Напоминание

Развитие творческих способностей обучающихся в образовательном учреждении СПО на примере профессии «Повар, кондитер».


Автор: Лазарева Ирина Алексеевна
Должность: Мастер производственного обучения по профессии: Повар, кондитер.
Учебное заведение: ГБПОУ «Нижегородский авиационный технический колледж»
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей обучающихся в образовательном учреждении СПО на примере профессии «Повар, кондитер».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие творческих способностей обучающихся в образовательном

учреждении СПО на примере профессии «Повар, кондитер».

А. Н. Савинкова.

мастер производственного обучения

ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И. Т. Карасева»

Основная цель профессионального образования – подготовка

квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля,

ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к

эффективной работе по специальности и к постоянному профессиональному

росту.

Необходимо, чтобы подготовка рабочего непрерывно дополнялась и

совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания

технического творчества.

Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют

квалификацию, осваивают профессию те молодые рабочие, у которых

творческий подход к делу проявлялся ещё до прихода на производства, чьи

творческие способности получили необходимое развитие в процессе

обучения и овладения профессией.

В отличие от других видов педагогической деятельности,

производственное обучение открывает наибольшие возможности развития у

воспитанников творческого подхода к делу. На занятиях производственного

обучения обеспечивается формирование творческих качеств личности у всех

обучающихся.

Все начинается с любви: с любви к детям, профессии, любви к себе.

Это не только философия моей педагогики, но и философия моей жизни.

Важным средством развития творческих способностей обучающихся

является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в

обычных блюдах и кондитерских изделиях новые аналогии. Чтобы занятия

по

учебной

практике

были

творческими,

следует

создать

атмосферу

доброжелательности и взаимопонимания. Никакая идея, даже самая плохая,

не

должна критиковаться. Мало

того, для

развития

творческого роста

необходима некоторая база знаний: умение анализировать, комбинировать,

находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же

выделять аналогичные в других объектах или предметах. Сформировать и

развивать эти

умения,

заинтересовать,

сделать

так,

чтобы

обучающимся

нравилось то, что они делают: только тогда они с удовольствием пойдут на

занятия и с радостью выполнят поставленную задачу.

Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в

минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ,

многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные

способности каждого и обеспечить условия для развития.

В

настоящее

время

работаю

по

формированию

творческих

способностей на занятиях производственного обучения, как составляющая

востребованности будущего профессионала.

Для развития интереса к занятиям и творческих качеств обучающихся я

ввела в свою практику нестандартные уроки: урок-соревнование, урок-

взаимообучение, урок-творческий отчет (проведение контрольно-

проверочных работ), урок-конкурс, урок с использованием элементов

проблемного обучения (решение производственных задач).

Так, например, были проведены:

- урок-конкурс салатов «Овощная битва» для первого курса поваров;

- урок-проект «Блюда из запечённой рыбы» (каждому звену было дано

домашнее задание: подготовить презентацию блюд из запечённой рыбы по

своему выбору, составить технологические карты, по которым на уроке были

приготовлены эти блюда),

- урок-соревнование «Русские пироги». Время на выполнения задания

отводится 4 часа. Каждое звено готовит 3 пирога с различными фаршами

(открытые, закрытые и полуоткрытые) весом от 500 до 1кг.

При выполнении данного задания дается возможность творческой

реализации за счет свободного выбора фарша и оформления пирога.

Технологические карты готовило каждое звено.

Постоянно

работаю

над

повышением

результативности

уроков

производственного обучения. На уроках применяю различный дидактический

материал, наглядные пособия, тестовый контроль знаний, провожу уроки с

элементами деловой игры, для подготовки к урокам пользуюсь интернет

ресурсами. В качестве самостоятельных заданий обучающиеся выполняют

электронные презентации.

Анализ дается любому творческому проекту, по каждому виду блюд и

кондитерских

изделий

модуля

программы.

Обучающиеся

учатся

давать

органолептическую

оценку

качества

приготовленных

блюд

и

изделий,

находить

недостатки

и

методы

их

устранения,

проводить

аналогию,

сравнивать, давать объективную оценку.

Используемые мной

приемы и

методы обучения углубляют знания

обучающихся. Занятия

проходят в

эмоциональном и

интеллектуальном

подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает атмосферу

сотрудничества, сотворчество

учителя

и

учащихся

заражают

друг

друга

творческий

энергией.

Занятие

создает

для

каждого

обучающегося

возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться.

Пробудить заложенные в

каждом обучающемся творческое начало,

научить «ТВОРИТЬ», помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в

творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и

стремлюсь

в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия.

Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из

нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном

счете, наши ребята, наше будущее.

Для

достижения

поставленных

задач,

два

раза

в

неделю

провожу

предметный

кружок

«Национальная

кухня».

Кружок

объединяет

обучающихся

и

способствует

повышению

уровня

профессионального

мастерства, развивает чувство коллективизма.

В

программе

кружка

предусмотрены

два

направления:

1)кулинария

народов нашей страны и народов мира; 2) национальная и обрядовая выпечка

разных

народов.

Это

помогает

не

только

с о в е р ш е н с т в о в ат ь

профессиональные

навыки,

но

и

стимулирует интерес

к

истории

своей

страны и других народов.

Открытое

мероприятие:

мастер-класс

«Традиционная

еврейская

выпечка».

Цель: знакомство с еврейскими традициями, технологией еврейской

выпечки, повышение уровня профессиональной компетенции.

Задачи: вызвать интерес к избранной профессии, к самостоятельным

поискам новых блюд.

Содержание:

презентация

еврейской

традиционной

выпечки,

практический пошаговый показ приготовления «Гоменташен», практический

пошаговый

показ

приготовления

«Рогалахен»,

выставка

изделий

с

последующей дегустацией.

Большим

потенциалом

обладает

внеурочная

деятельность,

которая

направлена, прежде всего, на развитие профессиональных и личностных

качеств, а также на реализацию склонностей и интересов обучающихся, их

готовность к самосовершенствованию, а значит и творчеству.

Наши обучающиеся участвуют в мероприятиях посвященных

знаменательным датам («Повара в годы войны» ко Дню Победы, «Широкая

масленица», «День пельменя», «Пасхальные хлопоты» - для всех трёх курсов

ПК). и др.), выставках продажах кондитерских изделий, в районных и

областных олимпиадах профессионального мастерства.

Поварское дело – не ремесло, а искусство.

А закончить хочу словами: Посуда в ресторане не обязательно должна

быть серебряной, но повар должен быть золотой.



В раздел образования




Яндекс.Метрика