообучение, урок-творческий отчет (проведение контрольно-
проверочных работ), урок-конкурс, урок с использованием элементов
проблемного обучения (решение производственных задач).
Так, например, были проведены:
- урок-конкурс салатов «Овощная битва» для первого курса поваров;
- урок-проект «Блюда из запечённой рыбы» (каждому звену было дано
домашнее задание: подготовить презентацию блюд из запечённой рыбы по
своему выбору, составить технологические карты, по которым на уроке были
приготовлены эти блюда),
- урок-соревнование «Русские пироги». Время на выполнения задания
отводится 4 часа. Каждое звено готовит 3 пирога с различными фаршами
(открытые, закрытые и полуоткрытые) весом от 500 до 1кг.
При выполнении данного задания дается возможность творческой
реализации за счет свободного выбора фарша и оформления пирога.
Технологические карты готовило каждое звено.
Постоянно
работаю
над
повышением
результативности
уроков
производственного обучения. На уроках применяю различный дидактический
материал, наглядные пособия, тестовый контроль знаний, провожу уроки с
элементами деловой игры, для подготовки к урокам пользуюсь интернет
ресурсами. В качестве самостоятельных заданий обучающиеся выполняют
электронные презентации.
Анализ дается любому творческому проекту, по каждому виду блюд и
кондитерских
изделий
модуля
программы.
Обучающиеся
учатся
давать
органолептическую
оценку
качества
приготовленных
блюд
и
изделий,
находить
недостатки
и
методы
их
устранения,
проводить
аналогию,
сравнивать, давать объективную оценку.
Используемые мной
приемы и
методы обучения углубляют знания
обучающихся. Занятия
проходят в
эмоциональном и
интеллектуальном
подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает атмосферу
сотрудничества, сотворчество
учителя
и
учащихся
заражают
друг
друга
творческий
энергией.
Занятие
создает
для
каждого
обучающегося
возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться.
Пробудить заложенные в
каждом обучающемся творческое начало,
научить «ТВОРИТЬ», помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в
творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и
стремлюсь
в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия.
Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из
нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном
счете, наши ребята, наше будущее.
Для
достижения
поставленных
задач,
два
раза
в
неделю
провожу
предметный
кружок
«Национальная
кухня».
Кружок
объединяет
обучающихся
и
способствует
повышению
уровня
профессионального
мастерства, развивает чувство коллективизма.
В
программе
кружка
предусмотрены
два
направления:
1)кулинария
народов нашей страны и народов мира; 2) национальная и обрядовая выпечка
разных
народов.
Это
помогает
не
только
с о в е р ш е н с т в о в ат ь
профессиональные
навыки,
но
и
стимулирует интерес
к
истории
своей
страны и других народов.
Открытое
мероприятие:
мастер-класс
«Традиционная
еврейская
выпечка».
Цель: знакомство с еврейскими традициями, технологией еврейской
выпечки, повышение уровня профессиональной компетенции.
Задачи: вызвать интерес к избранной профессии, к самостоятельным
поискам новых блюд.
Содержание:
презентация
еврейской
традиционной
выпечки,
практический пошаговый показ приготовления «Гоменташен», практический
пошаговый
показ
приготовления
«Рогалахен»,
выставка
изделий
с
последующей дегустацией.
Большим
потенциалом
обладает
внеурочная
деятельность,
которая
направлена, прежде всего, на развитие профессиональных и личностных
качеств, а также на реализацию склонностей и интересов обучающихся, их
готовность к самосовершенствованию, а значит и творчеству.
Наши обучающиеся участвуют в мероприятиях посвященных
знаменательным датам («Повара в годы войны» ко Дню Победы, «Широкая
масленица», «День пельменя», «Пасхальные хлопоты» - для всех трёх курсов
ПК). и др.), выставках продажах кондитерских изделий, в районных и
областных олимпиадах профессионального мастерства.
Поварское дело – не ремесло, а искусство.
А закончить хочу словами: Посуда в ресторане не обязательно должна
быть серебряной, но повар должен быть золотой.