Авторы: Зиятдинова Елена Альбертовна, Зиятдинов Ринат Инфирович
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Задания по формированию функциональной грамотности на уроках по физической культуре"
Раздел: полное образование
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Автор: Учитель физической культуры: Зиятдинова Е.А.,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №44 с углубленным изучением отдельных
предметов» город Набережные Челны, Республика Татарстан.
Автор: Учитель физической культуры: Зиятдинов Р.И.,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением отдельных
предметов» город Набережные Челны, Республика Татарстан.
Под функциональной грамотностью понимается - способность использовать
знания , умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,
а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Виды функциональной грамотности
Читательская
грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное
тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни
Естественнонаучная
грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию
по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
Математическая
грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах: применять
математические рассуждения; использовать математические
понятия и инструменты
Финансовая
грамотность
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового
поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и
повышению качества жизни.
Креативное мышление
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки,
оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных и эффективных решений, и/или нового знания,
и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные
компетенции
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей,
успешно применяемых при личном или виртуальном
взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой
культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении
глобальных проблем
Читательская грамотность
1.
Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из
приведенного списка.
Физические упражнения с мячом использовали древние люди для обучения детей
охотничьим действиям.
1). Первые мячи делали из ______________________ (А).
2). ______________ (Б) набивали песком или сухой травой .
3). ______________ (В) получались неровными, разных размеров и разного веса.
4).С помощью таких мячей ________________ (Г) обучали детей точным броскам по
разным мишеням.
5). Сейчас существует большое количество мячей: мячи для игр в футбол, __________ (Д),
баскетбол, гандбол, теннис и т.п.
6).Для обучения броскам и ловле мяча в школе используют мячи (______________ (E)) и
малые резиновые и теннисные мячи.
Список слов и словосочетаний:
1.
Шкуры
2.
Шкур убитых животных
3.
Древние охотники
4.
Мячи
5.
Волейбол
6.
Весом до 1кг
А
Б
В
Г
Д
E
Правильные ответы:
А
Б
В
Г
Д
E
2
1
4
3
5
6
Математическая грамотность
Внимательно
читайте
описание
ситуации,
вчитывайтесь
в
условие,
рассматривайте иллюстрации.
1.
Метание
мяча
на
дальность
характеризуется
кратковременным,
но
концентрированным усилием мышц рук, плечевого пояса и ног при их координированном
воздействии. Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три пальца
размещены сзади мяча, а большой палец и мизинец поддерживают его с боков. Мяч не
следует удерживать слишком крепко.
Ситуация: Участник команды «Зенит» при метании показал результат 32м, участник
команды «Буревестник» показал результат на 7 м больше, чем участник команды
«Адреналин», который показал результат на 5 м меньше, чем участник команды «Зенит».
Вопрос:Какой результат показал участник команды «Буревестник»? Какой результат
показал участник команды «Адреналин»?Участник какой команды одержал победу?
Ответ:Результат участника команды «Буревестник» ___________.
Результат участника команды «Адреналин» _______________.
Победу одержал участник команды «__________________».
Правильный ответ:
Результат участника команды «Буревестник» 34 м.
Результат участника команды «Адреналин» 27м.
Победу одержал участник команды «Буревестник».
Естественнонаучная грамотность
В работе даются описания некоторых проблемных ситуаций и задания к ним.
1.
Игра мяч соседу. Каждая команда образовывает круг. Игроки встают лицом к
центру круга на расстоянии вытянутой руки. У капитана каждой команды в руках мяч. По
сигналу судьи игроки каждой команды начинают передавать мяч друг другу. Когда мяч
возвращается к капитану, он поднимает вверх руки и судья останавливает игру.
Побеждает та команда, которая раньше закончила игру.
Ситуация: Изучите инструкцию «Защитимся от жары». Внимательно рассмотрите
рисунок на котором изображены ребята. Игра проходит в жаркую погоду в 13-30.
Вопрос:Как вы считаете, кто из ребят защитился от жары? Отметьте знаком (V) на
рисунке этих ребят?
Ответ: ______________________________
Правильный ответ: Ребята у которых есть головной убор
Финансовая грамотность
В работе даются описания жизненных ситуаций и задания к ним.
1.
Туристcкий поход (турпоход) (в литературе, в том числе специализированной,
встречается слово туристический) — групповое или индивидуальное путешествие (его
частный
случай)
по
заранее
определённому
маршруту,
осуществляемое
с
образовательными, оздоровительными, спортивными, исследовательскими или иными
целями, главными отличительными чертами которого являются, вне зависимости от вида,
активный способ передвижения, ограниченные временные рамки (в большинстве случаев
от нескольких до 15-20 дней), число и категория трудности преодолённых локальных
препятствий.
2.
Тури
́
стcкоеснаряже
́
ние — предметы и материалы для передвижения и организации
быта в походных условиях. От того, как экипирован турист, во многом зависит его
комфорт, удобство, настроение, здоровье и, в конечном итоге, успех путешествия.
№
Наименование
Цена
1
Ботинки
4200р
2
Термос
450р
3
Складной нож
300р
4
Кастрюля
200р
5
Фонарик
360р
6
Рюкзак
5950р
7
Бинокль
3400р
8
Складной стул
420р
9
Спальный мешок
2300р
10
Палатка
3900р
11
Горелка
1680р
12
Кружка
220р
13
Головной убор (от комаров)
340р
14
Рация
3700р
15
Спички
140р
Ситуация:Арсений решил подготовиться к предстоящему походу. Для этого он пошёл в
магазин и приобрёл недостающий товар из представленного списка указанного в таблице.
Арсений взял с собой 25000р.
Вопрос: Сколько денег осталось у Арсения, если он купил в магазине товары под № 6,
№3, № 11, №14, №13
Решение: ________________
Ответ: ___________________
Правильный ответ: 13030р. осталось у Арсения после покупки необходимых ему
товаров.
Глобальные компетенции
Вам предстоит выполнить задания, цель которых - выяснить ваше мнение по
проблемам, которые считаются глобальными, т.е. волнуют всех людей на нашей
планете. Ответы на эти задания помогут выяснить, как вы умеете понимать точку
зрения других людей, выбрать и объяснить свою.
1.
Города являются ведущей формой территориальной и социально-экономической
организации современного общества. Многочисленные научные и технические успехи,
широко развитая социальная инфраструктура и многие другие достижения современного
общества способствовали созданию здесь так называемой «брони цивилизации», которая
признана обеспечить полноценное развитие человека как биосоциального существа.
Однако, с другой стороны, именно в крупных промышленных городах, где степень
техногенной нагрузки на природные компоненты ландшафта особенно велика с
наибольшей остротой проявляются проблемы трансформации всех элементов природной
среды и активации ряда негативных природных процессов.
Поставьте «V» в каждой строке.
Суждение
Является ли это проблемой
Да
Нет
Негативные изменения в экологической
ситуации
неизбежно
приводят
к
ухудшению качества жизни горожан,
затрагивая
все
стороны
их
жизнедеятельности, в частности сферы
занятия физкультурой и спортом.
Некачественная
уборка
дворовых
территорий от грязи и мусора.
Отсутствие парков (зелёных зон) в
крупных городах России препятствует
занятию физкультурой и спортом
Основными источниками загрязнения
атмосферного
воздуха
в
городах
являются, промышленные предприятия,
электроэнергетика
и
автомобильный
транспорт.
Креативное мышление
В работе описываются ситуации и даются несколько заданий по этой ситуации. В
этих заданиях, вам как правило, будет предложено: а) выдвинуть разнообразные
интересные идеи, и/или; б)оценить свои и чужие идеи, выбрать самую креативную из
них, и/или; в) доработать выбранную идею.
1.
В вашем распоряжении несколько мячей: «Волейбольный», «Футбольный»,
«Баскетбольный», «Набивной мяч 3кг», «Теннисный мяч», «мяч для пинпонга».
Задание: Вам необходимо расположить мячи таким образом (создать цепную реакцию), чтобы
мяч для пин-понга оказался в лунке.
Поставьте «V» в каждой строке.
№
Варианты расположения
мячей
Согласен
Не согласен
Объясните
свой выбор
Доработать
выбранную
идею
1
Волейбольный,
футбольный,
баскетбольный, набивной
мяч 3кг, теннисный мяч,
мяч для пинпонга
2
Набивной
мяч
3кг,
баскетбольный,
Футбольный,
волейбольный, теннисный
мяч, мяч для пинпонга
3
Баскетбольный, набивной
мяч
3кг,
футбольный,
волейбольный, теннисный
мяч, мяч для пинпонга
4
Ваш вариант
5
Ваш вариант