Напоминание

Причины ошибок на письме у учащихся младших классов


Автор: Рудых Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ средняя школа №53
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Причины ошибок на письме у учащихся младших классов
Раздел: начальное образование





Назад




Причины ошибок на письме у учащихся младших классов

Очень часто у родителей вызывают опасение ошибки при письме. Рассмотрим

причины таких ошибок :

1. Фонетическое письмо

У детей часто проявляется фонетическое письмо. Происходит это на этапе

формирования навыка чтения. Так же часто фонетическое письмо наблюдается

у детей, испытывающих трудности в чтении. Общеизвестный факт, что письмо

связано с чтением напрямую.

Что такое фонетическое письмо? Рассмотрим примеры: вместо «яблоко»

написано «йаблака», вместо «Оля» — «Ола», «гвозди» — «гвозьди». То есть

фонетическое письмо — это письмо «как слышу, так пишу». Как только ребёнок

начинает читать хорошо, то есть у него сформировано правильное послоговое

чтение, фонетическое письмо пропадает.

2. Усталость

Очень часто ошибки на письме возникают, когда ребёнок устал, переутомился,

начинает заболевать, недомогает. Не случайно в нормах СанПиН прописаны

требования к проведению диктантов и контрольных работ. Такие виды работ

никогда не проводятся по понедельникам и пятницам, также не рекомендуется

проводить их на первом и пятом-седьмом уроках. Оптимальное время

проведения диктанта или контрольной работы — второй-третий уроки.

От усталости ребёнок может допускать любые виды ошибок, даже если он знает

правило или сто раз писал слово правильно. Такие промахи особенно удивляют

родителей, а иногда и возмущают, так как ошибки от усталости выглядят

совершенно нелепо. Если ошибка в письме от усталости или недомогания, то,

отдохнув, ребёнок сам её обнаружит и исправит.

3. Ошибки от незнания правил

Часто дети допускают ошибки при письме из-за незнания правила. В русском

языке есть традиционные написания: «жи-ши», «ча-ща» и так далее. Написание

слов с такими сочетаниями требует начитанности и зависит от частоты

написания. То есть здесь действует закон перехода количества в качество: чем

чаще пишем, тем меньше ошибок допускаем.

Также в русском языке есть правила, где прописан алгоритм подбора

проверочного слова. Если у ребёнка маленький словарный запас, ошибки

в словах будут. Здесь знать правила недостаточно. Смысл знать правило, если

не можешь подобрать проверочное слово? Исправить положение может только

объём прочитанных книг.

Есть правила в русском языке на чередование — например, в корнях -гор-, -гар-,

суффиксах -ик-, -ек-, приставках пре-, при- и других. Чтобы ребёнок не допускал

ошибок при письме в словах на подобные правила, достаточно знать правило.

Есть слова в русском языке с непроверяемым написанием — словарные. Здесь

поможет только запоминание и частое прописывание или использование

в свободном письменном высказывании.

4. Дисграфия

Часто дети допускают ошибки из-за того, что у них дисграфия. Дисграфия

определяется как «нарушение процесса письма, проявляющееся

в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной

высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма; нарушение

является препятствием для овладения учениками грамотой и грамматикой языка».

Дисграфические ошибки: пропуск букв, замена букв, перестановка букв (слогов),

лишние элементы и другие.

Некоторые родители не считают дисграфию нарушением письменной речи,

часто обращаются к репетиторам, думают, что, если ребёнок будет заниматься

дополнительно или будет переписывать страницы книг великих классиков, всё

пройдёт. Нельзя полагаться только на объёмы списывания. Лучшее решение —

обратится к логопеду.

5. Постоянные помарки и исправления

Хотя некоторые родители относятся к ним не всегда внимательно, помарки

и исправления тоже считаются ошибками (обычно две помарки приравниваются

к одной ошибке). Внимание всё-таки стоит обратить, так как постоянные

помарки и исправления — признак неврологии у ребёнка.

Многие родители нанимают репетиторов или идут в развивающие центры, чтобы

исправить почерк ребёнка, считая, что проблема исправлений и помарок — это

проблема плохого почерка. Плохой почерк у детей начальных классов — это

признак неврологии, а не того, что они не стараются писать красиво. Поэтому

устранение проблемы в виде помарок и исправлений — консультация невролога

и, как следствие, лечение.



В раздел образования




Яндекс.Метрика