Автор: Балахнина Людмила Аполлоновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств №2"
Населённый пункт: город Усть-Илимск
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Керамика как вид искусства"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Школа искусств№2»
Художественное отделение
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытый урок
«Керамика как вид искусства»
в 1 классе
ДПОП «Живопись»
Преподаватель: Балахнина Л.А.
Усть-Илимск
2016 г.
Тема: Керамика как вид искусства
Цель: Познакомиться учащихся с искусством керамики
Задачи:
формировать знания и умения работать в объемных материалах;
развивать пространственное и логическое мышление учащихся, как
основу художественного образования;
воспитывать
ответственность,
аккуратность
при
выполнении
индивидуальной работы, стремление довести работу до конца.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: индивидуально-групповая работа
Дидактические материалы и оборудование: глина, стеки, ткань и скалка
для раскатывания глины, баночка для воды, губка, дощечка для работы на
столе
Результат
урока:
выполнение
каждым
учащимся
небольшой
работы
в
различных техниках формовки керамических изделий.
Этапы урока:
Подготовительный
1.Проверка готовности
к уроку.
2.Сообщение цели и
задач урока
3.Мотивация учащихся
к созданию
собственной
композиции.
Основной
Практическая работа
Лекция учителя и показ слайд-фильма
История происхождения керамики.
Материалы и инструменты, используемые для
производства керамических изделий. Показ
работ из методического фонда школы.
Демонстрация учителем различных техник
изготовления изделий (из целого куски, в
технике «жгут» и «пласт»)
Работа учащихся
Выполнение небольших эскизов в различных
техниках формовки изделий. Упражнения на
изучение разных техник лепки изделий.
Индивидуальные консультации по ходу
занятия
Заключительный
Подведение итогов
урока, анализ
выполненных работ
с точки зрения
композиции,
замысла,
аккуратности
исполнения,
соблюдения
технологии.
Задание на дом
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы
Деятельность
преподавателя
Деятельность
учащихся
Результат
Методы, формы
работы
Организацион-
ный этап
(3 мин.)
Проверка
отсутствующих,
наличие необходи-
мых материалов
Подготовка к
уроку
Готовность к
уроку
Групповая
форма работы
Основной этап
1. Раскрытие темы
и цели урока
(25 мин.)
Лекция по теме.
Преподаватель
освещает тему
урока, сообщает
комплексные задачи
урока.
Усвоение
новой
информации
Лекция,
просмотр
слайд-
фильма
2. Мотивация
(2 мин.)
Преподаватель
мотивирует
учащихся на
дальнейшее
изучение темы,
поясняет
принадлежность
данной темы к
общей программе
Положительн
ая мотивация
учащихся на
учебную
деятельность
Беседа
3. Практическая
работа
(40 мин.)
Демонстрирует
разные техники
выполнения
керамического
изделия
Смотрят и
повторяют за
преподавателем
различные
приёмы лепки
Выполнение
упражнений
и изучение на
практике
техник лепки
Объяснительно-
иллюстративный
метод.
Формы работы -
практический и
индивидуальный
Заключительный
этап
(10 мин.)
Рефлексия.
Подведение итогов
занятия
Задает вопросы.
Предлагает
провести выставку
выполненных работ
Подводит совместно
с учащимися итоги.
Организует
обсуждение
деятельности на
уроке.
Вместе с
преподавателем
подводят итоги
работы, выясняя
выполнены ли
цели,
поставленные в
начале занятия.
Говорят о
результатах своей
работы
Выставка
готовых
работ
Анализ,
сравнение.
Из
истории керамики
Керамика
-
от
древнегреческого
«керамос»
глина.
В
настоящее
время
керамикой называют изделия из глины с последующим однократным или
многократным обжигом. Это изделия различного назначения. Различаются
они по составу сырья (шихты) и составу глазурных покрытий.
Терракота,
шамот,
фарфор,
фаянс,
майолика,
гончарная
посуда
–
их
объединяет общность технологий. Но есть свои специфические особенности
и качества.
Терракота – обжиг, пористая структура, часто изделия не покрыты глазурью
Гончарные
изделия.
Гончарная
посуда
–
нет
декора,
лепнины,
но
совершенство
формы.
Относится
к
художественной
керамике.
Изготавливается из цветных глин с добавлением песка. Обжиг 1100С.
Майолика – изготавливается из гончарных глин с покрытием белой эмалью,
иногда такие изделия расписывается по сырцу.
Фарфор,
каменная
масса
–
это
изделия
с
плотноспекшимся
черепком
(водопоглащение не более 5%). Стенки просвечивают на свету. Твердый
(температура обжига 1320-1450С), мягкий (1250-1300С). Состав твердого
фарфора: 40-60% глинистого вещества, 20-30% полевой шпат, 20-30% кварц
и бой изделий.
Полуфарфор – занимает среднее положение между фаянсом и фарфором.
Шамот – керамическая масса. Шамот – это огнеупорный материал, который
можно использовать и в строительстве и в декорировании.
Фарфор – это изделия из белой глины, стенки просвечивают на свет.
КЕРАМИКА сопутствует человеку с незапамятных времен, в ней отражена
эпоха, в которую она была создана. Она существовала на заре человечества.
Во Франции в пещере Монтеспан, найдена фигурка безглавого медведя
(предмет культа).
Еще
древние
люди
заметили,
что
влажная
глина
легко
формуется,
а
брошенная в костер закрепляет свою форму. Сначала керамику обжигали в
костре, затем появились горновые печи, а затем электрические. Обжигали
посуду уже в эпоху раннего неолита. В 4 веке до н.э. египтяне уже владели
искусством
глазурования
изделий,
в
конце
4
века
шумеры
изобрели
гончарный круг.
В Египте и странах Древнего Востока из глины изготавливали не только
посуду, но и глазурованный кирпич, облицовочную плитку (монументальные
панно). Сюжеты этих панно: бытовые и военные сцены.
Мусульманский сад
Ассирия, Вавилон, Персия – распространено искусство фризового рельефа с
изображением
фантастических
животных.
Из
Азии
производство
глазурованных изделий перешло в Грецию, а затем в Италию.
Крито-микенская культура (3-2в. до н.э.) Чаша с осьминогом – отражает
основные
черты
эгейского
стиля:
асимметричность формы,
гармоничная
связь с декором. Основной мотив декора – флора и фауна моря.
Ваза с осьминогом
К
8
веку
до
н.э.
критские
вазы
приобрели
уравновешенную
форму,
симметричный (но схематичный) рисунок. 6-5 в до н.э. (греческая классика)
– золотой век керамики. Для росписи использовали черный лак (состав не
открыт ). Чернофигурные и краснофигурные вазы. Сюжеты: сцены охоты и
сражений,
празднеств,
мифология
и
жизнь
Богов.
Человек
занимает
центральное место в росписи ваз.
Римские
мастера
подражали
греческим.
Ваза
«Гидрия»
-
прекрасный
образец, называют ее «царицей ваз».
Ваза «Гидрия»
В средние века появилась новая культура – мусульманская (Турция, Иран).
Искусство
керамики
в
них
сильно
отличалось
от
античного.
Сосуды
покрывались люстрами. Магометанская религия запрещала пользоваться в
быту посудой из драгоценных металлов. Основной декоративный элемент –
орнаментальная
роспись,
иногда
изображения
птиц,
реже
зверей.
Не
допускалось изображение человека.
Замечательны
по
красоте
испано-мавританские
изделия.
Ими
украшали
королевские дворцы. Позднее эти изделия по Средиземному морю проникли
в Италию через остров Мальорку (поэтому получили название «майолика»).
Итальянские мастера переняв технологию изготовления придали ей новое
декоративное
звучание.
На
изделиях
часто
воспроизводились
сюжеты
с
полотен
живописцев
Эпохи
Возрождения.
Так
возник
новый
стиль.
Итальянскую майолику принято называть фаянсом. (по названию г. Фаэнца
–
центра
производства
майолики).
Сложная
техника
росписи
по
необожженной,
покрытой
эмалью
глине,
не
допускающая
исправлений,
(краска впитывается в черепок) требовала аккуратности и скрупулезности
исполнения. Итальянские мастера достигли в этом огромного совершенства.
Наибольшего расцвета майолика достигла в 15 веке.
Знаменитый керамист Лука де ла Роббиа создавал реалистичные портретные
рельефы и полихромную скульптуру. Его излюбленный мотив Мадонна с
Младенцем.
Из Италии техника майолики перешла в Европу. Во Франции (Руан и Леон),
Нидерланды (г. Дельфт). Это знаменитые изделия, расписанные однотонной
кобальтовой краской или в полихромном исполнении. Это цветущие кусты,
фантастические птицы, вазы с цветами, сельские и другие сценки, морские
пейзажи. Керамисты научились изготавливать тонкостенные изделия,
приближающиеся к китайскому фарфору. Часто расписывали по китайским
образцам.
В Китае фарфор изобрели в 1 веке н.э. В 15-16в. его завезли в Европу
венецианские и португальские купцы. Общеизвестным он стал в Европе
только в 18 веке. Китайский фарфор по сравнению с фарфором других стран
отличается
тонкостью,
просвечиваемостью,
чистым
звоном
и
белизной
глазури.
Китайцам принадлежит приоритет в создании глазурей. Особенно красивы
«бычья кровь» и кракле (используются для сплошного покрытия). Китайский
фарфор 15 века – это яркая многоцветная роспись, многообразие форм. 17-18
век – расцвет китайского производства фарфора. Китайская скульптура – это
лаконизм, изысканность форм и безупречная техника исполнения. Он в
буквальном
смысле
ценился
на
вес
золота.
Секрет
его
производства
полностью неизвестен и в наши дни, он хранился в тайне и оберегался
государственным законом. Сведения о технологии его изготовления сначала
попали в Персию, Турцию а затем в Европу.
В
17в.
В
Европе
выпускался
«мягкий
фарфор».
Настоящий
«твердый
фарфор» был впервые получен в 1709г. алхимиком И.Бетгером (Саксония).
В 1710г. был основан первый в Европе фарфоровый завод в г. Мейссене.
Саксонский фарфор отличался необыкновенным изяществом и красотой и
прославился
во
всем
мире.
Это
посуда
и
замечательные
скульптуры
выполненные в бисквите по рисункам Фальконе, Буше и др. художников. В
18 веке фарфоровые производства основаны во Франции, Италии, Англии,
Бельгии, в России и др. странах. К концу 18в. фарфоровое производство в
некоторых странах достигло высокого уровня.
Еще до появления фаянса в Германии было развито производство «каменной
посуды» (состав: глина и песок). Ее отличал более плотный черепок и более
высокая температура обжига. Она покрывалась соляной глазурью. В Англии
«каменная
посуда»
достигла
особого
расцвета
благодаря
талантливому
керамисту Джозайя Верджвуду. Эти изделия приближались по свойствам к
фарфору.
Часто
подражали
греческим
вазам
и
напоминали
камеи.
Поверхность ваз расписывалась под полудрагоценные камни (мрамор, яшма).
Эта
посуда
пользовалась
огромной
популярностью
среди
аристократов
многих стран Европы и в России. (В Эрмитаже хранится сервиз на 900
персон с английскими пейзажами).
В России еще в древности было развито керамическое производство. В 7-9
веках
использовался
гончарный
круг.
Гончарная
посуда,
изразцы
для
украшения храмов, покрытые цветными глазурями и эмалями. Археологи
нашли
и
чернолощеную
керамику.
В
15-17
веке
хорошо
развито
керамическое
производство
(кирпич,
черепица,
облицовочная
плитка,
изразцы и др. изделия).
Начало керамическому производству положил построенный в 1740г. завод А.
Гребенщикова.
Он
выпускал
изделия,
подражающие
китайскому
и
дельфтскому фарфору. Их расписывали синим кобальтом по белой эмали и
наоборот по синему фону белым ажурным узором.
В 1744г. в Петербурге был основан первый фарфоровый Императорский
завод. Где работал ученый – технолог Д.И.Виноградов. Огромный вклад внес
М.В.Ломоносов. Он открыл «твердый фарфор». Производство было основано
на отечественном сырье, появились свои мастера по росписи и лепке (братья
Черные и др.). Здесь трудились крепостные и дипломированные художники
из Академии художеств и иностранные мастера.
Появилось множество частных предприятий в середине 18 века.
Другой ведущий производитель – завод Ф. Гарднера. Он основан в 1750 году.
Фарфор
был
дорогим
и
доступным
лишь
аристократическим
кругам.
Распространены
были
парадные
сервизы,
богато
декорированные,
с
элементами
военных
и
государственных
орденов.
Их
так
и
называли
«орденские».
Выпускалась бытовая жанровая скульптура (крестьяне, уличные торговцы).
Работы отличались высокой техникой исполнения.
В 19 веке распространение получил подглазурный способ живописи. С 1913
года
к
работе
на
фарфоровых
предприятиях
привлекались
известные
художники
и
скульпторы
(Кузнецов,
Данько,
Лансере,
Сомов
и
др.).
Прекрасные произведения в керамике создал Врубель. («Принцесса Греза» на
здании гостиницы Метрополь), скульптуры «Купава», «Волхова», «Садко»
После
революции
на
производстве
работали
художники-станковисты.
В
создании
агитационного
фарфора
принимали
участие
многие
русские
художники - С.Чехонин, Н.Альтман, Н.Данько, М.Лебедева, М.Адамович,
Б.Кустодиев, К.Петров-Водкин, М.Добужинский, К.Малевич, В.Кандинский
и др.
Работы учащихся, выполненные на занятии: