Напоминание

"Организация социально-педагогической работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми"


Автор: Ермакова Наталья Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №47 "Искорка"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Организация социально-педагогической работы с семьями вынужденных мигрантов и их детьми"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация социально-педагогической работы с семьями

вынужденных мигрантов и их детьми

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила: Ермакова Н.В.

социальный педагог МБДОУ ЦРР д/с №47

г. Ставрополя

В работе с мигрантами выделяют два основных аспекта – практическая

социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей,

нуждающихся в социальной помощи) и организационная работа (создание и

организация работы социальных служб, разработка конкретных программ,

планов мероприятий и т.п.).

1. Социальное

направление (работа

осуществляется

в

контакте

с

различными ведомствами) включает в себя консультирование; мероприятия

по социальной реабилитации в стационарах и нестационарных условиях;

выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи; социальная

диагностика; оказание помощи в получении пенсий и пособий; содействие

организации групп самопомощи и взаимопомощи; выявление лиц с

девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей, а также

профилактика девиантного поведения; профилактика бездомности и детской

беспризорности.

2. Информационное направление (работа осуществляется в контакте с

Госкомстатом Российской Федерации и средствами массовой информации):

информирование

мигрантов

о

деятельности

социальных

служб;

сбор

информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее

систематизация;

доведение

до

общественности

проблем

миграции

и

мигрантов в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;

содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы

миграции.

3. Правовое

направление (работа

осуществляется

в

контакте

с

судебными и правоохранительными органами): защита прав мигрантов;

предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;

правовое консультирование.

4. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте

со

службами

здравоохранения):

медико-социальное

консультирование;

оказание доврачебной медицинской помощи; содействие в проведении

диспансеризации

мигрантов;

контроль

за

адекватной

санитарно-

профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены;

помощь в приобретении страховых медицинских полисов; направление в

специализированные медицинские учреждения; контроль за санитарным

состоянием жилья мигрантов.

5. Психологическое направление (работа осуществляется в контакте с

органами

образования

и

здравоохранения):

психологическое

консультирование; психологическая коррекция и помощь в социальной

адаптации; психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и

условиях посттравматического стресса; обучение родителей аутотренингам и

психологической саморегуляции; психологическая диагностика развития

детей и подростков.

6. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в

контакте с органами образования, здравоохранения и правоохранительными

органами): проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;

социально-педагогическая

работа

с

детьми

и

подростками;

специализированная

(коррекционная)

социально-педагогическая

помощь

нуждающимся в ней детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;

профессиональное

консультирование

и

содействие

получению

профессионального образования подростками и молодежью из числа

мигрантов; профилактика девиантного поведения; проведение досуговых

мероприятий для детей и подростков.

Семьи вынужденных мигрантов переживают кризисные ситуации,

которые могут спровоцировать и развить у детей отклонения в поведении,

обострить недостатки семейного воспитания. Поэтому в ходе работы с

детьми-беженцами и вынужденными переселенцами должны преодолеваться

следующие негативные стереотипы взрослых членов семьи:

· Устойчивое желание многих родственников передать ребенка с его

проблемами под постоянный патронаж психолога, социального педагога или

психотерапевта с личной позицией самоустранения от разрешения кризисной

ситуации;

· Отказ от эмоционального принятия ребенка в единстве его

позитивных

и

новых

негативных

черт,

перенос

ответственности

за

закрепление деструктивных свойств на действие «генетического» или

«социально-средового» фактора, исключая формы личной ответственности;

· Отказ от понимания необходимости комплексного использования

методов и средств реабилитационного подхода (как правило, родители

отрицают целесообразность применения реабилитационного подхода к семье

в целом).

Это позволяет говорить о важности психолого-педагогической работы

с родителями ребенка-мигранта. В работе с родителями рекомендуют

применять следующие методы:

1. Изучение семьи и процесса воспитания ребенка в ней. Цель –

вторичный направленный сбор информации о ребенке, проверка и уточнение

гипотез.

Полученная

информация

заносится

в

карту

социального

обследование.

2. Обсуждение и объяснение причин отклонений в психическом

здоровье ребенка;

3.

Решение

вопроса

о

характере

психолого-педагогического

воздействия и заключение соглашения о дальнейшем сотрудничестве в ходе

терапии;

4.

Разработка

совместно

со

специалистами

рекомендаций

для

родителей. В качестве таковых могут выступать:

· Обучение приемам общения с ребенком с помощью использования

эффективных

средств

(игротерапии,

изотерапии,

музыкотерапии,

библиотерапии);

5.

Совместная

оценка

результатов

работы

и

дача

дальнейших

рекомендаций.

При

взаимодействии

с

родителями

можно

применять

как

индивидуальные, так и групповые формы работы. К индивидуальным

формам относятся изучение специфических проблем каждой семьи и

особенностей воспитания в ней ребенка, проведение индивидуальных

консультаций. Групповые формы работы рекомендуется применять при

создании

родительского

лектория

с

целью

знакомства

родителей

с

особенностями воспитания их детей. Родительские лектории могут быть

посвящены следующим темам: «роль родителей в воспитании детей в

беженском положении», «Воспитание трудного ребенка», «Психические

расстройства и отклонения в поведении у детей как результат вынужденной

миграции». Дополнительным позитивным результатом групповой формы

работы

является

обучение

родителей

приемам

общения

с

ребенком

посредством

использования

эффективных

терапевтических

средств

в

домашних

условиях

(игротерапии,

изотерапии,

музыкотерапии,

библиотерапии),

овладением

простыми

навыками

самоконтроля

и

саморегуляции, выработке умений на закрепление позитивных изменений в

поведении ребенка.

Рекомендуется применять и более традиционные методы работы –

совместные коллективные творческие дела для детей и родителей: дни семьи,

конкурсы, викторины, выставки творчества, соревнования.

Таким образом, в разветвленной системе социальной помощи семьям

мигрантов и их детям роль социального работника сводится к своеобразному

посредничеству

между

учебно-воспитательными

учреждениями

и

социальными службами с одной стороны, учителями, воспитателями,

родителями, с другой стороны.



В раздел образования




Яндекс.Метрика