Автор: Кадргулова Лилия Ильдаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДО МБОУ СОШ с.Ишлы "Детский сад с.Ишлы"
Населённый пункт: Аургазинского района Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Статья
«
Значение гендерного воспитания в дошкольном возрасте»
«Как Вася может играть в куклы, он же мальчик!..», «Девочки не могут
быть пожарными!..», «Разве Петя девочка, у него же длинные
волосы?..» Такие высказывания знакомы каждому воспитателю в
детском саду и каждому родителю. Наше отношение к полу
развивается очень рано. Исследования показывают, что к двум годам
дети уже начинают замечать физические различия, а в возрасте трёх
лет имеют сформированные представления о поведении, деятельности
и т. д., которые соотносятся с полом человека.
Как выражаются учёные, «давайте договоримся о терминах». Что же
такое гендер?
«Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но
также нельзя и уравнивать их». Ж.-Ж. Руссо
В переводе с английского gender обозначает «род», «пол». Но это не
просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В
отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции
человеческих особей, гендер — это «социальный пол» индивида. Он не
даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется
в процессе воспитания и культурного становления личности. В это
понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом,
культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами.
Когда женщина вынашивает ребёнка — это функция её биологического
пола, а вот если звучит посыл «мальчики не плачут» или «уступи, ты
же девочка» — это уже сфера гендерных стереотипов.
Основы гендерных взаимоотношений закладываются ещё в детстве
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и
формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается
достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно
уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация
которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и
психологов, так и родителей.
Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и
усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это
осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш
понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё
отличие от других.
Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании
ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и
характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются
гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом
нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного
ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые
представления о девочках и мальчиках.
Цель гендерного подхода — формирование способности к
самореализации у детей в процессе воспитания независимо от их пола,
а также усвоение ими ценностей, не зависящих от социальных ролей
(например, идеи равенства независимо от половой принадлежности).
Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции
стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».