Автор: Ермакова Наталья Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №47 "Искорка"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Организация социально-педагогической работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми"
Раздел: среднее образование
Организация социально-педагогической работы с семьями
вынужденных мигрантов и их детьми
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: Ермакова Н.В.
социальный педагог МБДОУ ЦРР д/с №47
г. Ставрополя
В работе с мигрантами выделяют два основных аспекта – практическая
социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей,
нуждающихся в социальной помощи) и организационная работа (создание и
организация работы социальных служб, разработка конкретных программ,
планов мероприятий и т.п.).
1. Социальное
направление (работа
осуществляется
в
контакте
с
различными ведомствами) включает в себя консультирование; мероприятия
по социальной реабилитации в стационарах и нестационарных условиях;
выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи; социальная
диагностика; оказание помощи в получении пенсий и пособий; содействие
организации групп самопомощи и взаимопомощи; выявление лиц с
девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей, а также
профилактика девиантного поведения; профилактика бездомности и детской
беспризорности.
2. Информационное направление (работа осуществляется в контакте с
Госкомстатом Российской Федерации и средствами массовой информации):
информирование
мигрантов
о
деятельности
социальных
служб;
сбор
информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее
систематизация;
доведение
до
общественности
проблем
миграции
и
мигрантов в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы
миграции.
3. Правовое
направление (работа
осуществляется
в
контакте
с
судебными и правоохранительными органами): защита прав мигрантов;
предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;
правовое консультирование.
4. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте
со
службами
здравоохранения):
медико-социальное
консультирование;
оказание доврачебной медицинской помощи; содействие в проведении
диспансеризации
мигрантов;
контроль
за
адекватной
санитарно-
профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены;
помощь в приобретении страховых медицинских полисов; направление в
специализированные медицинские учреждения; контроль за санитарным
состоянием жилья мигрантов.
5. Психологическое направление (работа осуществляется в контакте с
органами
образования
и
здравоохранения):
психологическое
консультирование; психологическая коррекция и помощь в социальной
адаптации; психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и
условиях посттравматического стресса; обучение родителей аутотренингам и
психологической саморегуляции; психологическая диагностика развития
детей и подростков.
6. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в
контакте с органами образования, здравоохранения и правоохранительными
органами): проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;
социально-педагогическая
работа
с
детьми
и
подростками;
специализированная
(коррекционная)
социально-педагогическая
помощь
нуждающимся в ней детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;
профессиональное
консультирование
и
содействие
получению
профессионального образования подростками и молодежью из числа
мигрантов; профилактика девиантного поведения; проведение досуговых
мероприятий для детей и подростков.
Семьи вынужденных мигрантов переживают кризисные ситуации,
которые могут спровоцировать и развить у детей отклонения в поведении,
обострить недостатки семейного воспитания. Поэтому в ходе работы с
детьми-беженцами и вынужденными переселенцами должны преодолеваться
следующие негативные стереотипы взрослых членов семьи:
· Устойчивое желание многих родственников передать ребенка с его
проблемами под постоянный патронаж психолога, социального педагога или
психотерапевта с личной позицией самоустранения от разрешения кризисной
ситуации;
· Отказ от эмоционального принятия ребенка в единстве его
позитивных
и
новых
негативных
черт,
перенос
ответственности
за
закрепление деструктивных свойств на действие «генетического» или
«социально-средового» фактора, исключая формы личной ответственности;
· Отказ от понимания необходимости комплексного использования
методов и средств реабилитационного подхода (как правило, родители
отрицают целесообразность применения реабилитационного подхода к семье
в целом).
Это позволяет говорить о важности психолого-педагогической работы
с родителями ребенка-мигранта. В работе с родителями рекомендуют
применять следующие методы:
1. Изучение семьи и процесса воспитания ребенка в ней. Цель –
вторичный направленный сбор информации о ребенке, проверка и уточнение
гипотез.
Полученная
информация
заносится
в
карту
социального
обследование.
2. Обсуждение и объяснение причин отклонений в психическом
здоровье ребенка;
3.
Решение
вопроса
о
характере
психолого-педагогического
воздействия и заключение соглашения о дальнейшем сотрудничестве в ходе
терапии;
4.
Разработка
совместно
со
специалистами
рекомендаций
для
родителей. В качестве таковых могут выступать:
· Обучение приемам общения с ребенком с помощью использования
эффективных
средств
(игротерапии,
изотерапии,
музыкотерапии,
библиотерапии);
5.
Совместная
оценка
результатов
работы
и
дача
дальнейших
рекомендаций.
При
взаимодействии
с
родителями
можно
применять
как
индивидуальные, так и групповые формы работы. К индивидуальным
формам относятся изучение специфических проблем каждой семьи и
особенностей воспитания в ней ребенка, проведение индивидуальных
консультаций. Групповые формы работы рекомендуется применять при
создании
родительского
лектория
с
целью
знакомства
родителей
с
особенностями воспитания их детей. Родительские лектории могут быть
посвящены следующим темам: «роль родителей в воспитании детей в
беженском положении», «Воспитание трудного ребенка», «Психические
расстройства и отклонения в поведении у детей как результат вынужденной
миграции». Дополнительным позитивным результатом групповой формы
работы
является
обучение
родителей
приемам
общения
с
ребенком
посредством
использования
эффективных
терапевтических
средств
в
домашних
условиях
(игротерапии,
изотерапии,
музыкотерапии,
библиотерапии),
овладением
простыми
навыками
самоконтроля
и
саморегуляции, выработке умений на закрепление позитивных изменений в
поведении ребенка.
Рекомендуется применять и более традиционные методы работы –
совместные коллективные творческие дела для детей и родителей: дни семьи,
конкурсы, викторины, выставки творчества, соревнования.
Таким образом, в разветвленной системе социальной помощи семьям
мигрантов и их детям роль социального работника сводится к своеобразному
посредничеству
между
учебно-воспитательными
учреждениями
и
социальными службами с одной стороны, учителями, воспитателями,
родителями, с другой стороны.