Напоминание

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Светлана Владимировна Дружинина
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СП МАОУ "СОШ № 13" им. Д. И. Кашигина
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Структурное подразделение Муниципального автономного

общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная

школа № 13» им. Д. И. Кашигина

Педагогический опыт воспитателя Дружининой

Светланы Владимировны

на тему:

«Развитие речи детей младшего дошкольного

возраста»

Миасс, 2023

Содержание

Актуальность выбора темы....................................................................................3

Теоретическая база опыта......................................................................................4

Опыт работы............................................................................................................6

Результаты опыта..................................................................................................12

Список использованных источников..................................................................13

Приложение 1........................................................................................................14

Приложение 2........................................................................................................17

Приложение 3........................................................................................................22

Приложение 4........................................................................................................25

2

Актуальность выбора темы

Развитие речи - является одним из самых важных приобретений

ребенка

в

дошкольном

возрасте

и

рассматривается

в

современном

дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Работая в младшей группе, выявляется то, что у детей плохо развита

речь.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком

разговорного

языка,

становления

и

развития

всех

сторон

речи.

В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности,

так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность

общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна,

понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить

разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети

были заинтересованы в игровой деятельности.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии

речевой активности детей младшего возраста, что обусловлено рядом

негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния

здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей

и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается

на психическом развитии ребёнка,

общении.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности

детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая

способствует возникновению желания активно участвовать в речевом

общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в

которых развивается речь детей.

Что же может быть актуальней в возрасте от 1 года до 4 лет, как не

овладение речью? Именно поэтому основной темой при работе с детьми

младшего дошкольного возраста является развитие речи детей.

3

Теоретическая база опыта

Теоретическая база очень важна, так как работа воспитателя по

формированию речи у дошкольников в большой мере зависит от знаний

самого педагога. Прежде всего, были изучены работы таких педагогов, как

М. М. Алексеева, Р. С. Немов, А. Г. Арушанова. По мнению Р. С. Немова,

речь является основным средством человеческого общения: «Без нее человек

не имел бы возможности получать и передавать большое количество

информации».

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима

каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего

слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, регулируем свое

поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей.

Именно благодаря речи, ребёнок развивается целостно и всесторонне, потому

что она является основным средством общения.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе

онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и

служит показателем его общего развития.

Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие

формирования

личности

ребенка.

Благодаря

речи,

малыш

познает

окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о

предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При

помощи речи человек выражает свои мысли, чувства, переживания, делится

впечатлениями. В процессе развития речи, ребенок овладевает языком.

Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения

грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры

речевого развития детей раннего возраста следующие:

Ребенок должен:

— владеть активной речью, включенной в общение;

— обращаться с вопросами и просьбами;

4

— понимать речь взрослых;

— знать названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражать им в

движениях и действиях;

— проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию

картинки;

— эмоционально откликаться на различные произведения культуры и

искусства.

При

достижении

этих

целей

не

стоит

забывать,

что

мы

воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что

им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в

котором сходятся различные стороны психического развития: мышление,

воображение, память, эмоции.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития

ребенка

в

целом.

От

уровня

речевого

развития

зависит

общее

интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в

школе.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности,

волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь

человека - это его визитная карточка.

Поэтому необходимо работать над проблемой развития речи начиная с

самого раннего возраста, подчеркивая значимость речевого развития в

дошкольном возрасте.

Речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога,

родителя и ребенка.

Полноценное

усвоение

речи

в

дошкольном

возрасте

является

необходимым условием решения задач умственного, эстетического и

нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение, тем

5

свободнее ребенок будет пользоваться речью, тем ярче будет происходить

развитие его творческих способностей, личности.

Опыт работы

С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые

проблемы. Для маленького ребенка овладение речью сложнейший процесс,

которому нужно помочь протекать в нужном русле, и здесь большую роль

играют взрослые, те люди, которые окружают ребенка. Нужно создать

благоприятные условия, чтобы у ребенка появилась потребность в речи, не

только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками.

Начиная работу с детьми, была проведена диагностика речевого

развития.

33%

57%

10%

Диагностика речевого развития (начало года)

Высокий

Средний

Низкий

Рисунок 1 – Диаграмма речевого развития детей

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи

детей, стало понятно, что у них небогатый запас слов, они не могут выразить

полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развита

моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. Был сделан вывод, что

необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые

способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в

6

ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую

ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло.

Была выдвинута гипотеза:

развитие детей младшего дошкольного

возраста через будет протекать эффективно если:

- процесс педагогического руководства будет строиться с учетом

современных требований педагогики;

-

процесс

педагогического

руководства

будет

базироваться

на

возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста;

- будут созданы условия и развивающаяся среда в группе детского сада.

Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обогащать словарь детей, активизировать его;

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Воспитывать положительное отношение к театральным играм,

желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное

отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к

традициям и культуре народа.

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в

игре с персонажами, игрушками.

В ходе исследования, стало понятным, что необходимо развивать речь

детей используя как традиционные, так и нетрадиционные технологии.

Поэтому в ходе инновационной деятельности было решено исследовать эту

проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие речи детей

младшего дошкольного возраста.

Во –первых, в группе была создана соответствующая предметно-

пространственная развивающая среда, способствующая развитию речи

дошкольников

через

дидактические,

речевые игры,

театрализованные,

сюжетно - ролевые игры.

В группе были созданы центры: центр «Учимся говорить правильно!»,

«Сюжетно – ролевых игр», «Театральный уголок».

7

Так же накоплен и систематизирован разнообразный практический

материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения

артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические

альбомы,

игры

для

обогащения

словарного

запаса,

формирования

грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и

мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры.

Собран и систематизирован наглядный материал, создана картотека

загадок, потешек, считалок, пословиц, поговорок, а также разработана

система занятий.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования,

приходится

постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения

и развития детей. В решении проблемы развития речи детей младшего

возраста, используются следующие технологии.

-

Здоровьесберегающие.

Это

дыхательная,

пальчиковая,

артикуляционная гимнастика, сказкотерапия.

К ним относится развитие речевого дыхания, которое играет большую

роль в формировании правильной и четкой речи, для этого существует

большое количество дыхательных упражнений, которые использую в своей

работе.

Правильное

речевое

дыхание

обеспечивает

нормальное

звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого

соблюдения

пауз,

сохранения

плавности

речи

и

интонационной

выразительности. Пальчиковая гимнастика также является помощницей в

достижении

поставленной

цели.

Мозаика,

шнуровка,

застегивание

(расстегивание) пуговиц, работа с пластилином; массажные мячи помогают

не только размять кончики пальцев где хранится ум, но и стимулируют всю

ладонь.

Детям

очень

нравится

выполнять

пальчиковую

гимнастику

одновременно с проговариванием стихотворного текста.

8

Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать

различные

стороны

мыслительных

и

речевых

процессов,

поэтому

использование сказкотерапии в работе с детьми считаю необходимым.

- Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих

эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике

информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные

образы,

которые

легко

запоминаются

нашим

мозгом,

создается

ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.

Таким образом мы учим стихи, опираясь на мнемотаблицы рассказываем

сказки.

- Применение информационно-коммуникационных технологий также

имеют место быть, в речевом развитии детей. Применение этих технологий

делает занятие более красочным, ярким.

-Но основной применяемой технологией является игра. Это основной

вид деятельности в данном возрасте. Играя, учимся говорить.

Анализ опыта работы и учет возрастных особенностей воспитанников

показал, что самым действенным средством развития речи детей младшего

дошкольного возраста является устное народное творчество.

В то время, как развивается наука, нашу жизнь заполонил компьютер, а

жизнь наших детей заполняют уже с раннего возраста мультфильмы и

компьютерные игры, народный язык начинает терять эмоциональность. А

ведь язык компьютера лишен окраски, образности.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает

родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к

культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Устное народное творчество - это целая система поэтических и

музыкально-поэтических

жанров

фольклора.

Потешки,

пословицы

и

поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки, песенки - всё это

богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для

9

развития речи детей, побуждают к речевой активности, к познавательной и

творческой деятельности.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью

устанавливается эмоциональный контакт и эмоциональное общение между

взрослыми и ребёнком. Богатство фантазии, яркие художественные образы,

интересное содержание привлекают внимание ребёнка, доставляют ему

радость и оказывают воспитательное воздействие. Вслушиваясь в образность

и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста, учатся

грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских

слов.

Напевность, ритмичность и звучность произведений устного

народного

творчества

вызывают

желание

запомнить

и

повторить

услышанное, что способствует развитию разговорной речи.

В

работе

используются

игровые

ситуации

на

прогулке,

организовываются игры-драматизации, чтение художественной литературы с

последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-

рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой

мысли, идеи, требующей воплощения.

Вечером можно наблюдать, как после прочтения сказок в

театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие

детей, как они пропускают через себя характер героев. Виден результат

работы. Постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети

преодолевают страхи.

Необходимо использовать в практике речевые упражнения. Они не

только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые

навыки,

способствуют

развитию

психических

процессов,

повышают

эмоциональную активность.

Ежедневно читая сказки, заучивая стихотворения, скороговорки,

учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно

правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное

10

– действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки.

Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять,

приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать

художественную форму произведения.

Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи,

пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и

выразительной.

Хочется отметить в работе тесную взаимосвязь с родителями.

Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим

условием полноценного речевого развития ребенка. Правильное понимание

родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических

приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно,

помогает в организации игр, в домашних условиях. Знания родители

получают через беседы, консультации, родительские собрания, практические

семинары.

11

Результаты опыта

Итогом работы является доброжелательная атмосфера в группе. У

детей появилось желание самостоятельно организовывать игры, употреблять

в речи пословицы, инсценировать сказки, сочинять загадки. Обогатился

словарный запас за счёт новых, незнакомых слов, эпитетов, сравнений.

Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи

происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети

овладевают речевыми

умениями,

учатся

самостоятельно придумывать

сказки,

и

рассказы,

пользоваться

разнообразными

средствами

выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут

12

заметить

ошибки

сверстников и исправить их.

52%

43%

5%

Диагностика речевого развития (конец года)

Высокий

Средний

Низкий

Рисунок 2 – Диаграмма речевого развития детей

У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно

пользуются обобщающими словами и понятиями.

Речь стала более грамотная и выразительная. Диагностика речевого

развития показала положительную динамику, к чему мы и стремимся.

Список использованных источников

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры:

Программа.

Учебно-методическое

пособие.

2-е

изд. ,перераб. и доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. –

304 с.

13

2.

Матова

В.

Н.

Краеведение

в

детском

саду.

СПб.:

«Издательство «Детство-Пресс», 2015 – 176 с.

3.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования"

4. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – 3-е изд., дополн. /Под ред. О. С.

Ушаковой. – М.:ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. – (Развиваем речь).

5. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и

развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М.:ТЦ Сфера, 2017.

– 288 с. – (Развиваем речь).

Приложение 1

Консультация для родителей

«Игры и упражнения для развития речи ребенка по дороге в детский

сад»

14

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его

умственно-психическим

развитием.

Расширение

круга

представлений

ребенка

об

окружающих

предметах

и

явлениях,

знакомя

его

с

художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые

темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только

расширяют

кругозор,

но

и

способствуют

быстрейшему

овладению

правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и

мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама

организация

содержательного

детского

общения.

Не

только

речевые

возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим,

познавательные способности и представление о себе во многом зависят от

того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают.

Общение взрослого с ребенком значительно обогащает,

оживляет и

повышает уровень общения дошкольника. Наибольшей эффективности оно

достигнет, если будет происходить в игровой форме.

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть

предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие

они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая.

Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все

становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные

очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный

дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?

Плиты? и пр.

«Угощаю»

15

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок

называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до

тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые»,

«соленые», «горькие» слова.

«Приготовим

сок»:

Из

яблок

сок…

(яблочный);

из

груш…

(грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови,

лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок

из чего? И т.д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает,

прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

- Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

- Мокрое бельё развешивают, а сухое…

- Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый

произносит

слова,

а

ребёнок

отгадывает,

к

какому

животному они подходят:

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок

говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

16

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые

никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я

надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю

в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку

вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит

правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез

под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не

заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка

(собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр

«Скажи ласково».

Дочь — доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

«Скажи наоборот»

Добрый - злой

Смелый – трусливый

17

Приложение 2

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

«Любимые игрушки» По стихам А.Л. Барто

Цели:

Образовательные;

- продолжать развивать интерес к стихотворениям А. Барто;

- расширять и обогащать словарь;

- продолжать учить осмысливать, что такое хорошо и что такое плохо;

Коррекционные;

- закрепить обобщающее понятие «игрушки»;

- формировать навыки словообразования имен существительных с

уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитательные;

- учить внимательно, вдумчиво слушать, отвечать на вопросы по

тексту;

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Развивающие;

- развивать память, мышление, воображение, зрительное восприятие;

- пробуждать детей к решению проблемных ситуаций, выполнять

простые

поручения

с

игрушками

самостоятельно

или

с

помощью

воспитателя.

Материал к занятию: игрушки: заяц, медведь, лошадка, грузовик с

котенком, кукла с мячиком, тазик с водой.

Предварительная работа: заучивание стихов А. Барто, беседа «Мои

игрушки».

Ход занятия

Дети встают в круг. Под покрывалами спрятаны игрушки.

Ребята, а вы любите сюрпризы? Посмотрите, здесь спрятались

игрушки, а какие вы должны отгадать. Послушайте первую загадку:

Быстрее ветра я скачу,

18

''Цок-цок, '' – копытами стучу,

Я громко ''иго-го'' кричу,

Садись на спину – прокачу! (Лошадка)

Правильно, это лошадка. Посмотрите, какая лошадка. Красивая? Как

«говорит» лошадка? Давайте вместе скажем иг-го-го. Как цокает? Какая

лошадка? Что вы видите у лошадки?

(Дети вместе с воспитателем рассматривают лошадку и называют

хвост, гриву, уши, копыта, глаза и т. д. Затем воспитатель предлагает

вспомнить стихотворение про лошадку.)

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Ребята, в этом стихотворении хороший хозяин? Почему вы так

решили? (Ответы детей)

А сейчас послушайте следующую загадку.

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это - ….(кот)

Достаем кота. Описываем кота. Подражаем как мяукает и мурлычет.

Свет горит, мотор гудит

На колёсах шины

По дороге лихо мчит

Нас в себе ... (машина)

Достаем машину. Как гудит, сигналит.

Давайте вспомним стихотворение про машину и кота.

Нет напрасно мы решили

19

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

А что еще можно возить в грузовике? (Ответы детей)

Ой, детки, мне послышалось или на самом деле кто- то плачет у нас в

умывальной комнате? Давайте пойдём, посмотрим.

(Вместе идем в умывальную комнату, а там лежит зайчик замотанный в

полотенце)

Ребята, это что же за хозяйка бросила тут зайку?

Давайте его заберём с собой.

Может, кто- то из вас это сделал?

Описываем зайчика

Детки, а мы знаем стихотворение про зайку?

Давайте его прочтём, может нашему зайке теплее станет?

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Ребята, скажите мне пожалуйста, хорошая хозяйка у этого зайки. Разве

можно оставлять свои игрушки на улице? А бросать их? Как же нам помочь

зайчику, чтоб ему стало веселее и теплее? Давайте с ним поиграем. (Встаем в

круг)

Физкультминутка.

Зайка серенький сидит (присаживаемся)

И ушами шевелит. (подносим руки к голове и шевелим)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. (хлопаем в ладоши)

Вот так, вот так

20

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

Посмотрите ребята, какой зайка стал весёлый! Он говорит вам всем

«Спасибо».

Следующая загадка.

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт? (Медведь)

Дети отгадывают игрушку и рассказывают о нем. Какой мишка, что

есть у мишки. Дети называют части тела. Воспитатель предлагает порычать

как это делает медведь. Затем предлагает рассказать стихотворение про

мишку.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Ребята, мишке лапку оторвали – это хороший или плохой поступок. А

то что девочка не хочет бросать мишку – это хорошо или плохо?

Детки наши игрушки ещё не закончились

Слушайте следующую загадку:

Его пинают, а он не плачет

Его бросают, а он скачет.

Что это? Правильно, это мячик.

21

Посмотрите какой он красивый, какого он цвета? А какой по форме? А

он большой или маленький? уточняем признаки мяча: легкий, резиновый,

круглый.

А стишок про мячик знаете? Давайте прочитаем его!

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Молодцы! Все хорошо рассказали стихи. Как сказать одним словом:

лошадка, мишка, самолет, мячик, машинка, кукла.(Игрушки)

Ребята, а давайте скажем, кто – же написал все эти стихи про игрушки.

(Агния Львовна Барто)

Ребята, скажите, можно рвать игрушки? (Нельзя)Почему нельзя? (Им

больно. Они тоже обижаются)

Ребята, можно оставлять игрушки на улице? (Нет. Игрушек не

останется.)

Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее

катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку)

Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать?

(Мыть, расчёсывать)

Ребята, необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы

они не падали. А если упадут, что может случиться? (Могут сломаться,

разбиться) Давайте ласково назовем игрушки. (кукла–куколка, мяч–мячик,

заяц-зайчик, мишка-мишенька, машина-машинка, лошадь-лошадка)

На этом занятие закончилось, детки давайте попрощаемся с нашими

гостями, а сами поиграем с нашими новыми игрушками.

22

Приложение 3

Памятка для родителей

«Как учить с ребёнком стихи?»

Вы все знаете, что с детьми надо учить стихи. Это развивает их память,

расширяет

кругозор,

представляет

собой

основы

интеллектуальных

способностей детей, их интеллектуальной культуры. Как правильно учить с

детьми стихи? Постараемся ответить на этот вопрос. Выбирая стихотворение

для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту

ребёнка. Подвижным детям больше подойдут ритмичные и весёлые стихи, а

спокойным – размеренные,

напевные. Для ребёнка важна мотивация.

Хорошо, если стихотворение станет подарком кому-то.

Облегчить детям восприятие поэтических строк поможет предварительная

работа, которую следует проводить в несколько этапов.

1. Прочитайте

стихотворение

эмоционально,

с

выражением

(лучше

наизусть).

2. Объясните ребёнку незнакомые слова.

3. Прочитайте стихотворение ещё раз медленно, расставляя смысловые

акценты. Расскажите, кто автор стихотворения и когда оно было написано.

4. Покажите иллюстрации, которые нарисовал художник, и в это время

прочтите стихотворение ещё раз.

5. Теперь можно приступать к заучиванию. Скажите ребёнку: «Давай

выучим это стихотворение наизусть. Ты постараешься его запомнить, а я

тебе помогу».

Большинство детей дошкольного возраста хорошо запоминают стихи на

слух. Предложите ребёнку «включить в голове магнитофон», который будет

23

записывать,

а

потом

воспроизводить

стихотворение.

Прочитайте

зарифмованные строки (две или четыре, повторите их вместе с ребёнком, а

затем предложите ему рассказать эти строки самостоятельно. Таким образом,

разучите каждый куплет, а потом прочитайте всё стихотворение целиком.

Дошкольникам с хорошей зрительной памятью присуще наглядно-

образное мышление. Запомнить стихотворные строчки им поможет картинка

– схема, которую показывают одновременно с чтением стихотворения,

изобразить то, о чём в нём говорится, отделяя каждую строчку – картинку

вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности при этом не

имеют

значения,

качество

рисунков

не

влияет

на

продуктивность

запоминания. Предложите ребёнку несколько раз повторить стихотворение

по «картинному плану». Через некоторое время картинку – схему можно

убрать.

Следующий приём заучивания целесообразно рекомендовать детям,

которые основную часть информации воспринимают через ощущения и

движения: им нужно не только услышать, но и потрогать, подкрепить

запоминание двигательным актом. Повторяя стихотворение вместе с таким

ребёнком, предложите ему класть в блюдо шарики (нанизывать кольца на

пирамидку или бусины на леску). Например, строчка – шарик. Затем пусть

вынимает шарики из блюда и повторяет стихотворение самостоятельно.

У некоторых дошкольников преобладает логическая память. После

предварительной работы прочитайте первые строки стихотворения и

предложите ребёнку своими словами рассказать, что было дальше. Если он

остановился, зачитайте соответствующую строку текста и попросите

продолжить рассказ. Затем предложите вспомнить, какими словами автор

описал то или иное явление или событие. Таким образом, ребёнок

постепенно запомнит весь стихотворный текст.

Ура, стихотворение выучено! Теперь пусть ребёнок нарисует к нему

иллюстрацию,

а

вы

напишите

на

рисунке

имя

автора

и

название

произведения. Из таких памяток – иллюстраций можно составить книжку,

24

рассматривая которую ребёнок может вспомнить и прочитать наизусть

выученные стихотворения.

Для

того

чтобы

дети

лучше

воспринимали

стихотворный

текст,

необходимо

формировать

у

них

чувство

ритма

и

рифмы.

Этому

способствуют разнообразные игры и упражнения, которые вы можете

проводить дома.

1. Для развития чувства ритма используйте музыку. Учите ребёнка

воспроизводить музыкальный ритм хлопками или постукиванием.

2. Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.

3. Рисуйте узоры и орнаменты из повторяющихся и чередующихся

элементов, создавая симметричные композиции. Вырезайте бумажные

салфетки и снежинки.

4. Проводите с детьми словесные игры.

25

Приложение 4

Конспект ООД по развитию речи «Петушок и цыплёнок».

Цель – формирование обобщающих понятий детей о домашних птицах

через разные виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,

музыкально-художественная, продуктивная.

Задачи:

- Учить детей составлению описательных высказываний об игрушке,

придерживаясь определённой последовательности;

- Подводить детей к сравнительному описанию игрушек, отличающихся

деталями внешнего вида, путём пофразового параллельного высказывания

взрослого и ребёнка.

-

Упражнять

в

правильном

согласовании

существительных

и

прилагательных в роде, числе и падеже;

- Развивать интонационную выразительность речи, умение регулировать

силу голоса, закреплять правильное звукопроизношение.

- Развивать пальчиковую моторику, сочетать речь с движениями (мелкими

и общими).

- Воспитать познавательный интерес детей к домашним птицам.

Материал

и

оборудование: игрушки-петушок,

цыплёнок,

маски

петушков, силуэт петушка из картона, корзинка с прищепками, кустики,

магнитофон, аудиозапись со звуками домашних птиц.

Предварительная работа:

26

1. Рассказ воспитателя детям о домашних птицах – петухе, курице, гусе,

утке, индюке и их детёнышах.

2. Объяснение, что домашними их назвали за то, что они живут рядом с

человеком.

3. Чтение потешек о петушке, курочке, цыплятах. Заучивание потешки

«Петушок». Рассматривание игрушек и иллюстраций на занятиях.

Ход занятия

1. Организационный момент

Разминка «Доброе утро»

Доброе утро!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день

Будет веселее.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас отправиться в гости на птичий

двор. Как вы думаете, кто живёт на птичьем дворе?

Дети: Гуси, утки, индюки, куры.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом тех, кто живёт на

птичьем дворе?

Дети: Домашние птицы.

Воспитатель: Ну что, отправляемся в путь?

Дети: Да!

Воспитатель: А на чем бы вы хотели поехать? (ответы детей).

Дети: На самолете, на поезде, на машине, на автобусе.

Воспитатель: А я вам предлагаю поехать на машине.

Пальчиковая гимнастика «Машина».

«Би-би-би» гудит машина.

«Тук-тук-тук» мотор стучит.

«Едем-едем-едем-едем» –

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу,

27

«Шу-шу-шу» – они шуршат.

Быстро крутятся колеса

Та-та-та вперед спешат.

(Звучит аудиозапись со звуками домашних птиц)

Воспитатель: Ну вот, дети, мы и приехали с вами на птичий двор.

Отгадайте загадку:

Рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает.

Кто это?

Дети: Петушок!

Воспитатель: Молодцы! Давайте позовем петушка. Петушок, иди к нам!

Дети: Петушок, иди к нам!

(Воспитатель показывает игрушку петушка.)

Пальчиковая гимнастика «Петушок»

Ах, красавец-петушок.

На головке – гребешок.

(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные

расставлены вверх).

Вместе с солнышком встаёт,

(Повертеть кистью руки в разные стороны).

По утрам его зовёт: «Кукареку!»

(Разводить и сводить указательный и большой палец).

Петушок: Здравствуйте, ребята, оказывается, вы умеете, как и я, громко

кукарекать, но я могу кукарекать тихо. Вот так. А вы умеете?

(Дети говорят поочерёдно то тихо, то громко)

Воспитатель: Петушок, какой ты красивый! Дети, давайте расскажем про

Петушка. Какой он?

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает петушка, показывает на

части туловища петушка, дети договаривают названия.)

28

- Это …(Петушок). Он большой, пёстрый.

- На голове у него большой, красный… (гребешок), красная…(бородка).

- У Петушка есть…(глаза).

- Какого цвета глаза (чёрные).

- У Петушка есть острый…(жёлтый клюв).

Скажите, дети, для чего петушку клюв? (зёрнышки клевать).

Давайте покажем, как петушок клюёт зёрнышки.

Клю-клю-клю, клю-клю-клю – очень зёрнышки люблю.

- Сзади у петушка… (хвост).

- Хвост большой, красивый, пышный ,длинный, из ярких перышек.

- Ходит петушок по двору на …(2-х лапках).

- На лапках у петушка…(шпоры).

- Для чего петуху шпоры? (Чтобы защищать цыплят от кошки)

Петушок: Ребята, а вы любите играть в прятки? Я сейчас спрячусь, а вы

меня будете искать.

(Дети закрывают глаза, а петушок прячется. Появляется цыплёнок.)

Воспитатель: Ребята, скажите кто это?

Дети: Цыпленок.

Воспитатель: Поздоровайтесь с Цыпленком.

Дети: Здравствуй Цыплёнок.

Цыплёнок: Ой-ой, помогите, я ищу своего друга – Петушка. Вы его не

видели?

Дети: Видели.

Цыплёнок: А это правда он? Расскажите скорей про него, вдруг это тот

петушок, которого я ищу?

Воспитатель: Дети, а вы сможете сами рассказать про Петушка?

Дети: Да!

Цыплёнок: Пусть ребята попробуют рассказать.

Воспитатель: Ой, что-то не получается. Давайте вместе расскажем о

Петушке. Я вам помогу.

29

Наш Петушок… (красивый, разноцветный).

У него на голове… (гребешок).

Гребешок… (красный, волнистый).

У Петушка есть красная… (бородка).

А клюв… (жёлтый).

Хвост… (большой, красный).

Он весёлый, любит кричать… (кукареку).

Цыплёнок: Да, это мой Петушок. Я узнал, вы так хорошо о нём

рассказали. Давайте вместе его поищем.

(Дети находят Петушка)

Петушок: Здравствуй, Цыплёнок! Как хорошо, что мы встретились! А ты

чего такой грустный?

Цыплёнок: Тебя, Петя, ребята очень любят, они хвалили тебя, а кто же

меня похвалит?

Воспитатель: А тебя (называет любого ребёнка) похвалит. А я похвалю

Петушка.

Воспитатель: Мой Петух большой.

Ребёнок: А мой Цыплёнок маленький.

Воспитатель: У Петушка большой красный гребешок.

Ребёнок: А у Цыплёнка маленький гребешок.

Воспитатель: У Петушка красная бородка.

Ребёнок: А у Цыплёнка бородки нет.

Воспитатель: У Пети большой жёлтый клюв.

Ребёнок: И у Цыплёнка жёлтый клюв, только маленький.

Воспитатель: У Пети хвост большой, красный.

Ребёнок: А у Цыплёнка маленький жёлтый хвостик.

Воспитатель: Петушок любит клевать зёрнышки, громко кукарекать.

Ребёнок: А Цыплёнок может пищать.

Воспитатель: Петушок, а ты никогда не ссоришься с Цыплёнком?

Петушок: Нет, мы всегда живём дружно.

30

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Петушку и Цыплёнку, что может

произойти, если ссориться.

Разминка «Петушки»

(Два ребёнка стоят в кругу и изображают петушков, остальные дети идут

по кругу и произносят слова.)

Петушки распетушились,

Но подраться не решились,

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

Петушок: Есть у меня знакомый Петя-петушок, ссорился и дрался, вот

без хвоста и остался. Помогите, пёрышки ему подарите.

Воспитатель: Петушок понял, что вести себя так нельзя. Вы поможете

ему?

Дети: Да. Мы поможем ему.

Воспитатель: Как нам помочь петушку? У меня есть только прищепки.

Дети. Мы можем украсить хвост петушка прищепками.

Воспитатель: Правильно, давайте сделаем хвост Петушка нарядным.

Упражнение с прищепками «Укрась хвост петушку»

(Дети украшают силуэт петушка, прикрепляя к хвосту разноцветные

прищепки.)

Воспитатель: Петушок был грустным, а стал – веселым (мимика). Ему

нравится, как вы украсили его хвост.

Воспитатель. Дети, где мы побывали с вами сегодня?

Дети: На птичьем дворе.

Воспитатель: Кому мы помогли? Как смогли помочь?

Дети: Цыплёнку.

Воспитатель: Да, вы помогли цыплёнку найти друга, потому что хорошо

рассказали про петушка. Вы просто молодцы, Петушок доволен вами.

Скажем

петушку

и

цыплёнку

«До

свиданья».

Заводим

моторы

и

отправляемся в детский сад.

31

32



В раздел образования




Яндекс.Метрика