Авторы: Сергеева Светлана Михайловна, Прилепская Анастасия Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №111 "Умка" г. Чебоксары
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Осенние посиделки
Тема: Конкурс национальных блюд народов Поволжья
Раздел: дошкольное образование
Сергеева Светлана Михайловна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №111 «Умка» г. Чебоксары
Осенние посиделки.
(конкурс национальных блюд народов, проживающих в Поволжье)
Цель: Развивать интерес к народным традициям, национальностей,
проживающих на территории Чувашской Республики (чувашей, русских и
татар);
Задачи:
- воспитывать уважение к традициям разных народов;
-знакомство с национальными блюдами разных народов;
-создать доброжелательную атмосферу от общения родителей и детей.
- формирование знаний о ценности для организма человека овощей и
фруктов, как продуктов питания;
- формирования любознательности;
- развития творческих способностей учащихся;
Гостей встречают 2 хозяйки : Русская и Чувашская.
Чувашка: Ырӑ каҫ пултӑр хаклӑран та хаклӑ ентешсем, хаклӑ ашшĕ
амӑшĕсем тата ачасем. Паян эпир ĕлекхи чӑваш йӑли-йеркипе , кĕрхи
ҫимĕҫсене пуҫтарса кĕнĕ май, кĕрхи улах каҫне сире чĕнес теремĕр. Айтӑр-
ха ,паян перле савӑнар, выляр, тĕл пулса калаҫар, каши хӑйĕн ӑсталахĕпе
мухтанар.
Русская: (переводит речь Чувашской Хозяйки). Добрый вечер ребята и
уважаемые родители. Сегодня мы собрались на осенние посиделки. По
древним чувашским традициям после сбора урожая решили собраться вместе
порадоваться, поиграть и делиться своим кулинарным мастерством.
Чувашка: Кашни халӑхӑн хайĕн йала- йĕрки. Пирен ушкӑнра чӑваш, тутар,
вырӑс ачисем пур. Ҁавӑнпа та эпир паян тĕрлĕ халахӑн апат ҫимĕҫсемпе
паллашас терĕмĕр.
Русская: У каждого народа свои традиции. В нашей группе есть чуваши,
татары и русские. Поэтому мы решили познакомить вас сегодня с блюдами
этих народов. И каждый участник покажет нам своё мастерство.
Праздник мы начнём с весёлой песни об Осени. Ведь именно осенью мы
собираем урожай и это самое богатое время года.
Песня «Осенью»
Русская: А теперь ребятки
Отгадайте-ка загадки!
Чувашка: Халĕ ачасем, тупмалли юмахсем пĕлер-ха.
1
1.Пӑхма хитрее -ҫиме ÿҫĕ.
(Пилеш)
2.Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
3. Ши! Кайрӑм! Пи! Кайрӑм!
Ҫÿле кайрӑм , ҁӑмарта турӑм!
(Хӑмла)
4.Сто одежек –
Все без застежек.
(Капуста)
5.Ҫĕр ӑшӑнче шлепке тапӑлса тухать.
(кӑмпа)
6.Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Чувашка: Халĕ сирен апат-ҫимеҫсемпе паллашар.
Русская: А сейчас приступим к знакомствам с вашими блюдами. Начнём с
блюд чувашской кухни.
Презентация чувашских народных блюд.
(каждая семья презентует свое блюдо).
Вед: Вот какие замечательное блюда приготовили наши мамы и дети.
Чув: Халĕ, ачасем, эпе сире вӑййа чĕнетěп.
Рус: А в перерыве между готовкой можно поиграть в чувашскую народную
игру «Шāнкāрав».
Чувашская народная игра « Шāнкāрав» (Колокольчик).
Дети встают в хоровод. Под чувашскую народную музыку и поют «Янра,
янра, « шāнкāрав» передают 2 колокольчика (из разных сторон круга). Когда
колокольчики встречаются, участники кладут их на пол и бегут в
противоположные стороны по кругу. Кто быстрей добежит и зазвенит в
колокольчик тот победил.
Рус: А теперь к вашему вниманию татарские народные блюда.
Презентация татарских народных блюд.
(каждая семья знакомит со своим блюдом
Русская : Ну-ка. Дети выходите поиграть, поиграть! Предлагаю поиграть в
татарскую народную игру «Продаем горшки».
Игра «Продаём горшки» (Чулмак уены)
Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции,
укреплениемышц опорно-двигательного аппарата. Играющие разделяются на
две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют
круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит
2
игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— «Эй, дружок, продай горшок!»
— Покупай!
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его
хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег
по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит
до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится
водящим.
Правила игры:
· бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
· бегущие не имеют права задевать других игроков;
· водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег
влево, запятнанный должен бежать вправо.
Рус: А теперь к вашему вниманию русские народные блюда.
Презентация русских народных блюд.
Рус: Приглашаем вас, друзья поиграть в русскую народную иру..
Русская народная игра «Платок»
Правила игры: Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет
за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по
кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И
тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком
догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот
займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок,
отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым
встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу,
кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается.
Чув: Пирĕн ҫемьесем пурте маттур.
Рус. Наши семьи все молодцы. Приготовили красивые и полезные
национальные блюда. Наша встреча прошла в весёлой, дружной обстановке.
Можно сказать в дружной семейной обстановке.Придумали оригинальные
презентации. Вот наш вечер подошел к концу. А закончим мы его веселым
танцем.
Попурри из народных танцев.
Чувашка: Тавтапуҫ сире пурне те. Тепре тĕл пуличен!
Рус: Спасибо вам всем большое. До новых встреч.
3
Список использованной литературы:
1.«Программа образования ребенка – дошкольника» под редакцией Л.В.
Кузнецовой
–
Чебоксары,
Чувашский
Республиканский
институт
образования, 2006 г.,
2.Богатеева З. А. Приобщение детей к традиционной культуре
народов
среднего Поволжья. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2015. – 123с.
3.Праздники на земле Улыпа: методическое пособие для дошкольных
образовательных учреждений/ под ред. Р.Б. Кузьминой. – Чебоксары: Изд-во
Л.А. Наумова, 2006. – 204 с.
4.Культура Чувашского края.учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев,
Н.И. Егоров и др.; сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во,
1995.– 350 с.
5.Чаваш музыки ача саденче. Хрестоматия. – Чебоксары, 1995 -128с.
4