Напоминание

Специфика внеклассной работы в начальной школе


Автор: Пашенцева Светлана Ивановна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва
Населённый пункт: Липецкого муниципального района Липецкой области
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика внеклассной работы в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Пашенцева Светлана Ивановна

МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва

Липецкого муниципального района Липецкой области

Директор школы

Специфика внеклассной работы в начальной школе

Учебно-воспитательный процесс в начальных классах осуществляется

как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной работе. Последняя

проводится в различных формах: беседы, утренники, праздники, конкурсы,

смотры, работа кружков и т.д. [1]

Внеклассная работа помогает формировать и развивать целостную

личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – это значит не

только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но и

корректировать намечающиеся социальные отклонения в его поведении и

сознании.

Внеклассная работа

в школе – это составная часть учебно-

воспитательного процесса школы, основной образовательной программы,

которая нужна, чтобы решать задачи учебной и внеучебной деятельности в

комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.

В планировании и проведении внеклассной работы по предмету

необходимо принимать во внимание, что она значима и эффективна в том

случае, если каждое мероприятие органически вписывается в учебный

процесс. В связи с этим все проводимые мероприятия, как постоянно

действующие, так и периодические должны координироваться учителем и

органически сочетаться с планами работы.

Рассмотрение исследований С.Т. Шацкого, А.Н. Атрашенко, О.И.

Аладко, О.И. Баранцевой, Л.Т. Григорян, Е.В. Евпловой, О.В. Михайловой,

Б.Т. Панова, Л.Г. Подгорной, В.В. Чухаревой, Т.Н. Шликене говорит о том,

что внеклассная работа имеет великий мотивационный потенциал, который

обеспечивается благодаря принципам, лежащих в основе построения

внеурочной деятельности. Под принципом мы понимаем «главную идею,

1

основное

правило,

требование

к

деятельности,

которое

исходит

из

установленных наукой закономерностей».

Разберём подробнее принципы организации внеклассной работы в

современной школе. Принцип добровольности означает, что главной целью

участия школьника во внеклассной работе является его желание. Он

свободно выбирает нужное направление во внеклассной деятельности. Как

говорил Л.Т. Григорян, «в отличие от классных занятий, которые носят

обязательный характер, во внеклассных мероприятиях ученики принимают

участие не ради оценок, а из желания узнать новое. Дети выбирают

подходящий им вид деятельности. Добровольность обязывает учащихся к

дисциплинированности и активности». В согласии с принципом равноправия,

в любом внеклассном мероприятии могут принимать участие школьники с

разными успехами в учёбе, а также интересами. Принцип индивидуализации

требует того, чтобы задания давались детям с учётом их индивидуальных

особенностей. «Чтобы сильным не было слишком просто, а слабым слишком

трудно. И то, и другое ведёт к потере интереса». Принцип организации

внеклассной

деятельности

доступность.

Он

основывается

на

закономерности:

доступным

для

учащихся

является

лишь

то,

что

«соответствует объёму накопленных ими знаний, умений и способу

мышления».

Исходя из этого, данный принцип требует:

а) учёта уровня знаний школьников;

б) учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;

в) использования заданий разной степени сложности.

Принцип систематичности означает усвоение знаний в определенной

системе и реализуется через планирование внеклассных мероприятий.

Стремление и желание обучаться, узнавать что-то возникает лишь тогда,

когда

внеурочная

деятельность

осуществляется

постоянно.

Принцип

сознательности и активности означает такую организацию внеклассной

деятельности,

при

которой

учащийся

выступает

субъектом

этой

2

деятельности. Знания приобретаются не в готовом виде, а в ходе

самостоятельного умственного поиска, изучения. На активность детей во

внеклассной работе влияет насколько интересно или нет учащемуся на

уроках. Одним из действенных способов повышения интереса является

занимательный дидактический материал, а также нестандартные методы,

приёмы и формы работы на внеклассных занятиях.

С принципом сознательности и активности также связан другой

принцип внеклассной работы – занимательность. Он достигается отбором

дидактических материалов, методов, приёмов и форм проведения занятий,

которые помогают заинтересовать детей. К таким методам и приёмам

методисты относят «постановку проблемных задач, творческие работы,

введение элементов драматизации, достаточность наглядного материала,

организация дидактических игр». Занимательность важно не сводить к

развлекательности.

Принцип

создания

ситуации

успеха

предполагает

создание

таких

условий,

при

которых

школьники,

достигнув

цели,

испытывают радость, осознают свои возможности и начинают верить в себя.

Как отметила М.А. Копылова, ситуация успеха имеет важное значение

в формировании положительной учебной мотивации по двум причинам. Если

у ребёнка возникает прилив энергии, он стремится снова и снова «показать

себя». Активность переходит в настоящий интерес к работе. Или если успех,

который

испытал

ученик,

производит

большое

впечатление

на

его

одноклассников, друзей. У них возникает стремление подражать ему, чтобы

достичь такую же удачу».

Говоря

о

значимости

каждого

выделенного

принципа,

нужно

учитывать, что все эти принципы связаны и дополняют друг друга.

Формы воспитательной работы с учениками можно разделить на три

группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания,

линейки,

митинги,

часы

классных

руководителей,

заседания

3

представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и

др.);

2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные

журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции,

выставки и др.);

3) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники»,

«посиделки» и т.п.).

Гибкость организационных форм внеклассной работы, возможность

изменять содержание занятий и расстановку учеников при выполнении тех

или иных заданий открывают большие перспективы для осуществления

индивидуального подхода к школьникам. Учёт склонностей и возможностей

каждого ребёнка – залог успешных результатов в развитии способностей и

формирования устойчивого интереса к различным областям науки, физики и

техники.

Наряду с общедидактическими принципами обучения существуют

методические принципы внеклассной работы, которые соответствуют этой

форме учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее

оптимальных

вариантах,

с

наиболее

оптимальными

результатами.

Методические принципы внеклассной работы охватывают две группы

принципов, вытекающих из специфики внеклассной работы как формы

учебной деятельности школьников и специфики самого предмета.

Внеклассная

воспитательная

работа

имеет

свою

специфику:

обязательны культпоходы в театры, музеи. Внеклассной работой должны

быть охвачены все младшие школьники – ведь это не только воспитание,

выявление и развитие интересов, но и приобщение к правильной организации

свободного времени, к культуре досуга. Поэтому нужны такие мероприятия,

в которых в той или иной роли участвовал бы весь или почти весь класс.

Существует единственная возможность, чтобы их организация не требовала

чрезмерных усилий и времени от учителя и школьников – это максимально

4

использовать во внеклассной работе все то, чему дети научились на уроках

чтения, технологии, музыки, изобразительного искусства, окружающего

мира, физкультуры.

Во

внеклассной

работе

совершенствуются

учебные

навыки,

отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации

для организации внеклассных дел, таких как «Вечер военных песен»,

викторина «Моя страна – Россия» и другие. Развиваются коммуникативные

умения, умения сотрудничать, соблюдать этические и другие нормы.

Познавательная

деятельность

детей

во

внеклассной

работе

предназначена для того, чтобы сформировать у них познавательный интерес,

положительную мотивацию в обучении, а также для усовершенствования

навыков в учении. Она является продолжением учебной деятельности с

использованием других форм [2]. Это может быть экскурсия в Исторический

или Политехнический музей, на хлебозавод или текстильную фабрику,

посещение различных выставок, планетариев и др.

Досуговая

(развлекательная)

деятельность

предназначена

для

физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы

досуга поддерживает эмоциональное здоровье, способствуют выходу из

стрессов

и

мелких

беспокойств.

Самые

большие

возможности

для

достижения данной цели предоставляются в каникулярное время. Лучшей

досуговой деятельностью на период каникул является лагерь. Там дети

отдыхают, развивают таланты, развлекаются. Досуговая деятельность в

школе обусловлена стандартами ФГОС.

Оздоровительно–спортивная

деятельность

во

внеурочное

время

проявляется в физкультурных минутках или паузах, подвижных переменах, а

также

динамических

часах

в

группах

продлённого

дня.

Отличной

внеклассной работой являются физкультурно–массовые мероприятия, такие

как

различные

соревнования,

праздники,

олимпиады,

дни

здоровья,

туристические слёты и др. Также устраиваются конференции, дискуссии,

круглые столы по вопросам здорового образа жизни и физической культуры.

5

Трудовая

деятельность

школьников

формирует

у

них

психологическую готовность к работе. Во многих трудовых объединениях

школьников

организуются

соревнования,

которые

помогают

детям

сплотиться, научиться помогать друг другу, и нести ответственность за

общий успех.

Творческая деятельность – это стремление детей научиться чему-то

большему, думать о деле и делать его лучше. В наше время существует

множество различных учреждений, где развивают творческие навыки, они

могут быть организованы как на территории школы, так и за её пределами.

Одним

из

вариантов

познавательной

деятельности

является

внеклассная работа по краеведению. Краеведение – это изучение отдельных

местностей

страны

с

точки

зрения

из

географических,

культурно-

исторических, этнографических особенностей.

Данная форма работы может быть, как массовой или групповой, так и

индивидуальной. К массовым

относят краеведческие игры, экскурсии,

конференции. Групповыми формами являются: кружок, издание рукописных

книг, стенгазет и т.д. Индивидуальная работа по краеведению подразумевает,

что ученик будет читать литературу по местной истории, работать с

документальными материалами архива, подготавливать рефераты, доклады и

так далее.

Современному

педагогу

необходимо

делать

особый

акцент

на

подготовку и проведение воспитательных мероприятий,

посвященных

анализу проблем, связанных с общением личности с окружающими людьми.

Это предполагает активную работу по воспитанию культуры поведения

ребенка в различных местах и с разными людьми. Кроме того, именно

участие

детей

в

проведении

воспитательных

мероприятий

помогает

активному усвоению социальных ролей отца и матери, бабушки и дедушки,

сына и дочери, внука и внучки, осознанию жизни близких как заботы о моем

«Я».

6

Подводя итог, хочется отметить, что внеклассная работа в школе в

данный момент играет очень важную роль и является обязательной по

стандарту ФГОС. На наш взгляд, в наше время уклон должен быть сделан

именно на краеведческую деятельность, так как современные дети перестают

интересоваться историей родного края и совсем забывают своих предков.

Эффективность работы школы в значительной мере зависит от качества

учебно-воспитательного процесса в начальной школе, ведь именно здесь

закладывается фундамент формирования нового человека, создается основа,

во многом определяющая дальнейшее развитие личности

7

Список литературы

1.

Аулова С.И., Агафонова С.В., Забусова Е.И. Внеклассная работа в

школе // Символ науки. – 2018. – №11.

2.

Блинчикова Д.А., Попова А.И., Алекса Е.А. Содержание программ

внеклассной работы в школе // Вопросы науки и образования. 2020. №3

(87).

8



В раздел образования




Яндекс.Метрика