Автор: Лоренц Владимир Алексеевич
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 25"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Школа выживания"
Раздел: полное образование
Приложение 2.1.3
Пояснительная записка
В изучении ОБЖ особую роль занимает внеурочная деятельность, ко-
торая формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его
общему развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмо-
ций. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание
уникальной ситуации естественной среды, способствующей не только освое-
нию ОБЖ, но также возрастанию культур образующей функции образова-
ния.
Разработка представляет собой игру по станциям «Школа выживания».
Данную игру можно провести как игру по станциям, так и викторину, разде-
лив класс или несколько классов на команды.
Использование данной разработки позволит сформировать:
потребности и способности к сотрудничеству;
взаимопомощь при работе в группе,
умение правильно и грамотно выступать на публике,
развитие произносительные навыки и создаёт условия для разви-
тия логического мышления учащихся,
умения понимать, анализировать, высказывать свои мысли и ар-
гументировать их.
Внеклассная работа по ОБЖ имеет большое общеобразовательное, вос-
питательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и
расширяет знания и практические навыки учащихся по данному предмету, но
развивает логическое мышление и смекалку; выявляет более одаренных и
способных детей, способствует их дальнейшему развитию, вовлекает детей в
занимательные занятия, а этим укрепляет дисциплину, воспитывает целе-
устремленность, организованность и коллективизм и способствует также
расширению культурологического кругозора школьников, развитию их твор-
ческой активности.
При организации и проведении внеклассной работы от преподава-
теля требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов обучаю-
щихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.
Цель
:
обобщить и систематизировать знания учащихся по безопасно-
сти жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обеспечить в ходе игры повторение и закрепление пройденного мате-
риала в рамках дисциплины ОБЖ;
- Развить умения мыслить и логически рассуждать, основываясь на по-
лученных ранее знаниях по ОБЖ.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, пони-
мание значимости дисциплины ОБЖ, соблюдение техники безопасности,
правил дорожного движения и т.д.
Развивающие задачи:
- Развить интеллектуальные качества учащихся, познавательный ин-
терес используя игровые ситуации.
- Развить волевые качества учащихся, самостоятельность, умение
преодолевать трудности, готовность к действию в чрезвычайных ситуациях,
умения оказания первой медицинской помощи при различных видах травм и
повреждений.
- Сформировать умение четко, кратко и исчерпывающе излагать свои
мысли.
- Развить у учащихся навыки командного взаимодействия в процессе
игры.
Актуальность в проведении внеклассного мероприятия по теме «Шко-
ла выживания» заключается в том, что он способствует расширению и обога-
щению приобретенного учебного опыта в курсе ОБЖ.
Создается положительная мотивация условий и возможности примене-
ния знаний, навыков, что обеспечивает стойкое положительное отношение
к обучению. Вырабатываются такие качества как активность, целеустремлен-
ность, коллективизм, чувство ответственности.
Оборудование: школьные кабинеты, карточки с заданиями в конвер-
тах, маршрутные листы, ручки, карандаши, листы, часы (секундомер,
таймер), набор для оказания ПМП, противогаз детский фильтрующий школь-
ный ПДФ-Ш(2Ш), настольная игра «Знаки ПДД», мел, самодельный свето-
фор и жезл регулировщика, пазл с изображение чрезвычайных ситуаций
(ЧС), бумажные медали знатоков безопасного поведения для команды, на-
бравшей самое большое количество баллов.
Организация и подготовка игры.
Организация и разработка игры по станциям ведется по следующим
направлениям:
1.
разработка программы, содержания и структуры игры;
2.
формирование команд и выбор капитанов;
3.
подготовка учащихся к проведению игры.
1.Разработка программы, содержания и структуры игры.
Задания для игры по станциям «Школа выживания 2020» комплектуются из
ряда заданий по основам безопасности жизнедеятельности для 7 и 8 классов.
Игра проводится на базе школы, в специально подготовленных классах.
Она начинается с построения всех участвующих команд. Далее ведущий ме-
роприятия объясняет участникам правила игры. Затем каждая команда полу-
чает маршрутный лист с индивидуальной последовательностью остановок. В
соответствии с этим маршрутом команда должна пройти 6 станций. На каж-
дой станции организатор мероприятия проверяет правильность выполнения
предложенного задания, а также правильность заполнения маршрутного ли-
ста.
Образец маршрутного листа:
Название команды:
Класс:
Капитан команды:
№
Станция
Баллы
1.
Остановка «Первая помощь»
2.
Остановка «СИЗ»
3.
Остановка «Безопасность на дороге»
4.
Остановка «Чрезвычайные ситуации»
5.
Остановка «Юный пожарный»
6.
Остановка «Электробезопасность»
ИТОГ:
2. Формирование команд и выбор капитанов:
- В игре принимают участие команды по 5 человек. Участники команд
– ученики класса.
- Из числа участников команды голосованием выбирается капитан.
- Команда должна быть в спортивной форме одежды, иметь ручку, ка-
рандаш.
- Каждая команда должна придумать свой отличительный знак.
3. Подготовка учащихся к проведению игры:
Подготовка учащихся проводится на уроках ОБЖ в рамках учебной
программы, а также в рамках классных часов «Уроки безопасности».
Правила игры:
1.
Каждая команда проходит 6 остановок. На каждой остановке ко-
манда выполняет предложенные теоретические и практические задания, о
чем ставится отметка в маршрутном листе.
2.
После прохождения всех этапов маршрутные листы сдаются чле-
нам жюри для оценки.
3.
В конце игры побеждает команда, набравшая наибольшее коли-
чество баллов
Ход игры:
1. Остановка «Первая помощь»
Задание 1(теоретический блок) – решение кроссворда. За каждый пра-
вильный ответ команда получает 1 балл
По горизонтали:
1.Патологическое состояние, развивающееся в результате попадания яда в
организм человека…..(отравление)
6. Состояние, при котором человек теряет сознание……(обморок)
9.Один из симптомов при травмах…(боль)
8.Повреждение мягких тканей, при которых нарушается целостность кожных
покровов………(рана)
По вертикали:
7.Применяется при ушибах первые двое суток……….(холод)
3. Поражение кожных покровов под воздействием высоких температур……
(ожог)
2. Появляется при II степени ожогов...(пузырь)
4. Бывает артериальное, венозное, капиллярное…(кровотечение)
5. Набор лекарственных средств, для оказания первой медицинской
помощи…(аптечка)
Задание 2 (теоретический блок) – выполнение теста. За каждый правиль-
ный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
1. Какое кровотечение считается наиболее опасным?
- Капиллярное
- Венозное
- Артериальное
2. Чем характеризуется венозное кровотечение?
- Кровь из раны вытекает пульсирующей струей, имеет ярко-алую окраску.
- Кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей темно-красного
цвета.
- Кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся
пятном.
3.Найди признаки закрытого перелома костей конечностей.
- Сильная боль, припухлость мягких тканей и деформация конечности.
- Конечность искажена, поврежден кожный покров, видны осколки костей.
- Синяки, ссадины на коже.
4. Что необходимо предпринять для оказания первой медицинской помо-
щи при поражении электрическим током?
- Освободить пострадавшего от действия тока, если он в сознании, уло-
жить в сухом и теплом месте, принять необходимые меры для облегчения
дыхания, обеспечить доступ свежего воздух. На обожженные участки на-
ложить стерильную повязку. При отсутствии признаков жизни проводить
искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
- Освободить пострадавшего от действия тока, если он в сознании, дать
обильное холодное питье, можно кофе. При потере сознания сделать искус-
ственное дыхание.
- Освободить пострадавшего от действия тока и срочно транспортировать в
ближайшее медицинское учреждение.
5.Как оказать помощь при ожогах 2-ой степени?
- Вскрыть пузыри, положить мазевую повязку.
- Не вскрывать пузыри, обработать кожу 5% спиртовым раствором йода.
- Охладить обожженную поверхность, не вскрывая пузырей наложить сте-
рильную ватно-марлевую повязку
Задание 3 (практический блок) – собрать аптечку на время. Максималь-
ное количество баллов - 10 (за каждый лишний или недостающий предмет
снимается 1 балл)
Каждой команде предлагается определенный набор предметов, средств и ле-
карств для оказания первой медицинской помощи (в наборе предлагаются
как необходимые, так и лишние предметы), из которых необходимо выбрать
и поместить в свою аптечку только те средства, которые должны в ней быть.
Задание 4 (практический блок) – наложить повязку. Максимальное коли-
чество баллов – 5.
По одному представителю от команды. Название повязки, которую необхо-
димо наложить, вытягивают как на жеребьёвке. Учитывается время и техника
наложения.
2.Остановка «СИЗ» - Средства индивидуальной защиты.
Задание 1 (теоретический блок) - задание на внимательность.
Каждой команде предлагаются карточки с этапами надевания противогаза.
Необходимо разместить эти этапы в правильной последовательности:
1.
Закрыть глаза.
2.
Задержать дыхание.
3.
Снять головной убор.
4.
Вынуть из сумки противогаз и надеть на лицо и голову.
5.
Сделать резкий выдох.
6.
Открыть глаза.
7.
Возобновить дыхание.
8.
Надеть головной убор.
Задание 2 (практический блок) – надевание противогаз на время.
Максимальное количество баллов - 5. Учитывается скорость и техника вы-
полнения.
На этом этапе от каждой команды выбирается по одному представителю.
Они по команде надевают противогаз на время.
3.Остановка «Безопасность на дороге»
Задание 1 (теоретический блок) – настольная
игра «Знаки ПДД». Максимальное количество
баллов – 1. Если все пары собраны за время менее
1 минуты, команда получает 1 балл, если более 1
минуты – 0 баллов.
Перед каждой командой на столе лежат карточки с изображением знаков до-
рожного движения, а также карточки с названиями знаков.
Необходимо на время установить соответствие: знак ПДД и название знака.
Задание 2 (теоретический блок) – тест по ПДД. За каждый правильный
ответ команда получает 1 балл.
1.С какого возраста детям разрешено ехать на переднем сиденье автомо-
биля?
А. 14 лет
Б. 7 лет
В. 12 лет
2. Как называется боковая часть дороги?
А. Обочина
Б. Перекресток
В. Ограждение
3. Какой поворот опаснее: левый или правый?
А. Правый.
Б. Левый
В. Оба
4.Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке
работают одновременно и светофор и регулировщик?
А. Светофору
Б. Регулировщику
В. Никому
5. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участни-
кам движения?
А. Рука поднята вверх
Б. Руки опущены
В. Руки разведены в стороны
6. Как выглядят запрещающие знаки?
А знак в виде синего круга;
Б знак в виде красного круга;
В знак в виде красного треугольника;
7. Как называется пересечение дорог и улиц?
А. Шоссе
Б. Обочина
В. Перекресток
8. Как называется изменение направления движения?
А. Остановка
Б. Поворот
В. Дорожка
9. Приспособление в общественном транспорте для безопасности проезда
пассажиров.
А. Ступенька
Б. Ремень
В. Поручни
10. Остановка – это …
А. Вынужденное прекращение движения на время до 5 мин.
Б. Вынужденное прекращение движения на время свыше 5 мин.
В. Преднамеренное прекращение движения на время свыше 5 мин. для посад-
ки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного
средства.
Задание 3 (практический блок) – «Дорожное движение». Максимальное
количеств баллов – 5. За каждого выбывшего игрока снимается 1 балл.
Команда выходит на улицу или на спортивную площадку, выстраивается в
шеренгу, перед ней на расстоянии чертится мелом линия («дорожная размет-
ка»), рядом стоит регулировщик.
Когда регулировщик показывает зеленый свет, команда делает шаг вперед,
желтый – стоит на месте, красный – делает шаг назад.
Игрок, допустивший ошибку, покидает игру.
4.
Остановка «Чрезвычайные ситуации»
Задание 1 (теоретический блок) – задание на внимательность. Макси-
мальное количество баллов 10, за каждую ошибку снимается 1 балл.
Каждая команда получает список с действиями при ЧС. Необходимо проста-
вить номера к указанным предложениям – установить последовательность
действий.
Если смерч, буря или ураган застали тебя дома, то …
1.
Закройте и укрепите двери и окна, чердаки и вентиляционные отвер-
стия
2.
Отключите газ, воду, электричество
3.
Укройтесь в подвале или защищенном сооружении
4.
Подготовьте запасы продуктов питания и воды
5.
Уберите с подоконников, балконов, лоджий вещи, которые могут быть
подхвачены воздушными потоками
6.
Возьмите с собой необходимые вещи и документы
7.
Услышав сигнал «внимание всем» включите теле- и радиоаппаратуру и
выслушайте рекомендации
Правильная последовательность: 7, 5, 1, 4, 2, 6, 3.
Задание 2 (практический блок) – пазл. Максимальное количество баллов –
2: 1 балл дается, если команда собрала пазл менее чем за 1 минуту, еще 1
балл дается за правильно названную ЧС.
Команда получает паззл в конверте, необходимо как можно быстрее собрать
картинку и назвать изображенную ЧС.
наводнение пожар
землетрясение извержение вулкана
5.
Остановка «Юный пожарный»
Задание 1 (теоретический блок) – выполнение теста. За каждый правиль-
ный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 15.
1. Как называется профессия человека, который тушит пожары?
А.
пожарный
Б. пожарник
В. Спасатель
2. Назовите условия, при которых может возникнуть пожар?
А. горючее вещество и восстановитель
Б.
горючий материал, источник огня или тепла, кислород
В. Теплообмен между веществами
3. К поражающим факторам пожара относятся:
А. интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей
Б.
токсичные продукты горения, высокая температура
В. образование облака угарного газа
4. Что относится к наиболее вероятной причине возникновения пожара в
квартире?
А.
постоянно работающий холодильник
Б.
неосторожное обращение с пиротехническими изделиями
В. зажженные электрические лампочки
5. Если в твоей квартире или доме случился пожар, кого ты должен опо-
вестить после вызова пожарных?
А. полицию
Б. скорую помощь
В.
соседей
6. Какова правильная последовательность действий при быстро распро-
страняющемся пожаре?
А. попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротуше-
ния, открыть окно для удаления дыма
Б.
немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать
на помощь взрослых и сообщить в пожарную охрану
В. позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться поту-
шить огонь, используя подручные средства
7. Чем лучше всего укрыться в целях безопасности, преодолевая зону
огня?
А.
мокрым пальто
Б. простыней
В. плотным одеялом
8. Первичные средства пожаротушения используют:
А.
для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения
Б. для тушения большого пожара
В. для локализации стихийного бедствия природного характера
9. Вечером, придя домой, вы почувствовали запах газа. Каковы будут
ваши дальнейшие действия?
А. включить свет, позвонить родителям или в аварийную службу
Б.
перекрыть основной вентиль подачи газа, открыть окна и двери, пойти к
соседям, позвонить родителям или в аварийную служу
В. открыть окна и зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идет газ
10. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материа-
лы?
А. пеной
Б. песком
В.
водой
11. Каким должно быть место для разведения костра?
А. удалено от деревьев и кустарников и не далее 10-ти метров от водного ис-
точника
Б. в ненастную погоду костер надо разводить под деревом, крона которого
оберегает его от попадания дождя или снега
В.
место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев,
веток и обложить камешками
12. Что запрещается делать при разведении костра?
А.
разводить костер на торфяных болотах
Б. использовать для костра сухостой
В. оставлять дежурить возле костра менее трех человек
13. Пассажирам общественного транспорта запрещается перевозить:
А. габаритные грузы
Б. легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества
В. тяжелые грузы
14. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?
А. направить на него струю огнетушителя
Б.
повалить человека на землю и накрыть плотной тканью
В. сорвать с него одежду
15. Каким из перечисленных веществ нельзя растапливать печку?
А. дровами
Б. углем
В.
легковоспламеняющимися жидкостями
6.Остановка «Электробезопасность»
Задание 1 (теоретический блок) – собрать таблицу. За каждый правильный
ответ команда получает 1 балл.
Команда получает конверт со знаками и таблицу с описаниями знаков. Необ-
ходимо соотнести знак с его описанием.
Осторожно электрическое напряжение
Знак
«Заземление»
Знак
запрещающий подачу на линию напряжения
Знак предупреждает об опасности приближения
к токоведущим частям электроустановок, нахо-
дящихся под напряжением
Подведение итогов игры:
1.В маршрутных листах команд после прохождения каждой остановки моде-
ратором фиксируется сумма набранных баллов и проводится работа над
ошибками.
2.После прохождения всех этапов маршрутные листы сдаются членам жюри
для оценки.
Критерии оценки деятельности команд:
безошибочное выполнение заданий;
творческий подход в преодолении трудностей и препятствий;
командная и индивидуальная рефлексия, аналитическая деятельность;
слаженность работы команд.
3. В конце игры побеждает команда, которая набрала больше всего баллов.
Итог квест - игры подводится ведущим. Команда - победителей награждается
медалями знатоков безопасного поведения.
Источники и литература:
1)
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: учебник для общеоб-
разоват. учреждений /С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Лат-
чук, В. В. Марков. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
2)
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеоб-
разоват. учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Лат-
чук, В. В. Марков. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3)
Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Мето-
дическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков. - М.: Дрофа, 2010.
- 639 c.
4)
Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Мето-
дическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов. - М.: Дро-
фа, 2010. - 799 c.
5)
Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная
программа. 5-11 классы / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - Л.: Просве-
щение, 2011. - 481 c.
6)
А. Г. Малов-Гра: Тематическое и поурочное планирование по основам
безопасности жизнедеятельности - АСТ, Астрель, 2009.
7)
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и
старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А.
Кондрыкинская и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 48 с.
8)
Планирование и проведение «Дня защиты детей»: метод. пособие / А.Г.
Маслов. - М.: Академия, 2011. - 150 с.
Самоанализ внеклассного мероприятия «Школа выживания»
Форма проведения: игра по станциям
Пожары в нашей стране приобретают характер национального бедствия.
Большинство пожаров происходит по вине детей. Три четверти всех пожаров происходят
в жилом секторе и практически каждый второй вызван неосторожным обращением с ог-
нём. Это говорит о том, что население не владеет элементарной противопожарной грамо-
той и совершенно не соблюдает правила пожарной безопасности.
Жизнь показала, что там, где среди детей проводится разъяснительная, воспита-
тельная работа по пожарной безопасности, риск возникновения пожаров сводится к мини-
муму, причём эта работа становится во много раз эффективнее, если в ней участвуют сами
дети.
Самой распространённой формой приобщения детей к проведению противопожар-
ной работы является организация внеклассных занятий по пожарной безопасности.
Поэтому цель моего занятия была обобщить и систематизировать знания учащихся
по безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1) Обеспечить в ходе игры повторение и закрепление пройденного материала в рамках
дисциплины ОБЖ;
2) Развить умения мыслить и логически рассуждать, основываясь на полученных ранее
знаниях по ОБЖ;
3) Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание значимости
дисциплины ОБЖ, соблюдение техники безопасности, правил дорожного движения и т.д.
4) Развить интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес используя игро-
вые ситуации.
5) Развить волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудно-
сти, готовность к действию в чрезвычайных ситуациях, умения оказания первой меди-
цинской помощи при различных видах травм и повреждений.
6) Сформировать умение четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли.
7) Развить у учащихся навыки командного взаимодействия в процессе игры.
Для реализации поставленных задач, я использовала следующие технологии: игро-
вую, здоровьесберегающую, групповую и интерактивную.
Занятие было проведено в форме познавательной игры по станциям. Данная форма
работы обеспечивает работу всего класса, и в тоже время дает каждому ученику проявить
себя, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Игра является средством самораскрытия, а ребенку очень важно иметь возмож-
ность свободно выражать свой внутренний мир. Для него игра – это своеобразный способ
общения с внешним миром.
Выбранные мною методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержа-
нию выбранного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Были использо-
ваны словесные методы: объяснение, вопросы; наглядные методы: демонстрация слайдов,
раздаточный материал; практические: поисковый; метод стимулирования мотивов и ин-
тересов: познавательные задания.
Вывод: данное мероприятие соответствовало возрастным и психологическим осо-
бенностям учащихся, было доступным и посильным по содержанию. Занятие прошло на
высоком эмоциональном подъеме, с высоким темпом, активность учащихся на разных эта-
пах была высокой, психологическая атмосфера - доброжелательной. Все поставленные за-
дачи удалось реализовать. Думаю, что нетрадиционная форма проведения данного меро-
приятия заинтересовала детей и оставила в памяти необходимые знания, которые приго-
дятся им в жизни.