Напоминание

"Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников"


Автор: Мартынова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Бебелевский" МР "Ферзиковский район"
Населённый пункт: д. Бебелево, Ферзиковский район, Калужская обл.
Наименование материала: доклад
Тема: "Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В нашем ДОУ применяются формы взаимодействия с семьей,

изложенные в Основной общеобразовательной программе дошкольного

образования МДОУ «Детский сад «Бебелевский»

Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, и

нам, воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны

изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

Взаимодействие педагогов с родителями всегда было и остаётся

актуальным вопросом и невозможным без учёта интересов и запросов семьи.

Поэтому, взаимодействуя с родителями, мы находимся в постоянном поиске

наиболее

эффективных

форм,

которые

сближали

бы

между

собой

педагогов, родителей и детей, которые позволяют учесть актуальные

потребности всех.

Наша цель – помочь семье в воспитании детей, дополняя и обеспечивая

более полную реализацию ее воспитательных функций;

установление

доверительных

отношений между детьми,

родителями и

педагогами,

объединение в одну команду, воспитание потребности делиться своими

проблемами и совместно их решать.

Данную цель реализуем через следующие задачи:

- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

-

повышение

и

содействие

общей

культуры

семьи

и

психолого-

педагогической компетентности родителей;

- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников;

- использование с

родителями

различных

форм

сотрудничества

и

совместного творчества, исходя из индивидуально - дифференцированного

подхода к семьям.

При организации совместной работы с семьями соблюдаем основные

принципы:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается

возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы

к развитию личности в семье и детском коллективе;

Работу с родителями мы строим, придерживаясь следующих этапов:

- продумываем содержание и формы работы с родителями;

- проводим опросы с целью изучения их потребностей;

- устанавливаем доброжелательные отношения с установкой на будущее

деловое сотрудничество.

Для этого нам необходимо заинтересовать родителей той работой,

которую предполагаем с ними проводить. И это возможно при условии учета

особенностей каждой конкретной семьи.

В своей работе мы используем разнообразные формы вовлечения семьи

в образовательный процесс, это:

- индивидуальная беседа;

- индивидуальное консультирование;

1

- анкетирование;

- родительское собрание;

- наглядная информация;

- почтовый ящик;

- тематические выставки рисунков, поделок - участие в совместных

конкурсах на уровне ДОУ, на районом уровне, региональном;

- совместный досуг;

- знакомство родителей с пройденным материалом по НОД.

- проектная деятельность (детско - родительские проекты), трудовая

деятельность, экологическое воспитание;

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы

организации совместной деятельности и общения.

Хочется подробнее

остановиться

на

некоторых

формах

взаимодействия

педагогического

коллектива с семьями дошкольников.

Такая форма, как анкетирование, никогда не теряет своей актуальности.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу нашего детского сада, ведь у

такой формы взаимодействия с родителями есть очевидные плюсы. Это один

из распространенных методов получения и обмена информацией по разным

вопросам работы детского сада с родителями. Он используется нами с целью

изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,

установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных

воздействий на ребенка. Родители наших воспитанников с удовольствием

отвечают на вопросы, стараются дать более полную информацию о своем

ребенке. Конечно, мы сталкиваемся и с формальными ответами, но и это дает

нам почву для размышления, например как добиться от родителей большей

информации. Анализируя ответы родителей, мы получаем информацию о

семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об

особенностях

ребенка,

о

готовности

родителей

взаимодействовать

с

педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

Поэтому нам так нравиться эта форма взаимодействия с родителями. Мы

становимся ближе к семье ребенка, больше узнаем о методах воспитания, о

семейных

традициях,

это

очень

помогает

нам

в

планировании

образовательного процесса.

Также одно из важных мест в работе с родителями занимает родительское

собрание.

Мы тщательно готовимся к нему. Успех собрания во многом

обеспечивается его подготовкой. Родители с интересом относятся к

текстовым

материалам,

рекомендациям,

советам.

Как

правило,

они

небольшого объема и носят характер краткой памятки. Вместе мы находим

ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации: на что

надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку. Родители видят в

воспитателях помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно

предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы всё взваливалось на одних и

тех же людей, все выполняют что - то посильное для себя.

2

В каждой группе у нас есть родительский комитет, состоящий из

несколько родителей. Комитет работает согласованно, он является центром

инициативы, творчества и организации всех дел. В конце учебного года на

последнем

собрании

мы

с

родительским

комитетом

отмечаем

благодарственными

письмами

активных

родителей.

Такое

внимание

воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и

творчество.

Оказанная педагогическая помощь родителям основывается на

тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. К

такой помощи относятся

консультации.

Родители, особенно молодые,

нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Целями

консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений;

помощь в разрешении проблемных вопросов. Эта форма работы дает

возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как

читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как

готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и

др.

Самая популярная форма работы с родителями – досуговая. Здесь

наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Праздники,

концерты, соревнования помогают нам создать эмоциональный комфорт,

сблизить участников педагогического процесса. Организация досугов и

развлечений в работе с родителями является самой привлекательной,

востребованной,

полезной,

но и

самой

трудной

деятельностью.

Это

объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям

увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях,

апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть,

приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с

родительской общественностью в целом.

Как правило, родители – люди очень занятые и зачастую им бывает

совершенно некогда побеседовать с воспитателями, обсудить проблемы

развития и воспитания своего ребенка. Выручает в этом случае наглядная

информация. Она в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные

возможности по освещению педагогического процесса.

Наиболее важным в информировании родителей является оформление

наглядных

материалов.

Они

не

предусматривают

непосредственного

контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ их передачи имеет

не меньшее значение, чем ее содержание. Мы подаём информацию так,

чтобы она привлекала внимание, заинтересовала и отвечала насущным

потребностям родителей. Поэтому, прежде чем размещать информацию,

тщательно продумываем ее содержание и оформление. Информация,

размещённая на стендах, в папках конкретна, доступна, кратка, эстетична и

безопасна.

Внимательное изучение семей наших воспитанников помогло нам

выявить интересные увлечения родителей. Для творческого общения

3

существует такая форма работы с семьей как тематические выставки

.

Темы

разнообразны. Выставки предоставляют родителям и детям организовать

совместную деятельность. Активность родителей в создании выставок

говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Родители

отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке они

и дети еще лучше стали узнавать друг друга; в семье появилась еще одна

возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива

всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению

привлекаем самих родителей.

Эффективными формами взаимодействия с родителями мы считаем

следующие:

- Дни добрых дел – дни добровольной посильной помощи родителей группе,

детскому саду, помощь в

создании предметно - развивающей среды в

группе.

Такая

форма

позволяет

нам

налаживать

атмосферу

теплых,

доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями.

Нам очень нравиться эта форма взаимодействия. Вся работа носит

воспитательный характер, поднимает авторитет родителей в глазах своих

детей.

В случае, когда личный контакт с родителями невозможен, используем

следующее:

1. Доска объявлений:

- информация о предстоящих мероприятиях, собраниях, экскурсиях и т.д.;

- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в

группе, чем занимаются дети в группе; ежедневное расписания;

- благодарности родителям.

- просьба принести какие - либо материалы или оказать какую - либо

помощь.

2.

Почтовый ящик. Это папка, в которую родители кладут анонимные

записки, где выражают свое отношение к группе, детскому саду; обращаются

с вопросами к заведующей, логопеду, воспитателям. Каждый родитель в

удобное для себя время может внести предложения, замечания. На основании

этих записей мы корректируем свою работу, делаем выводы о вопросах,

беспокоящих родителей. Заданные вопросы, пожелания освещаются на

родительских собраниях или даются письменно.

Также в интернетсообществах, таких как «Одноклассники», «Контакт»,

«Телеграмм» созданы интернет – странички ДОУ. В каждой группе детского

сада создана своя внутригрупповая страничка в «Ватсаппе», которая

продолжает

практическое

взаимодействие

родителей

с

педагогом

по

различным вопросам воспитания и обучения детей.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые

пути

сотрудничества

с

родителями.

В

работе

с

семьей

удачно

зарекомендовали себя и такие формы, как: проектная деятельность, трудовая

4

деятельность, экологическое воспитание. Мы хотели бы рассказать об этих

формах.

На

смену

традиционному

образованию

приходит

продуктивное

обучение, которое направлено на развитие творческих способностей,

формирование

у дошкольников интереса

и потребности к

активной

созидательной деятельности. Поэтому выбрали проектную деятельность в

плане взаимодействия педагогического коллектива с семьей.

Мы

считаем

проектную

деятельность

эффективной

формой

взаимодействия ДОУ и семьи, поскольку, благодаря реализации детско -

родительских проектов, родители стали непосредственными участниками

образовательного

процесса. Они

принимают

активное

участие

в

предложенных проектах, оказывая помощь и поддержку детям и педагогам в

процессе совместной работы.

Проектная деятельность интересна тем, что все участники

образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через

разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение,

рассматривание

иллюстраций

и

фотографий,

изготовление

подарков-

сувениров, рисунков, макетов и др.

Все участники проектной деятельности приобретают опыт

продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое

отношение

к

различным

сторонам

реальности.

Поэтому,

проектная

деятельность может носить как познавательную, так и художественно -

эстетическую

направленность,

что

даёт

нам

возможность

вовлекать

родителей в непосредственно образовательную или досуговую деятельность.

Практика показывает, что любое начинание в педагогической

деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители.

Поэтому в работе с семьей по трудовому воспитанию мы используем

разнообразные формы и методы. Остановимся на тех, которые оказались

наиболее действенными.

На протяжении учебного года постоянно оказываем практическую

повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советуем,

как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность, подготавливаем

краткие методические рекомендации - памятки. В уголках для родителей

систематически помещаем информацию по проблеме трудового воспитания.

Широко практикуем совместный труд детей и родителей.

Периодически организовываем субботники по благоустройству участков

детского сада. Родители изготавливают и ремонтируют скворечники,

кормушки для птиц, шьют кукольную одежду. Весной вскапывают клумбы,

высеивают семена для рассады дома, а потом делятся с нами.

Система работы с родителями по трудовому воспитанию дает свои

положительные

результаты.

Работа

по

совершенствованию

трудового

воспитания сложна и многогранна. Родители прислушиваются к советам

воспитателей, видят в педагогическом коллективе своих близких советчиков.

5

На собраниях, в беседах с воспитателями многие родители с большой

теплотой рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение

обслуживать себя, желание помочь старшим, появляется устойчивое желание

и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые

обязанности не только в детском саду, но и дома.

Систематическая работа воспитателей совместно с родителями в

трудовом воспитании детей, позволяет добиваться хороших результатов.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в

семье, они должны быть хорошо знакомы с тем, какие существуют задачи

трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном

учреждении. С этой целью мы систематически знакомим родителей с

содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, с

требованием детского сада к формированию у ребенка трудовых навыков.

Наша задача раскрыть перед родителями важность своевременного

приобщения детей к труду, воспитания навыков самостоятельности, роль

благоприятных для этого возрастных возможностей ребенка (активность,

подражательность)

Таким образом, мы делаем родителей заинтересованными участниками

в

работе

по

трудовому

воспитанию.

В дальнейшем

мы

планируем

организовывать мастер – классы родителей, которые расскажут о своих

профессиях.

Каждому человеку нужно понять, как он связан с природой и как люди

зависят от неё. Из опыта мы знаем, что большая часть родителей оказывается

недостаточно грамотной в вопросах экологического образования, поэтому

свою работу мы направляем на воспитание экологической культуры у

родителей, стараемся включать их в процесс экологического воспитания

наших детей. С родителями проводим беседы, из которых узнаём, какие дома

есть комнатные растения, животные, что растет на дачных участках, куда

дети ездят в отпуск.

Родители участвуют в озеленении территории детского сада и ее

благоустройстве в зимний период. Радует, что родители с пониманием

относятся

к

нашей работе,

стараются

помочь,

а

это

всегда

дает

положительный результат в воспитании детей.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы

используем все доступные формы взаимодействия. Чтобы реализовать свою

работу, проводим анкетирование семей по соответствующим вопросам,

привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми

по экологическому воспитанию: рисованию, изготовлению поделок из

природного материала, пособий.

Следующей формой взаимодействия являются консультации для

родителей.

Наша

цель

помочь

родителям

в

отборе

художественной

литературы. Нацелить их на разные формы работы по экологическому

воспитанию детей. Помочь анализировать поведение детей в общении с

6

природой. Бережное отношение к природе у детей будет только в том случае,

если сами родители бережно относятся к природе.

Отдельную группу составляют наглядно - информационные методы. Они

знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами

экологического воспитания детей; ширмы, папки - передвижки на тему

экологического воспитания дошкольников, буклеты, в которых описываются

правила поведения в природе.

Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание

сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной,

интересной,

дают

положительный

результат:

помогают

педагогам

и

родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели

сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о

ней. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Природа –

важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий.

На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает

труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет

заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения

полученных знаний.

Велика роль элементарных представлений о природе в формировании

трудовых навыков и умений. Трудовые навыки и умения, приобретенные в

детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются и могут

быть использованы в деле охраны природы.

Для формирования отчетливости представлений о живой и неживой

природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные

наблюдения, учатся видеть, замечать, познавать окружающий мир.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать

всё живое. Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его

умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и

тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому

воспитанию имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного

возраста.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что у ДОУ

сложилась определённая система в работе с родителями. Взаимодействие

родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс,

долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования

выбранной цели. А цель у нас одна – воспитать будущих созидателей жизни.

Опыт работы свидетельствует, что проводимая работа показала

свои итоги: родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы,

детского сада; научились выражать восхищение результатами и продуктами

детской деятельности,

эмоционально

поддерживают

своего

ребенка.

Родители посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках

7

и

развлечениях, проектной

деятельности

и

трудовой,

занимаются

экологическим воспитанием детей.

Весь наш педагогический коллектив надеется, что все те формы и методы,

используемые

нами

в

работе

с

родителями,

помогут

детям

легко

адаптироваться в школе, а мы продолжим и, в дальнейшем, искать и

находить новые формы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и

обучении детей.

8



В раздел образования




Яндекс.Метрика