Напоминание

"Звери осенью."


Автор: Бакотина Елена Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Полянка"
Населённый пункт: деревня Дубнево Московская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Звери осенью."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие на осеннюю тематику в детском саду. Старший

дошкольный возраст

Тема занятия «Звери осенью»

Цель

занятия: формирование

умения

получать

информацию

из

текстов

различной стилевой принадлежности, использовать ее для решения учебной задачи.

Оборудование и материалы: кукла Осень, карточки с изображениями различных

зверей, приглашения на праздник, цветные карандаши.

Предварительная работа

Познакомим детей с осенними заботами зверей, обитающих в наших краях, с тем,

как готовятся к зиме другие животные. С этой целью будем читать рассказы и сказки,

научно-популярные

тексты

для

детей,

смотреть

мультипликационные

и

учебные

фильмы. В результате дети должны научиться получать необходимую информацию,

накопить сведения для выполнения просьбы Осени.

Часть I. Разговоры в лесу

Цели:

формирование

умения

понимать

диалогическую

речь,

выделять

необходимую информацию, отвечать на вопросы по тексту.

Как правило, дети помнят о том, что они лишь частично выполнили просьбу

Осени и договорились продолжить работу на следующем занятии. Таким образом,

учебная задача детям понятна. Остается решить, какая информация нам нужна и как

ее добыть. Предложим вниманию детей различные тексты. Их нужно внимательно

прослушать и постараться ответить на общий вопрос: как готовится к зиме тот или

иной зверь.

«Волк и Росомаха»

«— Вот были бы у меня такие широкие лапы, как у тебя, — сказал Волчище, —

тогда бы я не проваливался в снегу. Да еще твою выносливость мне в придачу.

— Жаловаться тебе стыдно, — улыбнулась Росомаха. — Смотри, как ты быстро

бегаешь, и зубы твои остры. Любой зверь позавидует.

— Не скажи, соседушка, — ответил серый. — Все равно тебя со мной не

сравнить».

(По В. Зотову.)

«Ворона, Дятел и Крот»

«— Ка-арр! Ой-ой-ой! Караул! Землетрясение! — закричала сидевшая на земле

Ворона. — Земля под ногами шевелится.

Ты

что

раскричалась?

Так

всех

в

лесу

перепугаешь,

пестрый

Дятел

перелетел на соседнее дерево. — Лучше отойди в сторону. Видишь, Крот-землекоп

холмики делает.

— Ка-арр! Интересно, что же он там под землей делает? — удивилась Ворона.

— Живет. Зимой и летом хлопотливый зверек роет в земле длинные ходы, —

начал объяснять Дятел. — По ним он и передвигается, оттискивая свою добычу —

червей, жуков, личинок. На зиму он зарывается поглубже в землю. Там она не

промерзает, и Крот вслед за добычей уходит в глубь земли».

(По В, Зотову.)

«Еж и Заяц»

«— Здравствуй, Еж Ежович, — произнес Заяц. — Вот смотрю на тебя и не

понимаю, почему тебя называют лесным колобком? Ты самый обыкновенный еж.

— Разве я не похож на колобка? Смотри, — Еж свернулся в клубок. — Только

колобки без колючек, а я с колючками. Такие у меня на спине и на боках волосы.

— Как это волосы? — удивился серый.

— Очень просто. У тебя они мягкие, а у меня в виде иголок. Я ими защищаюсь от

врагов, — объяснил колючий колобок. — Если хочешь, давай с тобой дружить.

— Конечно, хочу. Но скажи, Еж Ежович, а как же мы будем дружить зимой, ведь в

это время года ты спишь? И охота тебе спать? Лучше давай с тобой по снегу бегать

будем, знаешь, как он красиво блестит на солнышке! — попытался уговорить Ежа

Заяц.

— Нет. Уж вы, зайцы, бегайте, а мы, ежи, к зиме накопим жир, найдем себе

убежище в густых кустах или ямках, засыпанных опавшей листвой, среди лесного

хвороста, и впадем в глубокую спячку...»

(По В. Зотову.)

Игра-разминка

«Превратись

в

отгадку».

Педагог

загадывает

загадки

о

животных. Догадавшись, о ком идет речь, детям нужно постараться передать ответ

средствами

пантомимы.

Для

тех,

кто

не

смог

«расшифровать»

описание,

такое

представление отгадки послужит подсказкой. Стимулируя большую выразительность

движений,

можно

задавать

детям

наводящие

вопросы:

как

перемещается,

ест,

прячется это животное.

Обсудим, можно ли встретить загаданное животное в наших краях. Если нет, то

узнаем, где оно обитает.

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит... (крокодил).

Есть в реке работники —

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину —

Хоть пиши картину. (Бобры.)

У него огромный нос,

Сильный он, как паровоз,

Больше всех на суше он.

Догадались? Это — ... (слон).

Живет между камнями,

Голова с четырьмя ногами.

Медленно ноги идут,

Камни с собою несут. (Черепаха.)

На мели сидит

И усами шевелит,

А гулять пойдет

Задом наперед. (Рак.)

Часть II. Ответы в загадках

Цели: использование умения разгадывать загадки-описания для поиска ответа на

вопрос,

формирование

умения

составлять

загадки,

используя

свои

знания

о

животных; развитие внимания.

Детям предлагается составить загадки о животных. Необходимое условие — в

загадки нужно включить информацию о том, как эти животные готовятся к зиме.

Например:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюги вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Отмечаются

следующие

качества

загадок:

полнота

описания,

узнаваемость

животного, упоминание его особых качеств, использование сравнений и образных

выражений.

Игра на развитие внимания «Кто впадает в спячку?» Приглашения на праздник

Осени должны получить звери, обитающие в наших краях и не впадающие поздней

осенью в спячку. Уточним еще раз, кому же мы должны выслать приглашения?

Водящий (педагог) произносит названия различных зверей:

• если назван зверь, впадающий в спячку, нужно положить голову на сложенные

ладони;

• если звучит название зверя, живущего рядом с нами, не впадающего в спячку,

нужно встать и сразу сесть;

если

водящий

называет

зверя,

не

встречающегося

в

наших

краях,

нужно

хлопнуть.

«Приглашение на праздник». Теперь дети могут надписать на приглашениях

«адреса».

Отправляя

послания

птицам,

мы

уже

придумали

обозначения

для

различных

мест

обитания

животных.

Нарисуем

соответствующие

символы

на

конвертах и бросим письма в наш почтовый ящик.

Итог занятия. К детям приходит Осень. Опираясь на графический план, ребята

рассказывают Осени о том, как они определили, кому нужно отправить приглашения,

как

придумали

обозначить

«адреса».

Осень

благодарит

детей

за

помощь

и

приглашает их на праздник.



В раздел образования




Яндекс.Метрика