Напоминание

"В гостях у сказки"


Автор: Луиза Назимовна Зарипова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№2
Населённый пункт: город Нефтекамск , Республика Башкортостан
Наименование материала: программа кружка
Тема: "В гостях у сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2

комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Согласовано

Утверждено

Педагогическим советом

приказом МАДОУ д/с №2

МАДОУ д/с №2

_____от_______2022г. №___

Протокол № __от___2022г.

Согласовано

Протокол родительского собрания

№____от «_____»__________2022г.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»

для детей 4-5 лет

Срок реализации: 2022-2023 г.

Составитель: воспитатель первой

квалификационной

категории Л.Н. Зарипова

Пояснительная записка.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что

подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-

практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и

образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого

потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям

осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в

которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем

не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем

привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную

помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у

них неизменной любовью.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков

поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей

всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и

т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только

познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные

ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать

робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия

помогают всесторонне развивать ребенка.

Актуальность организации театрального кружка заключается в том, что в ДОО

театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для

детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная

деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником

эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни,

ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые

роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное

наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и

выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность

помогает

ребенку

преодолеть

робость,

неуверенность

в

себе,

застенчивость.

Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков

поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей

дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость).

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит

стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает

ребенку развиваться всесторонне.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.

Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему

2

приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная

деятельность.

Театрализованные

игры

позволяют

решать

многие

педагогические

задачи,

касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми,

отстаивать

свою

точку

зрения,

а

также

интеллектуального,

коммуникативного,

художественно

-

эстетического

воспитания,

развития

музыкальных

и

творческих

способностей.

Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует

усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию

речи ребёнка. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность

должна широко использоваться в работе с детьми.

Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной

деятельности.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения

образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать

характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация,

мимика, пантомимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи,

интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития

творческой активности детей.

7. Познакомить детей с различными видами театра (настольный, театр на ложках, куклы

бибабо, пальчиковый, театр зверей и др.).

8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Направленность программы: художественно- эстетическая

Ожидаемые результаты:

1. раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание;

эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации).

2. развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание;

воображение; познавательные процессы фантазии)

3. личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные

навыки; любовь к животным).

Продолжительность занятия – 20 минут. Проводится 1 раз в неделю.

3

Содержание программы:

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние

и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное

содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя,

его образ.

2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин,

близкими по содержанию сказки.

3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа

над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок,

чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными

произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной

жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит

материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ

какого-либо героя, его характер, настроения.

Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.

Тематический план:

Тема

Количество

занятий

1

Знакомство с основами драматизации (импровизация, поиск

выразительных средств, роль костюмов, декораций

предметного окружения)

13

2

Знакомство с основами актерства (игровые движения,

выразительное чтение, мимика, выразительность движений)

12

3

Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения

3

4

Самостоятельная театральная деятельность

8

Итого:

36

Перспективный план

месяц

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1 неделя

Вводное

«Изменю себя друзья,

догадайтесь кто же я »

Первое посещение кружка. Игра «Назови

своё имя»Вызвать интерес к

театрализованной деятельности;

развивать эмоционально-чувственную

сферу детей, побуждая их к выражению

своих чувств, к общению

4

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Пойми меня»

«Игры с бабушкой

Забавушкой »

Отгадывание загадок. Беседа. Игровые

упражнения. Учить выражать эмоции

через движения и мимику; учить

выразительной интонации. Создание

игровой мотивации. Игры и упражнения

«Диктор», «Изобрази героя» Учить

выражать эмоции через движения и

мимику; учить выразительной интонации.

Игры с бабушкой Забавой. Игры и

упражнения «Диктор», «Изобрази героя»

Вовлечь детей в сюжетно игровую

ситуацию, побуждать детей к

двигательной активности, Обучать

приёмам кукловождения, настольно

печатного театра.

.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3неделя

«Колобок не тот, а

другой»

«Колобок – наш

колобок, колобок –

колючий бок»

«Очень жить на свете

туго без подруги и без

друга»

Отгадывание загадок, с изображением их

героев. Показ и рассказывание сказки

воспитателем, затем детьми. Обучать

приёмам кукловождения, настольно

печатного театра.

Драматизация сказки «Колобок – колючий

бок»Познакомить с новой сказкой;

познакомить с настольным кукольным

театром; учить отвечать на вопросы

полным и содержательным ответом

Беседа о друзьях. Рассказывание сказки

«Лучшие друзья». Воспитывать у детей

чувство осознанной необходимости друг в

друге, понимание взаимопомощи,

дружбы;

5

4 неделя

«Косой хвастался,

смеялся, чуть лисе он

не попался»

Отгадывание загадок на содержание

сказки. Этюды на выразительность

передачи образа.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Зайца съела бы лиса,

если б не его друзья»

Показ сказки детям

своей группы «Лучшие

друзья»

«Вот как я умею»

«В тесноте да не в

обиде »

Рассказывание сказки детьми «Лучшие

друзья». Игра «Скажи о друге ласковое

слово», Общий танец

Воспитывать у детей чувство осознанной

необходимости друг в друге, понимание

взаимопомощи, дружбы;

Драматизация сказки «Лучшие друзья».

Развивать творческие способности,

формировать положительное отношение к

играм драматизациям.

Игра «Что я умею». Чтение стихотворения

Б.Заходера «Вот как я умею».

Отгадывание загадок по сказке.

Декабрь

1 неднля

2 неделя

3 неделя

«Дайте срок, построим

теремок»

«Ох, красивый теремок,

очень, очень он высок»

Показ сказки «Теремок»

для детей ясельной

Имитационные упражнения под музыку.

Вовлечь детей в игровой сюжет;

побуждать к двигательной имитации

Драматизация сказки «Теремок»

Развивать творческие способности,

формировать положительное отношение к

играм драматизациям.

Этюды на выражение основных эмоций:

«Чуть-чуть грустно», «Курица с цыплятами,

6

4 неделя

группы.

«Наше настроение»

«Основы актёрского

мастерства»

«Гусь», Побуждать детей к выражению

образов героев в движении, мимике,

эмоциях; дать представления об основных

эмоциях

Познакомить с пиктограммами;

воспитывать внимательность, развивать

фантазию.

.Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Игровой урок»

«Лису зайка в дом

впустил, много слез,

потом пролил»

«Кто зайчишке бы

помог?»

Показ сказки

«Заюшкина избушка»

малышам.

Этюды на выразительность движений.

Развивать способности детей, дать заряд

положительных эмоций

Рассказывание русской народной сказки

«Заюшкина избушка». Пантомимически е

этюды. Побуждать к активному

восприятию сказки, учить слушать

внимательно сказку до конца и следить за

развитием сюжета

Рассказывание русской народной сказки

«Заюшкина избушка» детьми с помощью

воспитателя. Учить отвечать на вопросы по

сюжету сказки, характеризовать героев,

пересказывать сказку, показывая характер

героя при помощи интонации.

Развивать творческие способности,

формировать положительное отношение к

играм драматизациям.

Февраль

1 неделя

«Щенок спал около

дивана, вдруг услышал

рядом «мяу»»

Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто

сказал «мяу»?». Порадовать детей

просмотром кукольного театра;.дать

7

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Только «мяу» где

сыскать?»

«Не вы ли «мяу-мяу»

говорили?»

«Невоспитанный

мышонок один остался,

без друзей»

представление о кукольном театре; учить

внимательно слушать сказку

Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто

сказал «мяу»?» детьми с помощью

воспитателя. Пантомимическая игра

«Угадай, кто сказал?».

Пантомимическая игра «Угадай, кого

встретил щенок?»

Чтение стихотворения «Добрые слова».

Игра «Назови вежливое слово».

Рассказывание сказки «Сказка о

невоспитанном мышонке». Проблемная

ситуация.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Мышонок глупым

оказался, он от мамы

отказался»

«Сказка о

невоспитанном

мышонке»

«Сказка об умном

мышонке»

Показ сказки мамам

Беседа по содержанию сказки. Работа над

выразительностью исполнения

(выразительности эмоции грусти и

радости)

Подготовка к драматизации.

Совершенствовать импровизационные

способности детей; продолжать

воспитывать заинтересованное отношение

к играм - драмматизациям

Игра на интонирование вежливых слов.

Драматизация сказки детьми.

Развивать творческие способности детей

Создать положительный эмоциональный

настрой перед выступлением

Апрель

1 неделя

«Упрямые ежата»

Сюрпризный момент. Рассказывание

истории про двух ежат. Беседа.

8

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Вот так яблоко»

«Поссорились

зверушки, не знают, как

им быть, как же это

яблоко на всех

разделить»

«Михайло Иванович,

рассуди, нас, зверушек,

помири »

Придумывание окончания истории и показ

на ширме.

Рассказывание сказки В.Сутеева «Яблоко».

Имитационные упражнения.

Музыкальная загадка. Рассматривание

отличительных особенностей героев

сказки В.Сутеева «Яблоко». Разыгрывание

этюдов и диалогов из сказки.

Сюрпризный момент. Рассказывание и

разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с

помощью кукольного театра.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Каждый хочет

спрятаться под

маленький гриб»

«Дождик льет, льет, а

грибочек все растет»

«Вот так гриб-великан,

всем хватило место

там»

Показ сказки родителям

и детям «Под грибом»

Сюрпризный момент - загадка.

Рассказывание сказки В.Сутеева «Под

грибом». Учить ролевому воплощению

Загадывание загадок. Рассматривание

иллюстраций к сказке «Под грибом»,

беседа по ним. Игра-имитация «Угадай,

кто просился под грибок»

Учить воплощаться в роли и ролевому

поведению при публичном выступлении,

развивать эстетический вкус

Драматизация сказки В.Сутеева «Под

грибом». Пляски героев.

.

9

Литература

1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль,

2002.

2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.

3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в дестком саду. М.,

2000.

4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности

(Т.С. Комарова)

Речевая культура.

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения,

поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и

второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе

литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц,

используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;

средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает

словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может

охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой

выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);

низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и

второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает

произведение с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о

различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные

средства воспитателя;

средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и

может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется

помощь выразительности;

низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но

затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Навыки кукловождения.

Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над

спектаклем;

средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;

низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.

10

Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с

партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с

партнерами в планировании коллективной деятельности;

низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над

спектаклем.

Диагностика отслеживания уровней умений и навыков

театрализованной деятельности дошкольников

( Начало/ конец уч. год)

Ф.И.

ребенка

Речевая

культура

Эмоцион.-

образн.

развити

Навыки

кукловожд.

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Громова

Ангелина

Гилимдарова

Рамина

Шумских Гектор

Хасанова Диана

Калимуллина

Дарина

Тимиряев

Богдан

Касимова

Лилияна

Садретдинова

Айша

Фатахова

Эльвина

11

Исмагилов

Данир

Милитдинова

Таисия

Общий балл

12

13

Список используемой литературы:

1.

Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. -

Издательство: "Питер" , 2013

2.

Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. –

Издательство: «Экзамен», 2016.

3.

Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.:

Мозаика-Синтез, 2012.1.

4.

Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.

5.

Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-

Пресс, 2016 г

6.

Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия

развития" , 2007.

7.

Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей.

– Рипол Клссик, 2006.

Первоисточники:

1.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная

программа

дошкольного

образования.

Под

ред.

Н.Е.

Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:

Мозаика-синтез, 2011.

14



В раздел образования




Яндекс.Метрика