Напоминание

«Оптимизация процесса подготовки к речевой деятельности детей с ОВЗ в центрах активности посредством насыщения среды группы элементами «Бережливого пространства»


Автор: Николаева Татьяна Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 90"
Населённый пункт: г. Златоуст
Наименование материала: Доклад из опыта работы над проектом
Тема: «Оптимизация процесса подготовки к речевой деятельности детей с ОВЗ в центрах активности посредством насыщения среды группы элементами «Бережливого пространства»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Оптимизация процесса подготовки к речевой деятельности

детей с ОВЗ в центрах активности посредством насыщения среды группы

элементами «Бережливого пространства»

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 90»

Николаева Татьяна Геннадьевна

Дошкольный

возраст

это

период

активного

усвоения

ребёнком

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,

лексической,

грамматической.

Знакомство

с

бережливыми

технологиями,

формирование навыков и умений применения их в жизни – важный аспект в

подготовке подрастающего поколения.

Методы и инструменты бережливого производства с успехом можно

применять не только на производстве, но и в дошкольной организации.

Бережли

́

0

вость (также расчётливость, экономность)

— система действий,

приводящих к умеренному расходу каких-либо ресурсов.

Бережливый человек- это человек, который уважает чужой труд.

Знакомство с бережливыми технологиями, формирование навыков и

умений

применения

их

в

жизни

важный

аспект

в

подготовке

подрастающего

поколения.

Первичным

условием

бережливой

личности

является работа над осознанностью, развитием самосознания, способности

сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в

совместной

деятельности,

умение

определять

и

достигать

цели,

зная

и

используя методы бережливого производства.

Бережливое мышление – это не просто навык, а изменение сознания.

Бережливость

моральное

качество,

характеризующее

заботливое

отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности.

Уже с дошкольного возраста можно формировать такие понятия, как

бережливость,

экономность,

рациональность,

деловитость.

Знакомство

с

бережливыми технологиями, формирование навыков и умений применения

их в жизни – важный аспект в подготовке подрастающего поколения.

В

связи

с

этим

появилась

необходимость

оптимизации

процесса

подготовки к речевой деятельности детей с ОВЗ в центрах активности

посредством

насыщения

среды

группы

элементами

«Бережливого

пространства»

Тип проекта: познавательный

Продолжительность проекта: (01.09.2022г. – 31.05.2023 г.)

Предмет исследования: активизация речевой деятельности детей с ОВЗ в

центрах активности посредством насыщения среды группы элементами

«Бережливого пространства»

По количеству участников: групповой

Участники

проекта:

дети

подготовительной

группы

компенсирующей

направленности,

воспитатель,

родители

(законные

представители)

воспитанников.

Цель: Оптимизировать процесс подготовки к речевой деятельности детей

с

ОВЗ

в

центрах

активности

посредством

насыщения

предметно-

пространственной среды группы элементами «Бережливого пространства»

в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

Сократить время протекания процесса подготовки к самостоятельной

деятельности детей в центрах активности.

Оптимизировать процесс насыщения предметно-пространственной среды

группы

Способствовать формированию бережливого сознания, как воспитанников

детского

сада

так

и

сотрудников,

родителей.

(бережного

отношения

к

игрушкам, книгам, вещам, пособиям.)

Обобщить и расширить знания детей о разнообразных материалах , из

которых сделаны игрушки и книги.

Систематизировать

и

визуализировать

материалы

и

оборудование

в

центрах активности.

Увеличить

время

проявления

самостоятельной

деятельности

детей

в

центрах активности.

Развивать речь детей и расширять словарный запас.

Вызвать положительные эмоции.

Эффекты проекта:

1. Уменьшение процесса подготовки к самостоятельной деятельности детей

через насыщение развивающей предметно-пространственной среды группы

элементами «бережливого пространства».

2. Создание визуализации безопасного пространства в ходе самостоятельной

деятельности детей.

3. Повышение ценности результата.

Планируемые результаты:

Дети:

• Понимают и ценят окружающий предметный мир;

• Видят красоту человеческого творения;

• Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом;

• Убирают за собой игрушки после игр, бережно относятся к книгам.

Проявляют самостоятельность и активность в центрах , получая нужную

себе информацию, добывая опыт познания.

Педагоги:

• Имеют знания по актуальным вопросам бережливости.

• Обмениваются положительным опытом организации работы по принципам

бережливых технологий

• В сотрудничестве с детьми берегут игрушки и книги, вещи.

Организуют

развивающую

предметно-пространственную

среду

в

соответствии

с

ФГОС

ДО

с

использованием

элементов

бережливых

технологий.

Родители:

Пополняют

свои

знания

по

бережливым

технологиям

с

пользой

для

семейного бюджета;

• Проявляют творчество, участвуя в проектах, праздниках и акциях;

• Более ответственно относятся к материальным ценностям, стремятся к

положительной оценке своих действий со стороны детей.

В своем проекте я придерживалась трех этапов в работе:

1 этап – подготовительный

2 этап – содержательный

3 этап – заключительный.

Мероприятия для использования бережливых технологий проекта:

Разработка и использование плана мероприятий по внедрению улучшения

процесса:

• Подбор и использование схем, алгоритмов по уборке игрушек, книг,

принадлежностей для занятий, посуды, одежды;

• Подбор и использование методов и приемов, обеспечивающих ускорение

процесса уборки предметов на свои места;

Организация

и

внедрение

системы

работы

по

использованию

средств

визуализации и стандартизации в группе.

Проект

соответствует

общепринятым

принципам

современной

педагогики, необходимым для успешного развития ребёнка в соответствии с

его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми,

то есть, создание таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности,

партнёра, средств и пр. предоставляется каждому ребёнку, обеспечение

опоры на личный опыт ребёнка при освоении им новых представлений;

• ориентированность педагогической оценки на относительные показатели

детской успешности, то есть сравнение сегодняшних достижений ребёнка с

его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки

ребёнка;

• формирование игры как важнейшего фактора развития ребёнка;

• создание образовательной среды, способствующей всестороннему развитию

ребёнка

и

сохранению

его

индивидуальности;

к

образовательной

среде

относится социальная среда в группе, методы оценки развития ребёнка и

связанное с ними планирование, развивающая предметно-пространственная

среда;

ориентированность

на

конвергентное

обучение,

то

есть

на

образец)

и

продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), то

есть

детской

исследовательской,

творческой

деятельности,

совместных

и

самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

• вовлечение семьи в образовательную деятельность в дошкольной

образовательной организации.

«Бережливое производство» направлено на устранение потерь в какой-

либо деятельности. Потери являются неотъемлемой частью любого процесса,

сопровождают

любую

деятельность,

но

не

приносят

ценности

этой

деятельности,

а

значит,

должны

быть

минимизированы

или

полностью

устранены, так как мешают конечному результату.

Мы выделили 5 основных видов потерь, которые мешают нам сохранять

порядок

и

экономить

время!

Это

-

«дефект»,

«запасы»,

«движение»,

«ожидание», «переделывание».

1.

«Дефект» - потери из-за дефектных (поломанных, неисправных) материалов.

2.

«Запасы» - потери из-за избыточных (или недостаточных) запасов.

3.

«Движение» - потери из-за ненужных перемещений.

4.

«Ожидание» - потери времени из-за ожидания.

5.

«Переделывание» - потери из-за лишних этапов работы.

Использование

технологий

бережливого

производства

означает

выявление

резервов

внутреннего

развития

на

случай

возникновения

трудностей. Большинство потерь могут быть ликвидированы при помощи

внедрения

современных

методов

бережливого

производства.

Поэтому

применения

таких

технологий

оптимизации

труда

и

росту

качества

образования.

В системе образования используется система 5S.

5S — система организации и рационализации рабочего места (рабочего

пространства).. Разработана она в послевоенной Японии.

Выделяется 5 шагов:

«сортировка»

(нужное —

ненужное) —

чёткое

разделение

вещей

на

нужные и ненужные и избавление от последних;

«соблюдение

порядка»

(аккуратность) —

упорядоченное

и

точное

расположение и хранение необходимых вещей, которое позволяет быстро и

просто их найти и использовать;

«содержание в чистоте» (уборка) — содержание рабочего места в чистоте

и опрятности;

«стандартизация» (установление норм и правил) — необходимое условие

для выполнения первых трёх правил;

«совершенствование

(буквальный

перевод —

воспитание)»

(самодисциплина) —

воспитание

привычки

точного

выполнения

установленных правил, процедур и технологических операций.

Задачи

бережливого

обучения

с

детьми

дошкольного

возраста

основываются

на

формировании

бережливого

сознания,

которые

на

начальном

этапе

заключаются

в

навыках

самостоятельно

пользоваться

играми,

оборудованием,

пособиями

в

группе,

а

также

планировать

предстоящую

деятельность,

тем

самым

участвуя

в

оформлении

развивающей предметно-пространственной среде.

Итак, первое бережем время

Правила, схемы, подсказки, алгоритмы могут быть использованы во всех

рабочих

помещениях

группы:

правила

посещения

туалета,

порядок

одевания и раздевания, расположение вещей в шкафчике, схема складывания

игрушек, схема дежурства и пр.

2) Бережем место.

Групповая комната условно разделена на стационарные зоны, каждая из

которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом и

способствует всестороннему развитию, в общем. Оставшееся место также

необходимо рационально использовать. При помощи разметки, пространство

на

полу

можно

организовать

как

площадку

для

подвижных

и

интеллектуальных

игр:

классики,

гоночная

трасса,

извилистые

дорожки,

«кочки»

для

перепрыгивания,

шашки,

шахматы

и

многое

другое.

Кроме того, практично использовать мобильные передвижные платформы,

представляющие

собой

невысокий

«подиум»

на

колесах.

Благодаря

данной

площадке

для

игры,

ребенок,

имея

несложное

оборудование, может сам организовать сюжетно-ролевую игру (супермаркет,

прачечная, центр здоровья , детский сад и др.).

3)Безопасность.

Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе

педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения.

Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод

воздействия на сенсорику.

Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон.

Существует определенный государственный стандарт, который должны

знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка

сигнальная; назначение и правила применения.

Непосредственная опасность – красный цвет.

Возможная опасность – желтый цвет.

Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет.

Указание – синий цвет.

С внедрение бережливых технологий мною были тщательно изучены

методы и приемы работы с детьми и адаптированы для работы с детьми с

ТНР.

Вся

предметно-развивающая

среда

в

группе

строится

с

учетом

реализации

активных

методов

обучения,

воспитания

и

коррекции,

направленных на активизацию познавательного и речевого развития ребенка

с ОНР.

Предметно-пространственная среда коррекционной группы делится на

три центра активности:

1.Центр умеренной активности –«Центр математики и логики», « Центр

коррекции речи», «Лексическое дерево», «Центр книги», «Центр природы и

экспериментирования»,

«Эколого-краеведческий

центр»,

«Уголок

уединения»,

2.Центр средней активности - « Центр строительно-конструктивных игр » ,

«Центр

сюжетно-ролевых

игр»,

«Центр

детского

творчества»,

«Центр

безопасности»,

3.Центр

повышенной

активности

–«Центр

здоровья

и

двигательной

активности»,

«Центр

музыки

и

театра»,

«Центр

«Мы

дежурим»,

«Центр

трудовой деятельности»

Границы каждого центра активности подвижны, они могут расширяться и

трансформироваться, что побуждает детей проявлять интерес к ним.

Одним из главных составляющих в организации среды для детей с ОНР

является – коррекционный логопедический уголок « Центр коррекции речи».

Это

специально

оборудованное

пространство

для

индивидуальной

коррекционной

работы.

В

основу

наполняемости

коррекционного

уголка

положено

тематическое

планирование

по

лексическим

темам.

Подбор

игрового

и

дидактического

материала

осуществляется

на

основе

рекомендаций

учителя-логопеда.

В

его

оборудование

входят

зеркало,

игровой,

дидактический

и

наглядный

материал,

развивающие

игры

на

развитие

фонематического

восприятия,

произносительных

навыков,

слухового внимания, артикуляционной моторики, лексико-грамматических

категорий, связной речи. Содержание определяется в строгом соответствии

с

адаптированной

образовательной

программой

для

детей

с

ОНР,

с

применением

технологии

разноуровневого

обучения,

индивидуального

и

дифференцированного

подхода,

учитывающего

особенности

каждого

ребёнка, разный уровень усвоения учебного материала.

В коррекционной деятельности среди технических новшеств особое место

в моей группе занимает «Умное зеркало», позволяющее сделать процесс

обучения

ярким,

визуальным,

динамичным

и

более

эффективно

обеспечивающим обратную связь с детьми. Данный комплекс оборудования

позволяет

перемещать

объекты,

классифицировать,

соединять,

группировать, заполнять пропуски.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-

логопедом и воспитателями совместно, что делает наше взаимодействие не

формальным, а очень тесным и плодотворным.

Коррекционно-развивающий процесс в работе воспитателя, работающего

в логопедической группе с детьми с ОВЗ (ТНР) невозможен без большого

количества

наглядного

материла.

Чтобы

сэкономить

время

подготовки,

нужно обязательно рассортировать весь материал по лексическим темам, т.к.

каждой неделе соответствует своя лексическая тема, а так же подбираются

картинки

на

изучаемые

звуки.

Кроме

этого

материал

объединяется

по

направлениям работы: формирование фонематических средств языка, основы

обучения грамоте, автоматизация звуков, развитие связной речи, работа над

слоговой структурой слова, консультирование родителей.

Опорные

схемы-картинки

способствуют

восприятию

информации

зрительным

и

слуховым анализаторами

одновременно,

что

важно

для

дошкольников с нарушениями речи. Это способствует экономии времени

восприятия материала.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством

при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

служат приёмы мнемотехники. Это связано с тем, что у дошкольников с ОНР

память

носит

непроизвольный

характер:

они

лучше

запоминают

факты,

предметы, явления, события близкие их жизненному опыту, но у них заметно

снижена их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с

нормально говорящими детьми.

Так в групповую жизнь дошкольников внедрена визуализация предметно-

пространственной

среды,

когда

правила-подсказки,

схемы,

алгоритмы,

используемые

во

всех

рабочих

помещениях

группы,

способствуют

восприятию действительности в последовательных этапах, помогают детям

применять

на

практике

имеющиеся

знания

и

совершенствовать

навыки.

Маркеры

подсказки

появились

в

обозначении

зонирования

группового

пространства, игрового оборудования, они помогают развивать зрительное

внимание,

память,

ассоциативное

мышление,

помогают

детям

ориентироваться.

Одной из форм бережливых технологий, который мы реализуем в

группе

является

проектное

обучение.

Это

позволяет

включать

воспитанников

в

поисково-исследовательскую

деятельность,

которая

требует использования знаний и умений в новой для них ситуации, для

решения

новых

задач.

Совместная

проектная

деятельность

даёт

ребёнку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать творческие способности и речь.

Технология

«утренний

круг»

и

«вечерний

круг»

также

активно

используется

в

нашей

группе.

Дети

активно

принимают

участие,

в

обсуждении планов выражая своё мнение и пожелания. Вместе с ребятами

планируем

«наш

день»

и

обсуждаем

на

утреннем

круге,

а

вечером

обсуждаем, что выполнили из запланированного, что узнали нового, что не

получилось

и

почему.

Вместе

с

ними

оформили:

правила,

схемы,

подсказки,

алгоритмы

выполнения

заданий,

которые

могут

широко

использоваться на коррекционно-развивающих занятиях, тем самый помогая

воспитанникам

сократить

количество

времени

на

разбор

и

выполнение

упражнений,

помогают

детям

проявлять

социально-коммуникативную

компетенцию, инициативу, самостоятельность.

Одним

из

путей

решения

особых

образовательных

задач

явилось

внедрение

в

процесс

воспитания

и

обучения

индивидуальных

интеллектуальных карт, как одного из методов бережливых технологий. Это

технология

появилась

в

дошкольном

образовании,

как

метод

развития

связной речи у детей, разработанный В.А. Акименко.

Интеллектуальные карты помогают детям с ТНР сделать процесс обучения

более

понятным

и

увлекательным.

При

их

использовании

дети

лучше

запоминают, проводят ассоциации и решают различные интеллектуальные

задачи.

Они

способствуют

развитию

любознательности,

творческой

самореализации, мелкой моторики, речи.

Сами

карты

представляют

собой

систематизированную

информацию

в

графической

форме

постеры

или

плакаты,

где

процесс

подаётся

в

ассоциативных связях. Детям с ТНР запоминать новые сведения в таком виде

намного проще, чем в любом ином. Полезные свойства интеллектуальной

карты – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность

обозначенная

проблема

с

многочисленными

сторонами

оказывается прямо перед детьми, стоит только окинуть одним взглядом.

Привлекательность – хорошая карта эстетична, рассматривать ее интересно и

приятно.

Запоминаемость

состоит

в

том,

что

благодаря

работе

обоих

полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллектуальная карта

легко запоминается.

В

нашей

группе

дети

применяют

карты

следующим

образом:

первое

направление

сбор

материала,

второе

направление

закрепление

и

обобщение его, третье направление – развитие связной речи, составление

рассказов. Повышение интереса у детей к методу интеллектуальных карт

оказывает

и

вовлечение

в

деятельность

родителей.

Совместный

сбор

материалов,

изготовление

атрибутов,

игры,

конкурсы,

презентации

раскрывают

творческие

способности

детей,

вовлекая

родителей,

которые

становятся

непосредственными

участниками

воспитательно-

образовательного процесса.

Для создания интеллектуальной карты используются любые материалы и

техники: фломастеры, карандаши, краски, маркеры, аппликация, рисунок и

т.д. главная идея находится в центре листа, для ее изображения можно

использовать рисунки, наклейки, картинки. Для каждого ключевого момента

проводятся расходящиеся от центра ответвления. Ответвления определяются

первичными познаниями ребенка.

В процессе моделирования могут добавляться как сами ответвления, так и

более

мелкие

ветви,

соответствующие

деталям

темы

изображенные

символами и иллюстрациями – это то, что ребенок узнает при изучении

темы. Вся работа способствует положительной динамике по закреплению

речевого

материала

и

в

целом

в

коррекционной

работе.

Когда

ребенок

работает по интеллектуальной карте, у него активизируются оба полушария

головного

мозга.

Творческие

и

игровые

моменты

придают

занятиям

увлекательность. Помимо этого у детей активизируется творческое начало, а

после

зрительного

восприятия

и

проговаривания

увиденного

легко

запоминается.

Совместная

работа

по

карте

способствует

развитию

коммуникативных навыков при общении со сверстниками и взрослыми.

Применяю

в

своей

работе

проблемное

обучение.

Предоставленные

для воспитанников данные в центрах активности не в полном объеме

позволяют справиться с поставленной задачей. Например, подбери картинки

под

каждое

предложение,

измени

предложение

так,

чтобы

оно

соответствовало

графической

схеме,

задания

«Что

изменилось?»,

«Чем

отличаются?»,

«Составь

рассказ

по

схеме»

Выявляя

на

практике,

что

проблемные задания или все занятие, посвященное какой-либо проблеме,

способствует

развитию

творческого

потенциала

обучающихся

и

активизирует процесс мышления, стараюсь использовать их довольно часто.

Визуализация.

Основным

методом

работы

является

визуализация:

посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Максимальная визуализация всех

процессов

помогает

детям

самостоятельно

совершать

определенные

алгоритмы действий. Применяя принцип визуализации, ребенок наглядно

видит, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло,

помыть

руки,

закрыть

кран,

вытереть

руки

полотенцем.

Педагог

не

отвлекается на объяснение этой последовательности и может использовать

сэкономленное время на беседы, игры, чтение или другие дополнительные

занятия с детьми.

Для

каждого

вида

творческой

деятельности

в

группе

есть

памятки.

Игрушкам, играм и книжкам отведены свои промаркированные картинками

ящики и полочки. Так, в центре творчества цветовая маркировка указывает,

где должны стоять емкости с карандашами. Если один из маркеров не занят,

значит, кто-то не поставил емкость с карандашами на место.

Маркировка контейнеров для конструктора ЛЕГО позволила превратить

процесс сбора деталей конструктора в увлекательное для ребят соревнование

на скорость, внимание и умение классифицировать, а также оптимизировать

время педагога для подготовки материала к занятиям. Убирая конструктор,

благодаря маркировке, дети знают, в какой контейнер положить крупные

детали, в какой мелкие, а в какой – дополнительное игровое оборудование.

Как воспитатель фиксируювнимание детей и предлагаю познакомиться

с новым «жителем» группы.

Активно привлекаю и родителей воспитанников в данный проект. Для

них организована в приемной интерактивная книга «Лунтик и Ко», где

размещается информация как автоматизировать тот или иной звук, что

почитать

с

ребенком,

что

выучить,

а

то

закрепить.

Совсметсно

с

родителями дети составляют по схемам книжки-малышки, рассказы , и

сами мини проекты.

Результат проекта:

Сократилось время протекания процесса подготовки к самостоятельной

деятельности детей в центрах активности.

Оптимизировался

процесс

насыщения

предметно-пространственной

среды группы

Сформировалось бережливое сознание, как воспитанников детского сада

так и сотрудников, родителей. (бережного отношения к игрушкам, книгам,

вещам, пособиям.)

У детей Обобщили и расширили знания о разнообразных материалах , из

которых сделаны игрушки и книги.

Систематизировали и визуализировали материалы и оборудование в

центрах активности.

Увеличилось время и желание проявления самостоятельной деятельности

детей в центрах активности.

Активизировали

речевую

активность

воспитанников

и

расширили

словарный запас.

Дети

применяют

схемы

и

алгоритмы

действий,

тем

самым

экономят

время.

Использование

бережливых

технологий

органично

дополняет

традиционные формы коррекционно-развивающей деятельности, делает ее

более интересной и разнообразной, способствует повышению интереса детей

и улучшению их образовательных возможностей. Реализуя данный метод,

мы

воспитываем

самостоятельную

и

ответственную

личность,

развиваем

коммуникативные, познавательные и творческие способности ребенка.

Таким образом, можно сказать, оптимизация процесса подготовки к

речевой деятельности детей с ОВЗ в центрах активности посредством

насыщения

среды

группы

элементами

«Бережливого

пространства

произошла

успешно.

Методы

и

принципы

бережливого

производства

понятны

и

продуктивны

для

восприятия

детьми

дошкольного

возраста,

позволяют заложить ростки «бережливого мировоззрения» у дошкольников.

Дети учатся на только усваивать информацию, но и оперативно работать с

ней, применяя приобретенные навыки и умения в реальной жизни. Каждый

день приносит детям новый опыт, новые представления. Каждый результат

деятельности становится для ребенка утверждением его Я.



В раздел образования




Яндекс.Метрика