Напоминание

Лепбук – как одно из средств развития речи детей дошкольного возраста


Авторы: Родина Марина Павловна, Марина Павловна Родина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 49"
Населённый пункт: ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ, ХАБАРОВСК
Наименование материала: Консультация
Тема: Лепбук – как одно из средств развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лепбук – как одно из средств развития речи детей

дошкольного возраста

МАДОУ д/с № 49

г. Хабаровск

Воспитатель:

Родина

Марина Павловна

В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи

дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими

средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами,

памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь,

активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое

внимание речевому развитию и формирования культуры речевого общения дошкольников

.

Цель организации работы в ДОУ по данному направлению – формирование устной речи и

навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего

народа.

Учитывая особенности возраста воспитанников, вовлечь их в активную речевую

деятельность

возможно

только

через

«разжигание»

интереса

к

предмету

этой

деятельности. В психологии и дидактике описано много приёмов позволяющих

заинтересовать

и

увлечь

ребенка,

основываясь

на

ведущей

деятельности

этого

сензитивного периода – игре. В последнее время педагогами дошкольных учреждений

стало использоваться новое дидактическое средство для развития речи – ЛЭПБУК

Одной из инновационных форм работы по речевому развитию дошкольников является

создание «лэпбуков».

Что же это такое, ЛЭПБУК?

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию

всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного

образования к пространственной предметно-развивающей среде:

трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от

образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей

детей;

полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности.

Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и

индивидуально;

вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего

свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность

детей. В лэпбук существует несколько вариантов использования каждой его части;

доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает

доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в

любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и

на прогулочном участке ДОУ;

насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей:в одной папке

можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не

подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах

детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

Зачем нужен лэпбук

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и

лучше понять и запомнить материал

Это отличный способ для повторения пройденного

Поможет закрепить и систематизировать изученный материал

Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию

Преимущество лепбука использования в работе с детьми:

- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество

секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к

её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному

взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью

(культурой речи);

- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим

ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал

ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;

- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать

активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников,

осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и

последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных

связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие

способности;

- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство

мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения

компетентности родителей и педагогов.

Работу по созданию лэпбуков я строю по-разному:

- готовлю сама и предъявляю детям как сюрприз, а затем активно с ним знакомимся,

обсуждаем;

- предлагаю разработать лэпбук родителям совместно с детьми в рамках лексической

темы недели, а затем вместе представить его остальным ребятам группы;

- лэпбук создаём в течение недели вместе с детьми по ходу реализации плана

мероприятий в рамках лексической темы, а в конце недели рассматриваем и вспоминаем

весь материал темы.

Содержание лэпбуков подбираем с учетом возможности развития всех сторон речи

(фонетики, лексики, грамматики и связной речи),

расширения знаний и представлений об окружающем,

развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой

моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества.

С точки зрения дидактики данная работа осуществляется нами с учётом основных

дидактических

и

методических

принципов

(принцип

взаимосвязи

сенсорного,

умственного и речевого развития, принцип обеспечения активной речевой практики,

принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип коммуникативно-

деятельностного подхода к развитию речи) и способствует реализации содержания

речевых задач, обозначенных в ФГОС Дошкольного Образования.

Родителей мы тоже познакомили с интересным способом подачи информации детям и

привлекаем их к созданию лэпбуков (поиск информации, подготовка одного из

разделов).Это одна из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью

в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Организуя такую форму

работы,

мы

тем

самым

выполняем

принцип

сотрудничества

ДОУ

с

семьей,

сформулированный в ФГОС.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности

безграничны,

в

реализации

современных

требований

ФГОС,

в

формировании

определённых качеств у дошкольника, таких как:

уверенность в собственных силах;

любознательность;

способность к волевым усилиям;

самостоятельность;

инициативность.



В раздел образования




Яндекс.Метрика