Автор: Бояркина Елена Леонидовна
Должность: учитель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ№1 им.Л.Л.Линховоина
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: методическмя статья
Тема: Аспекты изучения ритма
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1 им.Л.Л. Линховоина» г. Улан-Удэ.
Методическое сообщение
Тема:
Различные способы и проблемы изучения ритма
Выполнила: преподаватель Бояркина Елена Леонидовна
г. Улан-Удэ
2023г
Почему работают или не работают те или иные методы? Как добиться
свободного автоматического чтения ритма?
Навыки ритма - это:
1) исполнительская ровность и точность в воспроизведении ритма;
2)темповая стабильность;
3) понимание размера такта.
Виды счета: 1)математический : счет на 1и2и…
2) логический : игра с пульсацией …
3) чувственный –ритмослоги.
Что дает счет? Правильное математическое понимание ритма и размера.
Умение совместить разные ритмические линии. Игра со счетом способна
самостоятельно нести на себе всю миссию ритмического воспитания.
Что не дает счет? Минусы метода. Любые расчеты требуют времени. При
высоком интеллекте хотя бы доли секунды. Но ведь ритм – это точная
организация времени, самого времени. И эти секунды нарушают точное
воспроизведение ритма, а значит разрушают сам ритм. И не позволяют
сформировать хорошее чувство ритма. И чем медленнее работает мозг у
ребенка, тем сильнее нарушается ритм. Вывод - на начальном этапе счет не
только не способствует развитию чувства ритма, но и препятствует этому.
Счет не дает представление о самом «теле» ритма. Счет –это метрическая
сетка, измерительная линейка. При счете ученик фокусируется на самом
счете, ритм остается где-то в стороне. И пока начинающий музыкант не
изучил само «тело» ритма, сам объект ритма измеряет линейкой счета
фактически не сам ритм, а в большей степени его графическое изображение –
это единственная материальная ассоциация, возникающая в голове ребенка,
когда он играет или стучит со счетом. Есть дети в младшем школьном
возрасте испытывающие трудности с цифровыми представлениями. В их
мышлении цифры, их деление не имеют такой четкости, как у взрослых.
Такие детишки воспринимают математические понятия довольно туманно, и
любые математические действия занимают слишком много внимания так что
на понимание ритма ресурсов не остается. Им на первых порах с трудом
дается даже сам счет. В таком случае ритм остается далеко за пределами их
действий в отношении счета или пульсации.
Что дает система ритмослогов? Дает представление о самом «теле» ритма.
Дает материальные ассоциации, выверенные по длине, впоследствии
выученные и отработанные. Фактически - слоговая система – инструмент
материализации ритма. Не требует времени на расчеты и обдумывание, а
значит не разрушает сам ритм. Ритм становится не стрессом, а легким и
приятным моментом уверенности ощущения собственной компетенции
ученика. Даже если что-то другое у него получается слабо, то в ритме он
всегда уверен. На ритме он психологически отдыхает. Система ритмослогов
дает простые составляющие имена ритмическим фигурам, которые к тому же
произносятся в ритме. Дает возможность играть в ритмический конструктор,
в котором, как из фигурок «лего», очень легко составляются любые даже
самые сложные ритмические фигуры.
Что не дает система ритмослогов? Не формирует правильное математическое
представление. Не дает понимания, как соединяются ритмические рисунки
по вертикали. Не дает понимание тактового размера. Не способна нести на
себе всю полноценную миссию ритмического воспитания. Взятая
изолированно от прочих методов, слоговая система не даст полноценного
профессионального представления о ритме.
Нам нужны все три способа – слоговая система , счет, пульсация.
I. Слоговая система - единственная развивает чувство ритма, дает быстрый
и очень прочный результат всем.
II.Счет 1и 2 и – единственный способ, формирующий ритмическую
грамотность в отношении распределения длительностей внутри размера и
такта.
III.Пульсация -жизненно необходимый метод, позволяющий на практике
измерить каждую длительность по отношению друг к другу.
Заключение.
Ритм — одно из мощнейших средств музыкальной выразительности.
Целенаправленная работа по развитию ритмических и двигательных
способностей, проводимая на занятиях, является одним их условий,
своеобразной базой полноценного развития музыкальной и
эмоциональной сферы учащегося, которая, в свою очередь, позволяет
музыканту художественно верно исполнять метроритмическую сторону
музыкального произведения Фортепианный репертуар включает в себя
огромное многообразие метроритмических фигур и комбинаций: от
простейших – до наиболее сложных, понять которые и воспринять помогает
музыкально-ритмическое чувство. Несмотря на то, что проблеме
музыкального ритма посвящено множество работ отечественных и
зарубежных музыкантов, воспитание музыкально - ритмического чувства
является одной из важных и сложных задач музыкальной педагогики. Как
правило, возникающие трудности основаны на недостаточном внимании со
стороны преподавателей на развитие чувства ритма учащихся и
неэффективных методах и приёмах работы. Методы и приёмы воспитания
чувства ритма зависят от индивидуальных особенностей ученика, от его
музыкальных способностей, исполнительского и жизненного опыта, от
степени его развития и обучения. Задача преподавателя – в доступной форме
доносить до ребёнка музыкальные сведения, кроме того, нужно
периодически возвращаться и повторять изученный материал, тогда
происходит усвоение знаний ребёнком уже на более высоком уровне
осознанности. Хорошо продуманные занятия, учитывающие индивидуальные
особенности ученика, включающие в себя не только ритмическое развитие,
но в первую очередь музыкальное воспитание учащихся, творческий подход
при котором у ребёнка возникает интерес и желание заниматься музыкой,
помогут преодолеть возникающие в ритмическом воспитании трудности.