Автор: Федотова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия г.Волжского по Волгоградской области"
Населённый пункт: город Волжский
Наименование материала: презентация по теме "Пути преодоления проблемных зон изучения курсов "Русский язык" и "Литература»
Тема: Проблемность как принцип обучения на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование
Проблемность как принцип
обучения на уроках русского
языка и литературы.
МОУ «Гимназия г.Волжского
Волгоградской области»
Федотова Т.Г.
по теме семинара "Пути преодоления
проблемных зон изучения курсов
"Русский язык" и "Литература»
Центральным звеном проблемного урока является
проблемная ситуация.
«Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, -
отмечает А.М. Матюшкин, - нужно поставить ребёнка перед
необходимостью выполнения такого задания, при котором
подлежащие усвоению знания будут занимать место
неизвестного».
Проблемная ситуация возникла, если у класса
появился эмоциональный отклик. По реакции детей
проблемные ситуации
можно разделить на два
больших типа:
«с удивлением»
и
«с затруднением»
.
Проблемная ситуация характеризует определённое
психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе
выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое
требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях
его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации
является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или
способа действия.
Компоненты проблемной ситуации
необходимость
выполнения такого
действия, при
котором возникает
познавательная
потребность в новом
неизвестном
отношении, способе
или условии
действия
неизвестное,
которое должно
быть раскрыто в
возникшей
проблемной
ситуации
возможности
обучающихся в
выполнении
поставленного
задания, в анализе
условий и
открытии
неизвестного
Правила создания проблемных ситуаций
Учитель даёт обучаемым практическое или теоретическое задание,
выполняя которое, они должны получить новые знания или способы
действий, которые надлежит усвоить по данной теме.
Предлагаемое обучающимся проблемное задание должно
соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть
достаточно трудным, но разрешимым.
При предъявлении проблемного задания учитель должен учитывать
реальный уровень знаний обучаемых.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи,
вопросы, практические задания, которые должны ставить обучаемых
в проблемные ситуации.
Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной
ситуацией, то учитель должен сформулировать
возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы
зафиксировать её, указать причины невыполнения
задания и приступить к объяснению материала,
необходимого для его решения.
Действия ученика при создании учителем
проблемной ситуации
анализ
проблемной
ситуации
формулировка
(постановка)
проблемы или
осознание и
принятие
формулировки
учителя
решение проблемы:
выдвижение
предположений;
обоснование гипотезы;
доказательство гипотезы
(теоретическое или
экспериментальное)
проверка
правильности
решения
Метод проблемного обучения при изучении русского языка и литературы в школе
способствует развитию познавательной деятельности школьника.
Познавательная потребность у ученика проявляется только в том случае, если он
сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему
способами.
В тех случаях, где можно обойтись уже известными способами действия, прежними
знаниями, новые проблемные ситуации не возникают, и поэтому мышление попросту
не требуется.