Автор: Рудых Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ средняя школа №53
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Причины ошибок на письме у учащихся младших классов
Раздел: начальное образование
Причины ошибок на письме у учащихся младших классов
Очень часто у родителей вызывают опасение ошибки при письме. Рассмотрим
причины таких ошибок :
1. Фонетическое письмо
У детей часто проявляется фонетическое письмо. Происходит это на этапе
формирования навыка чтения. Так же часто фонетическое письмо наблюдается
у детей, испытывающих трудности в чтении. Общеизвестный факт, что письмо
связано с чтением напрямую.
Что такое фонетическое письмо? Рассмотрим примеры: вместо «яблоко»
написано «йаблака», вместо «Оля» — «Ола», «гвозди» — «гвозьди». То есть
фонетическое письмо — это письмо «как слышу, так пишу». Как только ребёнок
начинает читать хорошо, то есть у него сформировано правильное послоговое
чтение, фонетическое письмо пропадает.
2. Усталость
Очень часто ошибки на письме возникают, когда ребёнок устал, переутомился,
начинает заболевать, недомогает. Не случайно в нормах СанПиН прописаны
требования к проведению диктантов и контрольных работ. Такие виды работ
никогда не проводятся по понедельникам и пятницам, также не рекомендуется
проводить их на первом и пятом-седьмом уроках. Оптимальное время
проведения диктанта или контрольной работы — второй-третий уроки.
От усталости ребёнок может допускать любые виды ошибок, даже если он знает
правило или сто раз писал слово правильно. Такие промахи особенно удивляют
родителей, а иногда и возмущают, так как ошибки от усталости выглядят
совершенно нелепо. Если ошибка в письме от усталости или недомогания, то,
отдохнув, ребёнок сам её обнаружит и исправит.
3. Ошибки от незнания правил
Часто дети допускают ошибки при письме из-за незнания правила. В русском
языке есть традиционные написания: «жи-ши», «ча-ща» и так далее. Написание
слов с такими сочетаниями требует начитанности и зависит от частоты
написания. То есть здесь действует закон перехода количества в качество: чем
чаще пишем, тем меньше ошибок допускаем.
Также в русском языке есть правила, где прописан алгоритм подбора
проверочного слова. Если у ребёнка маленький словарный запас, ошибки
в словах будут. Здесь знать правила недостаточно. Смысл знать правило, если
не можешь подобрать проверочное слово? Исправить положение может только
объём прочитанных книг.
Есть правила в русском языке на чередование — например, в корнях -гор-, -гар-,
суффиксах -ик-, -ек-, приставках пре-, при- и других. Чтобы ребёнок не допускал
ошибок при письме в словах на подобные правила, достаточно знать правило.
Есть слова в русском языке с непроверяемым написанием — словарные. Здесь
поможет только запоминание и частое прописывание или использование
в свободном письменном высказывании.
4. Дисграфия
Часто дети допускают ошибки из-за того, что у них дисграфия. Дисграфия
определяется как «нарушение процесса письма, проявляющееся
в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной
высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма; нарушение
является препятствием для овладения учениками грамотой и грамматикой языка».
Дисграфические ошибки: пропуск букв, замена букв, перестановка букв (слогов),
лишние элементы и другие.
Некоторые родители не считают дисграфию нарушением письменной речи,
часто обращаются к репетиторам, думают, что, если ребёнок будет заниматься
дополнительно или будет переписывать страницы книг великих классиков, всё
пройдёт. Нельзя полагаться только на объёмы списывания. Лучшее решение —
обратится к логопеду.
5. Постоянные помарки и исправления
Хотя некоторые родители относятся к ним не всегда внимательно, помарки
и исправления тоже считаются ошибками (обычно две помарки приравниваются
к одной ошибке). Внимание всё-таки стоит обратить, так как постоянные
помарки и исправления — признак неврологии у ребёнка.
Многие родители нанимают репетиторов или идут в развивающие центры, чтобы
исправить почерк ребёнка, считая, что проблема исправлений и помарок — это
проблема плохого почерка. Плохой почерк у детей начальных классов — это
признак неврологии, а не того, что они не стараются писать красиво. Поэтому
устранение проблемы в виде помарок и исправлений — консультация невролога
и, как следствие, лечение.