Автор: Кулевская Галина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на родительском собрании
Тема: "Важные аспекты подготовки ребёнка к школе"
Раздел: среднее образование
Важные аспекты подготовки ребёнка к школе
(выступление на родительском собрании)
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №45 г. Ставрополь
Кулевская Г.П.
Подготовка к школе – задача, безусловно, важная. Если ребенка
правильно мотивировать, вызвав жажду знаний, то это окажет огромное
влияние на его развитие.
Под готовностью к школе подразумевается огромный комплекс умений
и знаний, гармонично сочетающихся в ребенке. При этом лучше подавать все
в игровой форме, так как, по словам В. А. Сухомлинского, педагога-
новатора, фантазия, игра и творчество делают жизнь ребенка полноценной.
Готовность к школе не ограничивается навыками чтения и письма. В
большей
степени
это
сформированная
психика
и
настрой
на
систематическую учебу, а также навык приспосабливаться к новым
условиям.
Некоторые родители ошибочно полагают, что нужно оценивать
ребенка исходя из уровня развития интеллекта. Но на самом деле важно не
количество знаний, а их качество, то, насколько осознан ребенок, умеет ли
слушать, анализировать и пересказывать, интересуется ли миром.
Есть японская теория воспитания, с которой согласны многие
европейцы – позволять ребенку всё до 5 лет, после чего начинаются занятия
по подготовке к школе.
Действительно необходимыми знаниями, в отличие от обучения
двухлеток иностранным языкам, являются знания о цифрах, буквах, развитие
речи ребенка и азы чтения. Школы раннего развития и подобные центры
могут хорошо подготовить ребенка к поступлению в первый класс, но нужно
понимать, что родители должны сыграть в этом не последнюю роль.
Подготовка к школе должна проходить в форме игры, правила которой
малыш усваивает постепенно, понимая, что больше нет его «хочу».
Появляется слово «нужно».
Навыки, которые понадобятся ребенку перед школой, включают все,
что относится к общему развитию. К примеру:
Понятное и четкое формулирование своего мнения;
Умение рассказать о себе (ФИО, адрес, номер телефона мамы и
папы, адрес, род занятий домочадцев);
Улавливание разницы предметов и их отличия;
Навыки
использования
предметов
гигиены,
умение
ими
пользоваться и ухаживать за собой на базовом уровне (одевание, раздевание,
чистка зубов, посещение туалета).
Проводить подготовку к школе можно с возраста 5 лет и лучше, если
этим будут заниматься профессиональные специалисты, которые имеют
представление о детской психике. Но перечислить стоит все возможные
варианты:
Родители. Но если они не имеют педагогического образования, это
может не помочь, а то и навредить. Даже при использовании интернет-
каналов, которые помогают развивать ребенка, родители не смогут верно
прорабатывать и степень восприятия;
Индивидуальные занятия с репетитором (частные педагоги) –
такие курсы приносят свои плоды, но их минусом является то, что материал
подбирается исходя из запроса родителей и при этом малыш не может
общаться со своими сверстниками;
Подготовительные группы при школах – если начинать с таких
занятий, то ребенок будет иметь возможность познакомиться с классом,
привыкнуть к школе. Также ко времени поступления он будет знать правила
поведения в школе. Минус в том, что как правило, эти занятия проводят по
вечерам, а к этому времени дети уже устают;
Занятия в детском саду - здесь детей начинают готовить к школе со
старшей группы. Преподаватели знают программу и ориентируются на
требования учителей к первоклассникам. Плюс в том, что ребёнок не
чувствует дискомфорт, как занимается в комфортной обстановке и в форме
игры. Но при этом уровень знаний может быть недостаточен для
поступления в школу;
Детские развивающие центры — это место, в котором можно
выбрать любой тип подготовки ребёнка, учитывая его способности и
родительские пожелания. Всего за один год ребёнок пройдёт сильную
подготовку при участии различных специалистов, которые помогут развить
все необходимые навыки.
В вопросе, касающемся подготовки ребенка к школе, родители делятся
на два фронта: одни считают, что готовиться надо чуть ли не с пеленок, а
другие – что всему ребенка должны научить в школе.
Если не готовить чадо к учебе заранее, это не грозит чем-то ужасным,
просто могут возникнуть проблемы с тем, что учиться ему будет сложнее
остальных и из-за этого может пропасть интерес к этому процессу. Поэтому
стоит заняться подготовкой заранее, уделяя особое внимание таким областям
как:
Психологическая зрелость
Готовность психики ребенка к школьному обучению заключается в
том, что он должен уметь концентрировать свое внимание на каком-либо
виде деятельности как минимум на 10-15 минут, быть усидчивым и готовым
работать по плану учителя. Также немаловажное значение имеет хорошая
память, логическое мышление и развитая фантазия. При этом он должен
спокойно общаться с одноклассниками и понимать, как вести себя в той или
иной ситуации и быть самостоятельным и ответственным;
Физическая подготовка
Подразумевает собой удовлетворительное состояние здоровья, которое
позволит ему успешно учиться. К этому относится развитая мелкая моторика,
координация, умение правильно сидеть за столом, держать спину и т.д.
Если у ребенка есть какие-либо отклонения в развитии, то ему
понадобится
обучаться
в
коррекционной
школе,
учитывающей
его
особенности;
Интеллектуальное развитие
Готовность интеллекта предполагает, что к моменту поступления в
первый класс ребенок должен иметь основную базу знаний, уметь
ориентироваться на местности, понимать, как добраться до ближайшего
магазина или школы (если она находится рядом с домом). Также сюда входит
эмоционально-волевая готовность к школе, а именно понимание важности
обучения, интерес к новому, способности делать то, чего он не хочет и не
отвлекаться. Важна любознательность и развитая речь, мышление и память;
Коммуникативные навыки
Это умение общаться с преподавателем и одноклассниками, без
агрессии, с умением и желанием искать компромиссы. Важно признавать
авторитет старших, понимать, насколько конструктивны замечания взрослых
и детей. Нужно заложить в нем основы того, что такое хорошо, а что такое –
плохо. Ребенок должен разбираться, что от него хочет педагог, уметь
уточнять то, что непонятно и работать над совершенными ошибками, если
таковые имеют место быть;
Навыки самообслуживания
В период подготовки к школе ребенок должен уметь себя обслуживать,
что поможет ему комфортнее ощущать себя среди сверстников.
Дошкольник должен следить за своей одеждой, чистить зубы, мыть
руки и что самое главное – делать это без лишних напоминаний. Умение
обслуживать себя в быту очень важно, со временем это должно выполняться
качественнее и быстрее.
Навыки самообслуживания, помимо вышеперечисленных, включают в
себя уборку постели, поддержку порядка в комнате, пользование столовыми
приборами,
аккуратное
принятие
пищи,
умение
выбрать
одежду,
подходящую ко времени года
Вывод
Подготовка дошкольника очень важна, так как помогает сформировать
отношение к обучению, закладывает фундамент будущей личности и всё это
повлияет на будущее маленького человека.
Считается, что нет необучаемых детей, есть лишь те, способности
которых в свое время не развили профессиональные педагоги.
Так как подготовка к школе – очень важный период в жизни ребенка,
вы можете выбрать лучший для него вариант, опираясь на свои финансовые
возможности, а также на потребности малыша.