Напоминание

Предметная деятельность как средство формирования познавательной активности детей раннего возраста в ходе реализации программы «Первые шаги» Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой


Автор: Билан Юлия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Муниципальный детский сад" Рябинка "
Населённый пункт: Жуковский район
Наименование материала: Статья
Тема: Предметная деятельность как средство формирования познавательной активности детей раннего возраста в ходе реализации программы «Первые шаги» Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предметная деятельность как средство формирования познавательной

активности детей раннего возраста в ходе реализации программы «Первые шаги»

Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой

Ю. В. Билан

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Муниципальный детский сад «Рябинка»

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического

развития ребёнка. Он охватывает период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет. Одним из

основных факторов психического развития ребёнка в раннем возрасте является

предметная деятельность. Именно в ходе предметной деятельности создаются наиболее

благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных

качеств ребёнка — речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и

самостоятельности. Поэтому создание оптимальных условий для обогащения и

развития разнообразных действий с предметами — первая задача образовательного

процесса в раннем возрасте [1, с. 41].

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования говорит о том, что по достижению раннего возраста ребенку присущи

такие качества, как заинтересованность окружающими предметами

и активные

действия с ними, эмоциональная вовлеченность в действия с игрушками, стремление

проявлять настойчивость в достижении результата своих действий [5, с.26].

От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им

практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни.

Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством

предметной деятельности всегда был и остается актуален.

Доктор педагогических наук, профессор Галина Ивановна Щукина

характеризует познавательную активность, как качество личности, которое включает

стремление личности к познанию [3, с. 17].

Наш детский сад работает

по основной образовательной программе МДОУ

«Муниципальный детский сад «Рябинка» составленной на основе

примерной

программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой. Содержательный раздел программы дополнен комплексной

образовательной программой для детей раннего возраста «Первые шаги» (авторы Е. О.

Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова). С июня 2019 года наше дошкольное

учреждение

является

пилотной

площадкой,

апробирующей

и

внедряющей

Комплексную образовательную программу для детей раннего возраста «Первые шаги»,

в рамках договора с издательством «Русское слово».

Вот уже два года я работаю воспитателем второй группы раннего возраста. В

начале учебного года к нам в группу приходят малыши двух лет. Наблюдая за ними, я

отметила,

что

у детей

снижена

любознательность,

стремление

к

познанию,

познавательная активность развита слабо.

Возникшая проблема требовала решения. Поставив перед собой цель: развитие

познавательной

активности

детей

раннего

возраста

посредством

предметной

деятельности, приступила к решению вытекающих из нее задач:

1.Изучить литературные источники, интернет – ресурсы, методические пособия

рабочей программы «Первые шаги».

2.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе.

3.Создать подборку методического материала, дидактических игр, картотек.

4.Развивать познавательную активность детей через предметную деятельность в

рамках реализации программы «Первые шаги».

5.Установить

тесное

взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями) воспитанников по повышению познавательной активности.

С целью определения уровня развития познавательной активности моих

воспитанников, в начале работы был проведен мониторинг. Для его проведения

использовалась диагностическая методика, составленная авторами программы [5, с.

100]. Анализ результатов проведённого исследования свидетельствовал о том, что

необходимо активизировать работу по познавательной активности у детей раннего

возраста.

Решение поставленных задач начала с изучения психолого-педагогической

литературы, интернет - ресурсов, педагогического опыта коллег по данной теме.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-

развивающая

среда.

С

целью

развития

любознательности

и

стимуляции

исследовательского поведения детей мной был оборудован специальный уголок для

детского

экспериментирования:

для

игр

с

водой,

сыпучими,

пластическими

материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами.

Для проведения игр и занятий, направленных на развитие познавательной

активности, создала подборку методического материала: сборники потешек, сказок,

книги, наборы картинок альбомы, знакомящие детей с домашними животными и

явлениями природы.

Для развития познавательной активности были использованы такие приемы

работы как: привлечение внимания (волшебный мешочек, игрушки музыкальные,

механические, со звуковым эффектом и т. д.), использование дидактических игр и

упражнений, словесные методы, наглядные методы, наблюдение.

Решение следующей задачи реализовывала в нескольких направлениях,

рекомендуемых авторами программы.

Для поддержания

и пробуждения интереса детей к окружающему миру

использовала

наблюдение за явлениями природы. Знакомила с разнообразными

свойствами природных объектов. Привлекала внимание малышей к изменениям в

природе, обращала их внимание на разнообразные природные звуки

и запахи.

Наблюдения проходили в сочетании с интересными играми. Например, собирая букеты

из опавших листьев, малыши сравнивали их по величине, цвету, форме.

Так же в целях ознакомления с окружающим миром читала малышам книги,

показывала иллюстрации познавательного характера. Рассматривая книги, малыши

показывают пальчиком на буквы и цифры, спрашивают, что это такое. Следовательно,

поддерживала любознательность детей, отвечая на их вопросы.

Богатые возможности для развития познавательной активности детей содержат

музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны) и разнообразные звучащие

предметы

(погремушки,

деревянные

ложки).

Их

звучание

я

использую

для

формирования интереса у детей к миру звуков, способности различать звуки, развитию

мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

Старалась

поддерживать

интерес

детей

к

деятельности

взрослых:

комментировала их действия и рассказывала, чем заняты.

Одним из важных направлений работы педагога по развитию у детей

познавательной активности является организация детского экспериментирования.

Старалась пробудить исследовательский интерес малышей, используя специальные

загадочные предметы. Для этого использовала такие игры как: «Игрушки с сюрпризом»

и «Волшебный мешочек», «Игры с магнитом».

Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой,

бумагой, песком и красками. Эти игры очень полезны для овладения представлениями

об объёме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того

или иного материала. К таким играм относятся «Таинственные отпечатки», «Тонущие

и плавающие предметы», «Секреты в песке», «Бумажные снежки» [2, с. 45-58].

Свою работу строила в тесном контакте с родителями. Мной было проведено

анкетирование

на

тему: «Развитие

познавательной

активности

детей

раннего

возраста дома», с помощью которого я могу правильно организовать воспитательный

процесс с детьми. Для родителей оформлены папки - передвижки на тему: «Развитие

познавательной активности детей раннего возраста». Было проведено родительское

собрание на тему: «Развитие предметной деятельности детей раннего возраста».

Использовала рекомендации и советы, например: не ограничивать ребенка в познании

окружающего мира, быть терпеливыми.

На данный момент, исходя из наблюдений за проведенной работой, мною были

отмечены положительные изменения в развитии познавательной активности детей.

Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, любят наблюдать за окружающим,

быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же исследовать его, с интересом

включаются в предложенные игры. Итоговая диагностика будет проводиться в мае.

Я

считаю,

что

использование

предметной

деятельности

положительно

сказывается не только на развитии познавательной активности, но и на развитии

связной речи, появлении предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование,

лепка, конструирование, самостоятельности в быту и познавательного интереса).

Список использованной литературы:

1.

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые

шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – 3-е изд. – М.:

ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 168 с. – (ФГОС дошкольного

образования).

2.

Познавательное развитие детей: методические материалы к комплексной

образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги»/ Е.О.

Смирнова, С.Ю.Мещеряков, Т.В. Ермолова. – М.: ООО «Русское слово –

учебник», 2019. – 96 с. – (ФГОС дошкольного образования).

3.

Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.

Педагогика, 2000.

4.

Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. С 50

Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет — М.: АНО

«ПЭБ», 2007.—128 с.

5.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96

с. (Правовая библиотека образования).

Приложение 1

Карта наблюдения за развитием ребенка раннего возраста

Действия с

предметами

Радуется новым игрушкам, играм, занятиям

Любознателен (любит наблюдать,

экспериментировать)

Владеет разнообразными видами действий с

предметами (в том числе орудийными)

Знает значение бытовых предметов, старается

самостоятельно пользоваться ими

Длительно и сосредоточенно может

заниматься каким- то делом

Проявляет настойчивость в получении

результата, достижении цели

При заполнении карты воспитатель суммирует свои впечатления за период наблюдения в течение дня или недели.

В карту не следует заносить наблюдения, накопленные за один – два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка

можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей поведения малыша в разных ситуациях. Педагог

наблюдает за сюжетной игрой детей. Заполнять карту можно разными способами. Лучше всего пользоваться словами:

«обычно» (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);

«изредка» (когда качество проявляется время от времени);

«нет» (когда качество не проявляется никогда).

Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии ребенка на данном

возрастном этапе, о его достижениях и проблемных зонах. На основании этой карты он может строить педагогический

процесс с учетом индивидуальных особенностей малыша.

Карта развития – не тест. Работа с ней не требует подсчета баллов и строгой оценки.

С ее помощью можно составить представление о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях и в случае

необходимости определить направление коррекционной работы.

Результатом наблюдений должно стать определение конкретных целей педагогической работы с ребенком,

реализация этих целей и последующая фиксация изменений в соответствующей сфере развития ребенка



В раздел образования




Яндекс.Метрика