Автор: Петрова Ирина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №12 "Карлугач"
Населённый пункт: Давлеканово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект ООД в старшей группе по речевому развитию (звуковая культура речи) «Дифференциация звуков «C» и «Ш».
Раздел: дошкольное образование
Конспект
ООД в старшей группе
по речевому развитию (звуковая культура речи)
«Дифференциация звуков «C» и «Ш».
Подготовила: воспитатель
МБДОУ д/с №8 «Ладушки»
Петрова И.А.
2021г.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить правильную артикуляцию звуков (c) и (ш).
Упражнять в правильном произношении и различении звуков (c) и (ш) в
слогах, словах и предложениях.
Упражнять в проговаривании чистоговорок.
Продолжать учить детей определять место звука в слове (начало, середина,
конец).
Развивающие:
Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.
Развивать артикуляционный аппарат.
Воспитательные:
Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
Воспитывать у детей самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: мольберт, доска, куклы Шура и Соня, игрушка Гномик,
картинки Матроскина и Шарика,
карточки – символы, уточняющие
артикуляцию звуков (с) и (ш), звуковой кубик, картинка «насос», картинка
«шарик», картинки со звуком (с) и (ш), воздушные шарики.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Ребята, приготовьтесь к увлекательному занятию.
Глаза смотрят увлекательно, а уши слушают внимательно!
Работаем активно, играем позитивно!
Воспитатель: Язычок жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел
своих друзей Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости.
Выставляются картинки Матроскина и Шарика
Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый
воздушный шар, у Шарика - велосипед. Но к несчастью, у Матроскина
шарик сдулся (ш-ш-ш), а у Шарика спустило колесо (с-с-с). Но не стоит
огорчаться, мы сейчас надуем шарик и накачаем колесо.
Дети надувают шарик: ш-ш-ш, накачивают колесо: с-с-с
Воспитатель: Как вы думаете, какие звуки мы будем закреплять? (с и ш).
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и
проговаривать.
На
мольберте
выставляются
карточки
–
символы,
уточняющие
артикуляцию звуков (с) и (ш).
Воспитатель: Звук (с) - согласный, твердый, глухой, губы в улыбке, кончик
языка упирается в нижние передние зубы.
Звук (ш) - согласный, всегда твердый, глухой, губы вытянуты вперед и
округлены, язык принимает форму чашечки, находится вверху.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Звуковой
кубик».
Дети встают в круг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани
кубика
выпадает
картинка
«шарик»
-
дети
придумывают
слова,
начинающие со звуком (ш), а если выпадет картинка «насос» – дети
придумывают слова, начинающие со звука (с).
Д/ игра «Разведчики».
Воспитатель прячет картинки. Дети должны найти, назвать ее и сказать,
какой звук есть в этом слове (с) или (ш).
Д/ игра «Подарки».
Воспитатель: Сегодня у девочек Шуры и Сони день рождения. Мы будем
дарить им подарки. Шуре мы подарим подарки со звуком (ш), а Соне –
подарки со звуком (с). (Дети отвечают)
Я подарю Шуре шары.
Я подарю Соне снеговика и т.д.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам спеть песенки:
СА-са-са - это хитрая лиса.
Су- су- су - и живет она в лесу.
Сы- сы- сы - много дела у лисы.
Со-со-со - она крутит колесо.
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Шо-шо-шо - рисует Маша хорошо.
Шу-шу-шу - свежим воздухом дышу.
Ши-ши-ши - кашу ешьте малыши.
Д/ игра «Чего не стало?»
На
доске вывешиваются картинки со звуком (ш). Появляется гном и
убирает картинку. Дети закрывают глаза. Ребенок должен назвать
убранную картинку и назвать, где находится этот звук в данном слове.
Аналогичная работа проводится со звуком (с).
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Матроскин и Шарик благодарят
вас за то, что вы помогли им надуть шарик и накачать шины.
А что вам больше всего понравилось?
Какие звуки мы закрепляли?
При произнесении какого звука язычок находится внизу? [с]
При произнесении какого звука язычок находится вверху? [ш]
В благодарность Матроскин и Шарик дарят вам шарики.