Напоминание

«Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ в разновозрастной группе 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта»


Автор: Артемихина Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОГОБУ для детей сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г. Кирова
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: «Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ в разновозрастной группе 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта»
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОГОБУ для детей сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г. Кирова

Из опыта работы:

«Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ

в разновозрастной группе 3 -7 лет через

обогащение сенсорного опыта»

Т. Г. Артемихина ,

Воспитатель группы «Рябинка»

Февраль 2023

I.

Актуальность

Дошкольный возраст — это время активного познания окружающего

мира, осознания себя, своего «Я» , развития познавательных способностей.

На этом этапе формируется личность ребёнка. Именно в этот период

происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения,

появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется

мышление.

Главной целью дошкольного образования является : «Воспитание

гармонично развитой и социально ответственной личности…..» Эта цель

была сформулирована в указе президента в мае 2018 г. «О национальных

целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»

Сегодня как никогда важно видеть детей адаптированными и

социализированными к условиям реальной жизни, но не все дети могут быть

социально уверены, особенно дети с ОВЗ. Социально – неуверенные дети –

это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать самим собой,

социумом, с внешним миром.

Социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений

описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость,

аутичность.

Все эти факты имеют социальный характер. Социально неуверенные,

имеющие неадекватную самооценку дети, склонны чуть ли не в каждом деле

находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным

поведением.

Чтобы

ребёнок

чувствовал

себя

счастливым,

был

способен

лучше

адаптироваться

и

преодолевать

трудности

ему

необходимо

иметь

положительное представление о себе – положительную Я концепцию, а это

значит:

1.Чувство собственной значимости

2.Уверенностью

в

способности

к

какому

виду

деятельности,

т.е

осознанием собственной компетенции

3.Убеждённостью в импонировании другим людям. Высокий уровень

внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской

группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую

жизни.

II . Обоснование авторской темы

«Все мы родом из детства» - цитата из сказки «Маленький принц» её

автор Антуан де Сент – Экзюпери (1900 – 1944) французский писатель.

Вроде всё логично и понятно, что закладывается в детском возрасте, то,

собственно, мы и получим в человеке во взрослом.

В конце XYI века чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670)

сформулировал «золотое правило» дидактики, которое требует, чтобы

процесс обучения начинался наглядным знакомством с реальными вещами

путём непосредственного восприятия их органами чувств: «Сначала вещь

потом слово» Всё должно быть представлено внешним чувствам: видимое –

зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу,

осязаемое – осязанию»

В инновационной программе дошкольного образования «От рождения до

школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.К омаровой, Э.М.Дорофеевой

немалая роль отводится сенсорному развитию ребёнка – развитию его

восприятия и формированию представлений о внешних свойствах предметов:

их форме, размере, цвете, положении в пространстве. Поэтому большое

значение имеет обучение детей способам исследования окружающего мира:

наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме,

последовательному осмотру и описанию формы предметов. На сколько

совершенно ребёнок слышит, видит, осязает зависит его успешность

умственного, физического, эстетического развития.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом «Развитие социальной

уверенности у детей с ОВЗ 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта»

Мой девиз в работе: Ни дня без эмоций,

Ни дня без открытий

Успех - это опыт + саморазвитие

В профессии воспитателя я недавно, 3 года и 3 месяца. И каждый день

мне приносит новое открытие. Это не просто прочитать программу и знать

её, это нужно ещё умело применить на практике, дать ребёнку то, в чём он

нуждается, учитывая с каким контингентом детей мы работаем, что подходит

одному, может быть не приемлимо другому.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других

свойств предметов. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой,

живописью,

скульптурой.

И

конечно,

каждый

ребёнок

даже

без

целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но

если

усвоение

происходит

стихийно,

без

разумного

педагогического

руководства

взрослых,

оно

нередко

оказывается

поверхностным,

неполноценным. Здесь –то приходит на помощь сенсорное воспитание –

последовательное,

планомерное

ознакомление

ребёнка

с

сенсорной

культурой. Психолог Борис Герасимович Ананьев говорил: «Самые далеко

идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и

ощущающего человека. Одна из важнейших задач педагога - формирование

у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения

к себе и окружающему миру через собственный опыт, через собственное

миропонимание. И вот здесь для меня как воспитателя очень важно как

развить социальную уверенность у детей с ОВЗ через обогащение их

сенсорного опыта, дать им то, что поможет им в их дальнейшей жизни быть

уверенными в себе.

III. Технологическое описание опыта

Цели:

1.Повышение собственного теоретического уровня и компетентности

о сенсорном воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста.

2. Проанализировать нормативно-правовую базу данного вопроса

3. Изучить опыт других коллег.

4. Способствовать развитию социальной уверенности детей в процессе

продуктивной деятельности через обогащение сенсорного опыта.

Задачи:

1.Подобрать

и

систематизировать

материал

по

развитию

сенсорных

способностей у детей с ОВЗ.

2.Разнообразить развивающую среду в группе, обновить мини – центр

сенсорного развития.

3.Формировать

представление о цвете, форме, величине предметов,

положение в пространстве.

4.Развивать любознательность, наблюдательность, творческие способности у

детей.

Нормативно-правовая база:

1.Ф.З. «Об образовании в Р.Ф» 29.12.12

Глава 7, статья 64 «Дошкольное образование направлено на формирование

общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных,

эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной

деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного

возраста»

2. ФГОС ДО январь 2014

В стандарте учтены особые образовательные потребности отдельных

категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

3. «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного

образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой.

Москва – Синтез 2021

Решение

поставленных

задач

осуществляется

в

следующих

видах

деятельности:

- в ходе непосредственно образовательной деятельности

- в ходе режимных моментов

- в процессе совместной деятельности педагога с детьми

- при организации самостоятельной детской деятельности

Этапы работы по теме самообразования:

1.этап - информационно – аналитический и методическая работа

- сбор и анализ информации по данной теме;

- изучение методической литературы;

- анализ и подборка дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятий формы;

-Дидактические игры и упражнения для закрепления понятий величины;

-Дидактические игры и упражнения для закрепления цвета;

- Анализ и подборка материала для экспериментальной деятельности;

2. этап - разработка и реализация плана работы по данной теме

3. этап – презентация темы по самообразованию: «Развитие социальной

уверенности у детей с ОВЗ 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта» на

педсовете.

Методы сенсорного развития:

1.Метод обследование:

- Общая схема обследования включает:

- восприятие целостного облика предмета;

- выделение его главных частей и определение свойств (форма, величина

и.т.);

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно

друг друга (выше, ниже и т.д.)

- выделение мелких деталей ( частей) и определение их величины,

соотношения, расположения;

- повторное целостное восприятие предмета;

2.Метод сравнение:

- устанавливает черты сходства и различия между предметами (объектами) и

явлениями

- сравнение может быть как путём сопоставления предметов или их частей;

-путём наложения предметов друг на друга;

- приложение предметов к друг другу;

- ощупывание;

- группировки по цвету, форме или иным признакам;

Средства сенсорного развития:

- дидактические игры и упражнения;

- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

- конструирование

- экспериментальная деятельность

- игровая деятельность

Формы работы:

1.Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь» (найти предметы различающие по одному признаку)

- «Узнай фигуру» (на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

- «Найди пару»

2.Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?»

3.Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия

величины:

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная , самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку»

4. Дидактические игры и упражнения на закрепления цвета:

- «Какого цвета предмет»

- «Какой цвет лишний»

- «Собери гирлянду»

5. Дидактические игры с предметами:

«Пирамидки» -

многообразие

их

видов,

форм,

конфигураций,

усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое

задание, усваивать цвет и форму.

«Мозаика»,

«Конструктор», -

этот

материал

способствует

интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в

составлении из мелких частей целого изображения.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы» - помогут скоординировать

движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку

бусы

с

дырочками

разного

диаметра

и

глубины,

что

способствует

совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре

формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет,

форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки -

крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких

бусинок; и совсем, сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с

очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую

моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют

усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Формируют навыки

шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют

развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость;

игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и

раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с

письмом в школе.

IV. Результативность работы:

1.Систематизация теоретических знаний, приобретение практического опыта

по сенсорному развитию детей с ОВЗ.

2.Создание

в

группе

насыщенной

развивающей

предметно

пространственной среды, соответствующей ФГОС ДО

3. У детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере

обследования предметов, выделении формы, цвета, величины. Например, в

начале года при изучении темы «Домашние птицы» мы только смогли

запомнить, что голова – круглая, туловище – овальное. При изучении темы

«Зимующие птицы» дети запомнили и выделяли мелкие детали клювик,

глазки.

4.Учитывая, что это дети с ОВЗ, они нуждаются в большем количестве проб,

необходимо дробить задания на короткие отрезки и повторить многократно.

5.Имея сенсорный опыт, где ребёнок может его применить:

- ИЗО – усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует

его в аппликации, в рисовании, в лепке.

- С.Р.И. – «День рождения» ребёнок знает, какие продукты сладкие, кислые,

горькие, солёные, будет правильно готовить угощение.

- МАТЕМАТИКА - усвоив эталоны величины ( большой, маленький)

ребёнок сможет разбить на две группы при сборе ягод на большие и

маленькие.

-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – «Опыты с водой», в ходе

практической деятельности мытье игрушек, ребёнок замечает, пластик не

тонет

-НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ, НА ПРОГУЛКЕ – при изучении темы

«Зимующие птицы»

«Ворона» как кричит ворона «кар – кар», какая она большая черная

«Воробей» «чик чирик» маленький серенький

«Сорока» «трещит» белобока

-ПДД – зная цвета светофора, дети дорогу переходят правильно.

Дидактические принципы (Я.А.Коменский):

1.Принцип

сознательности

и

активности

(это

значит

раскрывать

способности, понимать вещи, чтобы из этой способности, точно из живого

источника, потекли ручейки знания)

2.Принцип наглядности (если мы желаем привить истинное и прочное

знание вещей, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное

доказательство)

3.Принцип последовательности и систематичности знаний (обучение

должно вестись последовательно)

4.Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками

(основательно внедряется в ум, только то, что хорошо понятно и тщательно

закреплено памятью)

V. Cписок литературы

1. 1. Ф.З. «Об образовании в Р.Ф» 29.12.12

2. ФГОС ДО январь 2014

3. «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного

образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,

Э.М.Дорофеевой. Москва – Синтез 2021

4. Здоровьесберегающая педагогика «Развитие социальной уверенности у

дошкольников» Москва «Владос» 2002

5. «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста»

Методическое пособие под ред.И.В Петровой Москва 2012 год

6.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1978

V I. Приложение

Картотека дидактических игр на развитие тактильных ощущений:

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Учить различать овощи и фрукты по сенсорным характеристикам.

Учить

обследовать

предмет

и

проговаривать

тактильные

ощущения.

Развивать мелкую моторику, умение выполнять игровые действия

с

предметом.

Тема: Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Цель: Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя

признаки этого предмета.

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в

их назывании.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

1.«Найди предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти

картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат,

овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

2. «Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки,

пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические

фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы

(мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы

(яйцо,

огурец, желудь и т. д.).

3. «Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур.

Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг

и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип

исключения и принцип группировки.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

1.«Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий;

сравнить — что выше, что ниже.

2. «Самая длинная, самая короткая»

Цель: закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при

сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному

признаку (длине), пользуясь приемом наложения; обозначать результат

сравнения словами: «длинный» - «короткий».

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

1. «Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а

потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить,

какого цвета не стало.

2.

«Уточним цвет предмета»

Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по

цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень,

василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений:

незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д.

Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный —

розовый, синий — голубой и др.

Картотека материалов для экспериментальной деятельности:

«Игры с песком»

1.Цель: дать детям тактильный и опыт. Развивать у детей умение выражать

своё эмоциональное состояние, через прикосновение к песку.

Активизировать в речи: гладкий, шероховатый, тёплый, холодный.

Помочь детям снять через игру с песком внутреннее напряжение.

Пришёл Гном с песочными часами.

- Давайте поиграем в тишину – пока струится песок, нужно молчать. Кто

заговорит, выбывает из игры. (Гном принёс тазик с сухим песком).

Обследуем сухой песок. Насыпаем песок на ладошку, рассматриваем его;

погружаем кисти рук в песок, набираем песок в ладони и просеваем сквозь

пальцы, наблюдаем, как он струится.

- Какой песок? (Сухой, мягкий, сыпучий).

- Нарисуем на песке пальчиком узоры: Бегут в стране песочной

Дорожки из песка, Течёт в стране песочной. Песочная река.

Дети проговаривают текст считалки, координируя движения с темпом речи.

2.Игра «Ищем клады».

- Гном приготовил нам сюрпризы, они находятся в песке.

Погружаем руки в песок, ищем различные предметы, описываем какой

предмет на ощупь. Воспитатель даёт образец описания предмета (гладкий,

шероховатый, мягкий или твёрдый и др.).

Дети ищут предметы в песке двумя руками одновременно.

«Игры с водой»

Цель: Улучшить осознание ребёнком самого себя через игры с водой, учить

с помощью взрослого высказывать свои чувства, соприкасаясь с различными

поверхностями (мокрыми, сухими).

1.

Учить детей дифференцировать внешние, чувственно воспринимаемые

свойства, качества предметов

2.

Развивать осязание; знакомить со свойствами воды.

3.

Активизировать словарь: тонет, лёгкий, тяжёлый, мокрый

Оборудование: камушки разных размеров, ракушки, кора.



В раздел образования




Яндекс.Метрика