Напоминание

"Воспитательный потенциал биографического урока. Методика работы с биографией"


Автор: Горнева Светлана Вячеславовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МУДО "Сланцевская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: город Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Воспитательный потенциал биографического урока. Методика работы с биографией"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУДО «Сланцевская детская музыкальная школа»

Горнева Светлана Вячеславовна,

преподаватель теоретических дисциплин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Воспитательный потенциал биографического урока. Методика работы

с биографией.

Из

всего

содержания

изучаемых

наук

можно

выделить

биографическую

информацию

о

музыкантах,

художниках

как

обладающую несомненными воспитательными возможностями. Биографии

отведено значительное место в каждой дисциплине – не только в

художественно-эстетических, но и в естественно-научных программах.

Художественно-творческое

развитие

личности,

основу

которого

составляют биографические материалы, связано с детскими впечатлениями

великих

мастеров

музыкального

искусства.

Биография

музыканта,

особенно, его детские и юношеские годы, – это ценный источник

эмоциональных впечатлений детей. Биографический метод открывает

большие возможности для выявления ценностных ориентаций, линий

поведения

человека,

определяющих

его

жизненный

путь.

Автобиографические материалы, самонаблюдения музыкантов позволяют

увидеть то уникальное, что присутствует в жизненном и, в созданном ими,

художественном мире. В сфере художественно-творческой деятельности

талант ярко заявляет о себе уже на ранней ступени. Жанр воспоминаний

благоприятствует воссозданию картины эпохи, в условиях которой

происходило развитие художественного таланта. Впечатления детства и

юности, полученные от грандиозных преобразований в различных сферах

жизни России в XIX и XX веках, не могли не сказаться на творческих

устремлениях великих русских музыкантов, их деятельности.

По выражению И. Ф. Стравинского, место рождения является

главным фактором жизни человека. Эстетика окружающей среды прямо

или опосредованно влияет на формирование эстетических вкусов и

ценностных ориентаций личности.

Стиль

драматизированной

«театральности»,

характерный

для

творчества

Глинки,

был

усвоен

им

именно

от

восприятия

игры

крепостными оркестрами произведений Россини, Моцарта, Керубини. В

провинции родились и провели годы детства многие выдающиеся деятели

русской культуры. Все они испытали на себе воспитательное влияние

природы,

которое каждый более или менее отобразил

в своих

сочинениях.

С. Прокофьев в автобиографии использовал весьма оригинальный

способ описания времени рождения: «Я родился в 1891 в году. Четыре

года назад умер Бородин, пять лет назад – Лист, восемь – Вагнер, десять –

Мусоргский. Чайковскому осталось два с половиной года жизни; он

кончил

Пятую симфонию, но не начал Шестой. Римский-Корсаков

недавно сочинил «Шехеразаду» и собирался приводить в порядок «Бориса

Годунова». Дебюсси было 29 лет, Глазунову – 26, Скрябину – 19,

Рахманинову – 18, Равелю – 16, Мясковскому – 10, Стравинскому – 9,

Хиндемит не родился совсем. В России царствовал Александр III, Ленину

было 21 год, Сталину – 11». Представленная галерея выдающихся

музыкантов и политических деятелей позволяет осознать место личности

С.С.Прокофьева в художественно-историческом процессе. Но, конечно же,

ареной формирования музыкальных способностей и творческого их

проявления является практическая музыкальная деятельность, труд.

Огромное влияние на духовное развитие многих композиторов

оказало непосредственное окружение – близкие родственники, первые

учителя и т. д. Так на Сергея Рахманинова повлияло его общение с

бабушкой, Софьей Александровной Бутаковой. Именно ей он обязан

одним из самых сильных музыкальных впечатлений детства. Будучи

весьма религиозной, она часто водила внука в петербургские соборы.

Позднее композитор вспоминал: «Целыми часами мы простаивали в

изумительных петербургских соборах – Исаакиевском, Казанском и

других,

во

всех

концах

города.

В

соборах

часто

пели

лучшие

петербургские хоры. Я всегда старался найти местечко под галереей и

ловил каждый звук. Благодаря хорошей памяти я легко запоминал почти

всё, что слышал». Тема колокольного звона проходит через все творчество

Рахманинова: в симфониях, фортепианных концертах, хорах.

В жизни современных композиторов так же много интересных

фактов и знаменательных встреч, которые являются важными примерами

для воспитания юных музыкантов.

Например, дарование будущего талантливого композитора Евгения

Крылатова раскрылось довольно рано. Еще в раннем детстве он обожал

слушать патефонные пластинки с записями великих классиков. Мать

композитора – простая деревенская женщина, сумела с детства привить

сыну любовь к музыке. Она знала огромное количество народных песен,

пословиц, поговорок и прибауток, которые подрастающий композитор

впитывал в себя как губка. Огромное влияние на формирование

музыкального таланта Евгения Крылатова, как и других композиторов,

оказывали

судьбоносные

знакомства

и

дальнейшая

дружба

и

сотрудничество с прекрасными музыкантами и талантливыми педагогами.

Огромную роль в формировании мировоззрения будущего композитора

сыграл его учитель Арам Ильич Хачатурян, с которым его познакомил

отец – скрипач, работавший в оркестре Александра Цфасмана. Крылатов

подарил нам прекрасные песни: «Прекрасное далеко», «Не надо бояться»,

«Крылатые качели», «Лесной олень», «Колыбельная Медведицы» из

м/фильма «Умка». Всех их и не перечесть. Благодаря ему, мы можем

наслаждаться

музыкой

множества

прекрасных

фильмов:

«Конец

императора

тайги»,

«Достояние

республики»,

«С

любимыми

не

расставайтесь...», «Русалочка». И по сегодняшний день его музыка не

утратила своей свежести и актуальности, потому что написана она с душой

и настоящим талантом.

Самой достоверной биографией любого композитора является

сочиненная им прекрасная музыка. Каждый композитор талантлив по-

своему и каждый наделяет свою музыку национальными чертами той

земли, где он рос, воспоминаниями о далеком детстве.

Анализ

содержания

биографической

информации

позволяет

выделить

в

ней

два

крупных

блока:

материал

о

музыкально

-

художественной деятельности и материал об аспектах жизнедеятельности,

как выдающейся личности.

Блок «Жизнеописание великого музыканта» обладает наибольшим

воспитательным потенциалом для формирования нравственно-этической

сферы личности ученика. Он содержит в себе как информацию о детстве

музыканта, так и факторы, воздействующие на формирование его

личности; образ жизни, хобби; нравственные качества; отношение к

искусству, политике, религии, Отечеству, дружбе и др.

Блок

«Музыкальная

деятельность

композитора»

представляет

информацию о методе познания композитора; о возрасте, в котором были

сделаны первые шаги в мир большого искусства; о его мировоззрении; его

творческой деятельности и др. Он также наполнен определенным

воздействующим потенциалом.

Один из видов работы с биографией – конструирование заданий на

основе биографических сведений. Подбор текстов и составление вопросов

к ним может не только учитель, но и сами ученики (в качестве домашнего

задания). Эта работа вызывает живой интерес у учеников, приучая читать,

слушать, просматривать рекомендуемую учителем научно-познавательную

литературу.

Методика организации педагогических ситуаций на основе открытых

заданий с биографической информацией о музыкантах, художниках

достаточно универсальна и применима практически ко всем формам

проведения учебных и внеклассных занятий по предмету музыкальная

литература.

I

этап

вводятся четыре информационных элемента биографии с

целью конструирования краткой биографической справки о музыканте:

1)

фамилия, имя, отчество;

2)

годы жизни;

3)

место рождения;

4)

главный музыкально - просветительский вклад.

На этом этапе обсуждаются такого рода вопросы: - Заинтересовала

ли вас личность композитора? Чем? Что еще вы хотели бы узнать о нем? И

др.

На II этапе рассматриваются:

1)

музыкально-творческая и педагогическая деятельность;

2)

факты из жизнеописания композитора.

Здесь обсуждаются следующие вопросы: - Что вам нравится в

личности музыкального деятеля? Что не нравится? Хотели ли быть

похожим на этого человека? В чем? Почему? С какой биографической

информацией

(литературные

источники,

мультимедийные

средства,

Интернет) вы познакомились? Какие вопросы, факты заинтересовали вас?

Какие вопросы возникли у вас?

На

III

этапе

объединяется

и

интегрируется

биографическая

информация, полученная в процессе классной и домашней работы

учащихся, и формируется обобщенный портрет выдающегося деятеля

музыкального искусства. На этом этапе обсуждаются следующие вопросы:

- Над чем вам предстоит работать при совершенствовании своих

личностных качеств? Какие выводы вы сделали для себя при знакомстве с

биографией музыканта? И др.

И

завершает

преподнесения

биографического

материала

контрольная проверка сформированности у учеников целостного образа

композитора, усвоенных ими норм поведения, ценностных ориентаций и

др. Контрольные вопросы и задания педагог определяет в соответствии с

уровнем подготовленности учащихся.



В раздел образования




Яндекс.Метрика