Авторы: Родина Марина Павловна, Марина Павловна Родина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 49"
Населённый пункт: ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ, ХАБАРОВСК
Наименование материала: Консультация
Тема: Лепбук – как одно из средств развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Лепбук – как одно из средств развития речи детей
дошкольного возраста
МАДОУ д/с № 49
г. Хабаровск
Воспитатель:
Родина
Марина Павловна
В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи
дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими
средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами,
памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь,
активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое
внимание речевому развитию и формирования культуры речевого общения дошкольников
.
Цель организации работы в ДОУ по данному направлению – формирование устной речи и
навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего
народа.
Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую
деятельность
возможно
только
через
«разжигание»
интереса
к
предмету
этой
деятельности. В психологии и дидактике описано много приёмов позволяющих
заинтересовать
и
увлечь
ребенка,
основываясь
на
ведущей
деятельности
этого
сензитивного периода – игре. В последнее время педагогами дошкольных учреждений
стало использоваться новое дидактическое средство для развития речи – ЛЭПБУК
Одной из инновационных форм работы по речевому развитию дошкольников является
создание «лэпбуков».
Что же это такое, ЛЭПБУК?
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию
всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного
образования к пространственной предметно-развивающей среде:
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей
детей;
полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности.
Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и
индивидуально;
вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего
свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность
детей. В лэпбук существует несколько вариантов использования каждой его части;
доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает
доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в
любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и
на прогулочном участке ДОУ;
насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей:в одной папке
можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не
подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах
детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).
Зачем нужен лэпбук
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и
лучше понять и запомнить материал
Это отличный способ для повторения пройденного
Поможет закрепить и систематизировать изученный материал
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию
Преимущество лепбука использования в работе с детьми:
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество
секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к
её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному
взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью
(культурой речи);
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим
ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал
ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;
- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать
активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников,
осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и
последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных
связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие
способности;
- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство
мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения
компетентности родителей и педагогов.
Работу по созданию лэпбуков я строю по-разному:
- готовлю сама и предъявляю детям как сюрприз, а затем активно с ним знакомимся,
обсуждаем;
- предлагаю разработать лэпбук родителям совместно с детьми в рамках лексической
темы недели, а затем вместе представить его остальным ребятам группы;
- лэпбук создаём в течение недели вместе с детьми по ходу реализации плана
мероприятий в рамках лексической темы, а в конце недели рассматриваем и вспоминаем
весь материал темы.
Содержание лэпбуков подбираем с учетом возможности развития всех сторон речи
(фонетики, лексики, грамматики и связной речи),
расширения знаний и представлений об окружающем,
развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой
моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества.
С точки зрения дидактики данная работа осуществляется нами с учётом основных
дидактических
и
методических
принципов
(принцип
взаимосвязи
сенсорного,
умственного и речевого развития, принцип обеспечения активной речевой практики,
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип коммуникативно-
деятельностного подхода к развитию речи) и способствует реализации содержания
речевых задач, обозначенных в ФГОС Дошкольного Образования.
Родителей мы тоже познакомили с интересным способом подачи информации детям и
привлекаем их к созданию лэпбуков (поиск информации, подготовка одного из
разделов).Это одна из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью
в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Организуя такую форму
работы,
мы
тем
самым
выполняем
принцип
сотрудничества
ДОУ
с
семьей,
сформулированный в ФГОС.
Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности
безграничны,
в
реализации
современных
требований
ФГОС,
в
формировании
определённых качеств у дошкольника, таких как:
уверенность в собственных силах;
любознательность;
способность к волевым усилиям;
самостоятельность;
инициативность.