Автор: Людмила Викторовна Дягилева
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО "КЦСОН Южного округа" отделение м.р. Борский
Населённый пункт: с.Борское, Борский район, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Основы формирования здорового образа жизни у воспитанников замещающих семей
Раздел: среднее профессиональное
Основы формирования здорового образа жизни
у воспитанников замещающих семей
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья,
профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и
обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей
проблемой современности.
Зачастую несовершеннолетние из семей, родители которых вели асоциальное и аморальное
поведение приобретают статус детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жизненный опыт, который получает ребёнок в биологической семье, приводит к раннему
пристрастию к курению, алкоголю, наркотикам со всеми вытекающими отсюда последствиями,
Вредные
привычки
остаются
с
ребёнком
навсегда,
а
о
последствиях
употребления
психоактивных веществ 90 % таких детей даже не задумываются. Наркотики, алкоголь, курение
создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности». Кроме
того, у многих несовершеннолетних существует генетическая предрасположенность к
алкоголизму и наркомании.
Задача сохранения и укрепления здоровья детей–сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей – важная социальная и медицинская проблема.
Состояние здоровья детей-сирот характеризуется высокими показателями заболеваемости: у
воспитанников,
особенно
старшего
школьного
возраста
в
структуре
заболеваемости
преобладают болезни органов пищеварения, дыхания, дефицита массы тела и низкого роста.
Отмечается уровень психических и поведенческих расстройств. Около 11 % детей страдают
умственной отсталостью.
К сожалению, даже в замещающей семье не всегда формируется должная мотивация к
здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и
употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто
не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут
малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению
числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности
современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Основной задачей для приёмных родителей является формирование у воспитанника
нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности
быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека
важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт
ответственность за его сохранение и укрепление. Для решения такой задачи замещающим
родителям необходимо помнить правило – «Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым,
сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни в замещающей среде:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др.;
- потребность строго соблюдать распорядок дня;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из
них;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда
обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
- воспитание у детей желания заниматься физической культурой, спортом, закаляться,
заботиться о своём здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму (очень важен
личный пример приёмных родителей и их биологических детей);
- формирование основных двигательных привычек, связанных с ходьбой, бегом, лазаньем,
прыжками (создать дома спортивный уголок);
- развитие физических качеств: скорость, ловкость, гибкость, сила и др. (играйте с детьми в
подвижные игры дома и на воздухе);
- желание сохранять правильную осанку;
- обеспечение профилактики нарушения зрения, слуха (умеренное использование компьютера,
просмотра телепередач, общения в гаджетах);
- своевременное предупреждение возникновения неадекватного поведения ребёнка, невроза.
Основные составляющие ЗОЖ:
–
отказ
от
вредных
пристрастий
(курение,
употребление
алкогольных
напитков
и
наркотических веществ);
– оптимальный двигательный режим;
– рациональное питание;
– закаливание;
– личная гигиена;
- режим дня;
– положительные эмоции.
Социальный педагог
«КЦСОН Южного округа»
отделения м.р.Борский
Дягилева Людмила Викторовна