Напоминание

Проблема исторической памяти в стихотворениях К.М.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и Д.С.Самойлова «Сороковые»


Авторы: Наталья Александровна Орлова, Орлова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ г.Зернограда
Населённый пункт: г.Зерноград, Ростовская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Проблема исторической памяти в стихотворениях К.М.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и Д.С.Самойлова «Сороковые»
Раздел: среднее образование





Назад




Класс 6

Тема. Проблема исторической памяти в стихотворениях К.М.Симонова «Ты

помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и Д.С.Самойлова «Сороковые»

Цели:

Обучающая: познакомить с жизнью и творчеством К.Симонова и Д.Самойлова,

показать, как тема памяти представлена в их произведениях, показать связь поколений

Развивающая:

Совершенствование

речевых

и

коммуникативных

компетенций,

Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости. Развитие навыка

выразительного чтения, диалогической и монологической речи, развитие навыка

литературоведческого, лингвистического анализа текста

Воспитывающая:

воспитание

чувства патриотизма, любви к своему языку,

народу, истории

Тип урока - урок изучения нового учебного материала

Оборудование: книги о ВОв, мультимедийный проектор (для показа презентации),

записи песен о войне, доска (на ней- незнакомые слова, которые учащимся нужно

сопоставить с определениями этих слов и эпиграфы(2)), учебники (текст- в них и текст

некоторых стих.произведений – на слайдах),карточки с заданиями.

Я обращаюсь вновь к потерям,

Они трудны и невозвратны...

Д.Самойлов

Какою ценой завоёвано счастье,

— пожалуйста, помните!

Р.Рождественский

I.Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Мы начнём урок с прослушивания песни «Священная война» , которое имеет

прямое отношение к сегодняшней теме .

( Звучит песня «Священная война»)

II.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала

- Ребята , о чём эта песня? С какими событиями в истории нашей Родины связан

этот фрагмент презентации? ( Предполагаемый ответ учащихся : «С событиями

периода Великой Отечественной войны.»

- Почему война названа «Священной»? Почему она народная? (Это война за правое

дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая

война - за свободу родины, против захватчиков- оправданна. Она народная, потому

что объединяет устремления всего народа, она "священная" - потому что защита

Отечества, своей семьи - святой долг каждого человека .)

- Как вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока.

1

- На уроке мы будем говорить о Вов, на примере стих-й Симонова и Самойлова

увидим, какое место эта темы занимает в их творчестве, а главное - постараемся

решить для себя, какое место занимает это событие в нашей жизни.

Итак, всем нам известно, что Вов стала огромной трагедией и великим подвигом

всего нашего народа.

Слово учителя:

О ВОв создавалось огромное количество военных песен.

Какие из них вы смогли бы назвать?

У … было задание найти песни о ВОв. Давайте прослушаем одну из них.

(Звучит «Землянка» А.Суркова)

III.Этап изучения нового материала

Слово учителя:

Итак, мы прослушали композицию, посвященную войне.

- Как вы думаете, помогали ли военные песни солдатам в годы войны? Каким

образом?

Слово учителя:

Сегодня мы познакомимся с произведениями «Ты помнишь, Алёша, дороги

Смоленщины..» Симонова

Константина Михайловича и «Сороковые» Самойлова

Давида Самуиловича, которые были на войне, т.е. знали о ней не понаслышке.

Презентация (1-йслайд)

- А знаете ли вы какие-либо творения этого автора?

«Жди меня».

А

сейчас

послушайте

это

стихотворение,

подумаете,

на

что

похоже

это

произведение. (Молитва, заклинание)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет:- Повезло.-

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(Комментарий учителя к прочитанному):

2

Солдат знает, что дома о нем помнят, что дома его ждут родные, близкие,

поэтому он мужественно сражается с врагом, за свою семью, за свою Родину.

- А теперь мы более подробно остановимся на произведениях Симонова и

Самойлова.

(Смотрят 4,5 слайды)

- Что видим?

(Учитель комментирует)

Константин Симонов родился в годы Первой мировой войны.

Когда в 1939 году началась война с Японией, Симонова отправили военным

корреспондентом. Уже на третий день после начала Великой Отечественной войны

Симонов выехал из Москвы для работы в газете «Боевое знамя» , вскоре стал военным

корреспондентом газеты «Красная звезда», самой главной газеты военного времени, и

оставался им до конца войны.

За время войны он был почти на всех фронтах — от севера до юга. Важно сказать о

том, что на фронте

К.Симонов пишет стихи. Одним из таких стихотворений

Константина Симонова было «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Это

стихотворение о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского

человека.

На стих-е положена музыка. Прослушаем.

(Слушают, смотрят на текст «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

К. М. Симонова)

— Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего

потрясли вас, вызвали самые сильные переживания?

Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем,

кто пережил войну.

(Дети прочитают те строки, которые больше всего поразили их)

КАРТОЧКИ

1 карточка - Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие

картины, которые увидел поэт на Смоленской земле?

Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «на великой Руси».

Сравнение: «...Как кринки несли нам усталые женщины, / Прижав, как детей, от

дождя их к груди...»

2 карточка - Как ты понимаешь фразу: у войны не женское лицо? Какими

красками(цветами) ты бы изобразил войну?

3 карточка. - Подбери прилагательные к слову солдат (сильный,смелый…)

4 карточка. - Подбери прилагательные к слову война (жестокая,трудная…)

3

У доски – 1 человек . Слова – в 2 колонки. Эти слова являются незнакомыми.

Нужно догадаться, что есть что. (Учитель помогает: необходимо выделить корень в

слове или определить часть речи)

1.

Кринка большая проезжая дорога.

2.

Тракт глиняный горшок для молока.

1. Плúсовый грунтовая дорога между небольшими населенными

пунктами.

2. Просёлок сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей

бархат.

1. Салóп пастбище, место, где пасут скот.

2. Пáжить широкое женское пальто особого фасона

1. Окóлица изгородь вокруг всего селения.

2. Погост это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в

стороне от села. (Сейчас так называют сельское кладбище)

IV.Этап применения новых знаний (7мин)

После того, как всё написано (учитель помогает, задаёт наводящие вопросы)

Беседа:

- Мы разобрались,что кринка – глиняный горшок для молока.

- Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках? Почему они

прижимали их к груди?

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

-Что означает выражение: «Всем миром сойдясь...»?

Слово мир имеет много значений. Одно из них устаревшее: сельская община.Всем

миром означает «сообща».

Строки Симонова перекликаются с поговоркой «На миру и смерть красна», то есть

нестрашно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, а вместе с другими.

- Как

эта

поговорка

углубляет

смысл

симоновских

строк?

Симонов хочет сказать, что солдаты не боятся погибать за Русскую землю. Даже если

они остались одни, то их деды все равно словно бы смотрят на них всем миром, помогая

сражаться, чтобы не уступить врагу Русскую землю. Симонов описывает Смоленщину,

и именно под Смоленском произошло первое крупное сражение русских войск против

Наполеона, в котором, может быть, участвовали прадеды русских солдат, сражавшихся

с фашистами.

- О чем говорят поэту слова старухи?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории,

верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с Русской земли. РОДНЫЕ ПОМНЯТ

О СОЛДАТАХ И ЖДУТ их.

4

VЭтап изучения нового материала (7мин)

- А теперь разберем стихотворение Д. С. Самойлова «Сороковые» .

(Слайд 6)

- Что видим? Прочитайте.

- Сколько лет ему было когда началась война? Что еще мы узнаем об авторе?

Давид Самойлов тоже был двадцатилетним, когда началась война.

Слово учителя:

Его книга, написанная после войны открывалась стихотворением - «Сороковые».

Автор выпустил эту книгу только спустя тринадцать лет после войны.

Мы сталкиваемся с проблемой памяти.

- В каком году написано стихотворение?

- Почему спустя столько времени автор смог вспомнить о войне? (Было больно,

трудно

вспоминать)

(Звучит

музыка,

положенная

на

стихи

Самойлова)

Д. С. Самойлов. «Сороковые»

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

1961

— Какова,

по-вашему,

главная

мысль

стихотворения?

(Главная

мысль

стихотворения — противоестественность совмещения войны и жизни, смерти и

молодости.)

КАРТОЧКИ

1 карточка. Какую роль играет звукопись? Какие звуки, буквы особенно часто

повторяются в стих-и? Что они могут обозначать, как ты думаешь?

звуковые образы, созданные аллитерациями на букву «р»: «соРоковые», «Роковые»,

«фРонтовые», «похоРонные», «пеРестуки», «Рельсы», «пРостоРно», «погоРельцы» (два

раза). Эти слова и выражения вызывают у читателя чувства тревоги, непоправимой

беды, горя.

2 карточка.Почему в 6,7-строфах много восклицательных интонаций. В чем

трагизм последних 2х строк?

5

Слово учителя (Слайд 7)

–У Самойлова есть немало замечательных стихотворений. Например…

кто-то из учащихся читает строки, которые помещены на слайде.

(Слайд 8)

Слово учителя

Много лет спустя в авторе «очнулись» воспоминания о войне, которая, наверное, и

сделала его настоящим человеком. В одном из послевоенных стихов Д. Самойлов

напишет: (эпиграф) –

(Читает ученик):

Я обращаюсь вновь к потерям,

Они трудны и невозвратны...

VI.Этап усвоения новых знаний

В каждом

уголке

нашей

страны

есть

памятники,

связанные

с

Великой

Отечественной войной. Где-то это места боев, где-то — дома, где жили и живут

участники войны, ее герои.

- Моё детство прошло под городом Курском. В этом регионе в 1943 году

произошло крупное событие ВОв . Какое? Посмотрите в свои тетради. В начале урока

мы записываели осн. сражения ВОв.

- Курская битва.

- Да. Верно. Продолжалась Курская битва 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа

1943 г.

Много поэтов и писателей посвятили свои произведения самому грозному событию

XX века. Но есть и дети, которые пишут стихи о войне, которые помнят об этом

событии.

Я вам зачитаю стих-я о войне, которые написал ученик той школы, в которой я

училась. И создал он это произведение в возрасте, обратите внимание, 12-13лет.

(слайд № 9) Стих-е Урютова.1-е стих-е читает учитель. Второе - читает ученик

А сейчас я попрошу вас показать всё то, что вы приготовили к сегодняшнему уроку

дома.

VII.Этап закрепления нового материала

Показывают . Ученикам было предложено спросить у родителей, у бабушек и

дедушек, какие песни военных лет они помнят, назвать картины художников,

посвященные Великой Отечественной войне. Рассказать всё, что им показалось

интересным по данной теме ( нарисовать рисунок, назвать фильмы о войне, прочитать

наизусть стихотворение и т.д.)

VIII.Подведение итогов урока

(Слайд №10)

- Сколько лет прошло с окончания ВОв?

- В каком году написано стих-е Симонова «Ты помнишь,Алёша…»? (1941г.) (Автор

был на войне, написал тут же)

6

- В каком году написано стих-е Самойлова «Сороковые»? (1961г.) (Автор был на

войне, написал спустя годы)

Стих-е С.Урютова написано в 2008году (на войне погиб его дедушка)

Это разные временные отрезки.

Эти люди помнят о ВОв.

-Почему нам необходимо помнить о ВОв ?

-С какой проблемой столкнулись сегодня?

(Мы ответственны перед погибшими за сегодняшний мир на Земле.)

ОЦЕНКИ ЗА УРОК, выделение самых активных учеников

IX.Этап проверки дом.задания

(На этот урок была задана сравнительная таблица героев Пришвина «Кладовая

солнца» Митраши и Насти. Дети сделали это в тетрадях. Пройти посмотреть наличие

дом.работы, выборочно – оценить.)

X.Этап информации о дом.задании и инструктаж по его выполнению

Записано на доске:

1)Статья Г. В. Артоболевского «Художественное чтение и задачи чтеца» (с. 86—88),

2) Выразительное чтение стихотворений

3) В.Астафьев - Статья стр.88-90

4) Прочитать «Конь с розовой гривой» стр. 91 - 110

Слово учителя: Ребята, к следующему уроку вам необходимо будет выполнить

задания, которые вы видите на доске.

Во-первых, откройте 86 стр. учебника. Это статья Г.В.Артоболенского, которую вам

необходимо будет прочесть, прежде чем приступить к выразительному чтению стих-й

К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины и Д.Самойлова «Сороковые».

Затем вы выразительно сможете прочитать стих-я Самойлова и Симонова.

На следующем уроке вы познакомитесь с произведением В.Астафьева «Конь с

розовой гривой», и дома должны будете прочесть его, а также статью Астафьева на стр

88 – 90.

Слово учителя: Спасибо за урок, ребята. Вы свободны.

7



В раздел образования




Яндекс.Метрика