Напоминание

"Керамика как вид искусства"


Автор: Балахнина Людмила Аполлоновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств №2"
Населённый пункт: город Усть-Илимск
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Керамика как вид искусства"
Дата публикации: 14.11.2017
Раздел: дополнительное образование





Вернуться назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Школа искусств№2»

Художественное отделение

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытый урок

«Керамика как вид искусства»

в 1 классе

ДПОП «Живопись»

Преподаватель: Балахнина Л.А.

Усть-Илимск

2016 г.

Тема: Керамика как вид искусства

Цель: Познакомиться учащихся с искусством керамики

Задачи:

формировать знания и умения работать в объемных материалах;

развивать пространственное и логическое мышление учащихся, как

основу художественного образования;

воспитывать

ответственность,

аккуратность

при

выполнении

индивидуальной работы, стремление довести работу до конца.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: индивидуально-групповая работа

Дидактические материалы и оборудование: глина, стеки, ткань и скалка

для раскатывания глины, баночка для воды, губка, дощечка для работы на

столе

Результат

урока:

выполнение

каждым

учащимся

небольшой

работы

в

различных техниках формовки керамических изделий.

Этапы урока:

Подготовительный

1.Проверка готовности

к уроку.

2.Сообщение цели и

задач урока

3.Мотивация учащихся

к созданию

собственной

композиции.

Основной

Практическая работа

Лекция учителя и показ слайд-фильма

История происхождения керамики.

Материалы и инструменты, используемые для

производства керамических изделий. Показ

работ из методического фонда школы.

Демонстрация учителем различных техник

изготовления изделий (из целого куски, в

технике «жгут» и «пласт»)

Работа учащихся

Выполнение небольших эскизов в различных

техниках формовки изделий. Упражнения на

изучение разных техник лепки изделий.

Индивидуальные консультации по ходу

занятия

Заключительный

Подведение итогов

урока, анализ

выполненных работ

с точки зрения

композиции,

замысла,

аккуратности

исполнения,

соблюдения

технологии.

Задание на дом

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы

Деятельность

преподавателя

Деятельность

учащихся

Результат

Методы, формы

работы

Организацион-

ный этап

(3 мин.)

Проверка

отсутствующих,

наличие необходи-

мых материалов

Подготовка к

уроку

Готовность к

уроку

Групповая

форма работы

Основной этап

1. Раскрытие темы

и цели урока

(25 мин.)

Лекция по теме.

Преподаватель

освещает тему

урока, сообщает

комплексные задачи

урока.

Усвоение

новой

информации

Лекция,

просмотр

слайд-

фильма

2. Мотивация

(2 мин.)

Преподаватель

мотивирует

учащихся на

дальнейшее

изучение темы,

поясняет

принадлежность

данной темы к

общей программе

Положительн

ая мотивация

учащихся на

учебную

деятельность

Беседа

3. Практическая

работа

(40 мин.)

Демонстрирует

разные техники

выполнения

керамического

изделия

Смотрят и

повторяют за

преподавателем

различные

приёмы лепки

Выполнение

упражнений

и изучение на

практике

техник лепки

Объяснительно-

иллюстративный

метод.

Формы работы -

практический и

индивидуальный

Заключительный

этап

(10 мин.)

Рефлексия.

Подведение итогов

занятия

Задает вопросы.

Предлагает

провести выставку

выполненных работ

Подводит совместно

с учащимися итоги.

Организует

обсуждение

деятельности на

уроке.

Вместе с

преподавателем

подводят итоги

работы, выясняя

выполнены ли

цели,

поставленные в

начале занятия.

Говорят о

результатах своей

работы

Выставка

готовых

работ

Анализ,

сравнение.

Из

истории керамики

Керамика

-

от

древнегреческого

«керамос»

глина.

В

настоящее

время

керамикой называют изделия из глины с последующим однократным или

многократным обжигом. Это изделия различного назначения. Различаются

они по составу сырья (шихты) и составу глазурных покрытий.

Терракота,

шамот,

фарфор,

фаянс,

майолика,

гончарная

посуда

их

объединяет общность технологий. Но есть свои специфические особенности

и качества.

Терракота – обжиг, пористая структура, часто изделия не покрыты глазурью

Гончарные

изделия.

Гончарная

посуда

нет

декора,

лепнины,

но

совершенство

формы.

Относится

к

художественной

керамике.

Изготавливается из цветных глин с добавлением песка. Обжиг 1100С.

Майолика – изготавливается из гончарных глин с покрытием белой эмалью,

иногда такие изделия расписывается по сырцу.

Фарфор,

каменная

масса

это

изделия

с

плотноспекшимся

черепком

(водопоглащение не более 5%). Стенки просвечивают на свету. Твердый

(температура обжига 1320-1450С), мягкий (1250-1300С). Состав твердого

фарфора: 40-60% глинистого вещества, 20-30% полевой шпат, 20-30% кварц

и бой изделий.

Полуфарфор – занимает среднее положение между фаянсом и фарфором.

Шамот – керамическая масса. Шамот – это огнеупорный материал, который

можно использовать и в строительстве и в декорировании.

Фарфор – это изделия из белой глины, стенки просвечивают на свет.

КЕРАМИКА сопутствует человеку с незапамятных времен, в ней отражена

эпоха, в которую она была создана. Она существовала на заре человечества.

Во Франции в пещере Монтеспан, найдена фигурка безглавого медведя

(предмет культа).

Еще

древние

люди

заметили,

что

влажная

глина

легко

формуется,

а

брошенная в костер закрепляет свою форму. Сначала керамику обжигали в

костре, затем появились горновые печи, а затем электрические. Обжигали

посуду уже в эпоху раннего неолита. В 4 веке до н.э. египтяне уже владели

искусством

глазурования

изделий,

в

конце

4

века

шумеры

изобрели

гончарный круг.

В Египте и странах Древнего Востока из глины изготавливали не только

посуду, но и глазурованный кирпич, облицовочную плитку (монументальные

панно). Сюжеты этих панно: бытовые и военные сцены.

Мусульманский сад

Ассирия, Вавилон, Персия – распространено искусство фризового рельефа с

изображением

фантастических

животных.

Из

Азии

производство

глазурованных изделий перешло в Грецию, а затем в Италию.

Крито-микенская культура (3-2в. до н.э.) Чаша с осьминогом – отражает

основные

черты

эгейского

стиля:

асимметричность формы,

гармоничная

связь с декором. Основной мотив декора – флора и фауна моря.

Ваза с осьминогом

К

8

веку

до

н.э.

критские

вазы

приобрели

уравновешенную

форму,

симметричный (но схематичный) рисунок. 6-5 в до н.э. (греческая классика)

– золотой век керамики. Для росписи использовали черный лак (состав не

открыт ). Чернофигурные и краснофигурные вазы. Сюжеты: сцены охоты и

сражений,

празднеств,

мифология

и

жизнь

Богов.

Человек

занимает

центральное место в росписи ваз.

Римские

мастера

подражали

греческим.

Ваза

«Гидрия»

-

прекрасный

образец, называют ее «царицей ваз».

Ваза «Гидрия»

В средние века появилась новая культура – мусульманская (Турция, Иран).

Искусство

керамики

в

них

сильно

отличалось

от

античного.

Сосуды

покрывались люстрами. Магометанская религия запрещала пользоваться в

быту посудой из драгоценных металлов. Основной декоративный элемент –

орнаментальная

роспись,

иногда

изображения

птиц,

реже

зверей.

Не

допускалось изображение человека.

Замечательны

по

красоте

испано-мавританские

изделия.

Ими

украшали

королевские дворцы. Позднее эти изделия по Средиземному морю проникли

в Италию через остров Мальорку (поэтому получили название «майолика»).

Итальянские мастера переняв технологию изготовления придали ей новое

декоративное

звучание.

На

изделиях

часто

воспроизводились

сюжеты

с

полотен

живописцев

Эпохи

Возрождения.

Так

возник

новый

стиль.

Итальянскую майолику принято называть фаянсом. (по названию г. Фаэнца

центра

производства

майолики).

Сложная

техника

росписи

по

необожженной,

покрытой

эмалью

глине,

не

допускающая

исправлений,

(краска впитывается в черепок) требовала аккуратности и скрупулезности

исполнения. Итальянские мастера достигли в этом огромного совершенства.

Наибольшего расцвета майолика достигла в 15 веке.

Знаменитый керамист Лука де ла Роббиа создавал реалистичные портретные

рельефы и полихромную скульптуру. Его излюбленный мотив Мадонна с

Младенцем.

Из Италии техника майолики перешла в Европу. Во Франции (Руан и Леон),

Нидерланды (г. Дельфт). Это знаменитые изделия, расписанные однотонной

кобальтовой краской или в полихромном исполнении. Это цветущие кусты,

фантастические птицы, вазы с цветами, сельские и другие сценки, морские

пейзажи. Керамисты научились изготавливать тонкостенные изделия,

приближающиеся к китайскому фарфору. Часто расписывали по китайским

образцам.

В Китае фарфор изобрели в 1 веке н.э. В 15-16в. его завезли в Европу

венецианские и португальские купцы. Общеизвестным он стал в Европе

только в 18 веке. Китайский фарфор по сравнению с фарфором других стран

отличается

тонкостью,

просвечиваемостью,

чистым

звоном

и

белизной

глазури.

Китайцам принадлежит приоритет в создании глазурей. Особенно красивы

«бычья кровь» и кракле (используются для сплошного покрытия). Китайский

фарфор 15 века – это яркая многоцветная роспись, многообразие форм. 17-18

век – расцвет китайского производства фарфора. Китайская скульптура – это

лаконизм, изысканность форм и безупречная техника исполнения. Он в

буквальном

смысле

ценился

на

вес

золота.

Секрет

его

производства

полностью неизвестен и в наши дни, он хранился в тайне и оберегался

государственным законом. Сведения о технологии его изготовления сначала

попали в Персию, Турцию а затем в Европу.

В

17в.

В

Европе

выпускался

«мягкий

фарфор».

Настоящий

«твердый

фарфор» был впервые получен в 1709г. алхимиком И.Бетгером (Саксония).

В 1710г. был основан первый в Европе фарфоровый завод в г. Мейссене.

Саксонский фарфор отличался необыкновенным изяществом и красотой и

прославился

во

всем

мире.

Это

посуда

и

замечательные

скульптуры

выполненные в бисквите по рисункам Фальконе, Буше и др. художников. В

18 веке фарфоровые производства основаны во Франции, Италии, Англии,

Бельгии, в России и др. странах. К концу 18в. фарфоровое производство в

некоторых странах достигло высокого уровня.

Еще до появления фаянса в Германии было развито производство «каменной

посуды» (состав: глина и песок). Ее отличал более плотный черепок и более

высокая температура обжига. Она покрывалась соляной глазурью. В Англии

«каменная

посуда»

достигла

особого

расцвета

благодаря

талантливому

керамисту Джозайя Верджвуду. Эти изделия приближались по свойствам к

фарфору.

Часто

подражали

греческим

вазам

и

напоминали

камеи.

Поверхность ваз расписывалась под полудрагоценные камни (мрамор, яшма).

Эта

посуда

пользовалась

огромной

популярностью

среди

аристократов

многих стран Европы и в России. (В Эрмитаже хранится сервиз на 900

персон с английскими пейзажами).

В России еще в древности было развито керамическое производство. В 7-9

веках

использовался

гончарный

круг.

Гончарная

посуда,

изразцы

для

украшения храмов, покрытые цветными глазурями и эмалями. Археологи

нашли

и

чернолощеную

керамику.

В

15-17

веке

хорошо

развито

керамическое

производство

(кирпич,

черепица,

облицовочная

плитка,

изразцы и др. изделия).

Начало керамическому производству положил построенный в 1740г. завод А.

Гребенщикова.

Он

выпускал

изделия,

подражающие

китайскому

и

дельфтскому фарфору. Их расписывали синим кобальтом по белой эмали и

наоборот по синему фону белым ажурным узором.

В 1744г. в Петербурге был основан первый фарфоровый Императорский

завод. Где работал ученый – технолог Д.И.Виноградов. Огромный вклад внес

М.В.Ломоносов. Он открыл «твердый фарфор». Производство было основано

на отечественном сырье, появились свои мастера по росписи и лепке (братья

Черные и др.). Здесь трудились крепостные и дипломированные художники

из Академии художеств и иностранные мастера.

Появилось множество частных предприятий в середине 18 века.

Другой ведущий производитель – завод Ф. Гарднера. Он основан в 1750 году.

Фарфор

был

дорогим

и

доступным

лишь

аристократическим

кругам.

Распространены

были

парадные

сервизы,

богато

декорированные,

с

элементами

военных

и

государственных

орденов.

Их

так

и

называли

«орденские».

Выпускалась бытовая жанровая скульптура (крестьяне, уличные торговцы).

Работы отличались высокой техникой исполнения.

В 19 веке распространение получил подглазурный способ живописи. С 1913

года

к

работе

на

фарфоровых

предприятиях

привлекались

известные

художники

и

скульпторы

(Кузнецов,

Данько,

Лансере,

Сомов

и

др.).

Прекрасные произведения в керамике создал Врубель. («Принцесса Греза» на

здании гостиницы Метрополь), скульптуры «Купава», «Волхова», «Садко»

После

революции

на

производстве

работали

художники-станковисты.

В

создании

агитационного

фарфора

принимали

участие

многие

русские

художники - С.Чехонин, Н.Альтман, Н.Данько, М.Лебедева, М.Адамович,

Б.Кустодиев, К.Петров-Водкин, М.Добужинский, К.Малевич, В.Кандинский

и др.

Работы учащихся, выполненные на занятии:



В раздел образования




Яндекс.Метрика