Напоминание

"Мир шахмат"


Автор: Петлина Екатерина Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 53"
Населённый пункт: ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ, СЕВЕРСК
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
Тема: "Мир шахмат"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная записка

...Не зря во все эпохи короли

Ценили мудрость шахматной игры.

И в жизни пешка может стать ферзём,

Ведомая недюжинным умом.

«Шахматы - это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее,

помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов»

вперѐд». (В.В.Путин в послании участникам Чемпионата мира).

Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время,

когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно

большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме

информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень большую роль в

формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами

способствуют

повышению

уровня

интеллектуального

развития

детей,

умения

концентрировать

внимание

на

решение

задач

в

условиях

ограниченного

времени,

анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное

внимание

ученых

было

обращено

на

школьный

возраст,

где,

как

казалось,

ребенок

приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то

теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с

ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный

мир проявляются очень рано.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В.

Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека

велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников

такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более

старших возрастов.

Доказано,

что

занятия

шахматами

укрепляют

память,

развивают

аналитические

способности

и

воображение,

помогают

вырабатывать

такие

черты

характера,

как

организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький

непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы

учат быть предельно внимательным, собранным. Шахматы в детском саду положительно

влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как

восприятие,

внимание,

воображение,

память,

мышление,

начальные

формы

волевого

управления поведением.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной

шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и

красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное

значение,

при

изучении

шахматного

курса

имеет

специально

организованная

игровая

деятельность,

использование

приема

обыгрывания

учебных

заданий,

создания

игровых

ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей

развития

шахмат.

В

простой

и

доходчивой

форме

рассказывает

о

шахматных

фигурах,

«волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и

некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает

им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с

аппетитом», –

любил

повторять А.

Франс.

Поэтому в

программе

широко используются

шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые

будут интересны дошкольникам.При обучении игре в шахматы детей 5 – 7 лет, нужно

опираться

на

общепедагогические

принципы дидактики

с

обязательным

использованием

пособий, дидактических игр, элементов физического воспитания. Главным при обучении

является формирование устойчивого познавательного интереса.

Главное

в

шахматах

мысль!

Стремление

испытывать

в

соревновании

умов

и

характеров

свои

идеи,

фантазию,

проверить

реальную

значимость

своих

планов

и

предложений – вот, что всегда делало и делает эту древнюю игру столь популярной. Шахматы

приносят людям много творческих радостей.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и

действенное, эффективное средство их умственного развития.

В

дошкольном

возрасте

шахматы

играют

важную

роль

в

развитии

ребенка.

Они

выполняют сразу несколько функций:

Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать,

просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает

много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих

способностей.

Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и

сосредоточиться

на

уроках.

Шахматы

же

вырабатывают

выдержку,

собранность,

внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к

неудачам.

Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом

сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.

Методика

проведения

занятий

включает:

рассказ

педагога,

показ,

упражнения,

тренировки, приучение детей к игре.

Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня

начинающего

шахматиста,

то

есть

освоение

правил

игры,

умения

довести

партию

до

логического конца.

Цель программы: Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Основные задачи:

-образовательные:

Формировать

устойчивый

интерес

малышей

к

игре

в

шахматы.

Способствовать

освоению детьми основных шахматных понятий

Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во

время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.

Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий,

а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

Обеспечить

успешное

овладение

малышами

основополагающих

принципов ведения

шахматной партии.

Содействовать

активному

использованию

полученных

знаний

в

процессе

игровой

практики за шахматной доской;

Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

- развивающие:

Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,

самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

Формировать мотивацию к познанию и творчеству

- воспитывающие:

Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в

своих силах, самостоятельность в принятии решений.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5

до

7

лет

и

адаптирована для детей с ОВЗ

.

Продолжительность

реализации

программы

восемнадцать месяцев (период с сентября по май месяц включительно), что составляет 8

занятий в месяц по 25-30 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю, состоят из 2

частей. Первая половина занятия теоретическая часть: работа в рабочих тетрадях (на развитие

мелкой

моторики

рук);

вторая

половина

-

практическая

часть:

непосредственное

обучение игре в шахматы.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные

(игровая деятельность).

Ожидаемые результаты после реализации программы:

К концу первого года обучения дети должны:

знать:

правила и цель игры;

основные шахматные термины;

ходы и взятие фигур;

ценность фигур;

три защиты от шаха;

простейшие способы матования;

первичные знания по началу партии;

общие сведения из истории возникновения и развития шахматной

культуры.

уметь:

читать шахматную нотацию;

предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;

правильно защищать короля от угроз;

составлять простейший план действий в игре;

ставить мат в один ход.

К концу второго года обучения дети должны:

знать:

простейшие тактические удары (двойной удар, связка);

в каких случаях партия заканчивается вничью;

"детский мат", "дурацкий мат";

основные правила игры в дебюте.

уметь:

правильно делать рокировку;

ставить "вилки" и связки;

ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);

ставить мат в один ход;

защищаться от "детского мата";

атаковать слабый пункт f7 (f2);

видеть и наносить простейшие тактические удары;

решать 1-2- ходовые задачи;

от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.

Организация образовательной деятельности.

Методическое обеспечение программы:

Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого

взаимодействия и интереса.

Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию

и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на занятии будет

способствовать

активизации

познавательной

активности

дошкольников

и

младших

школьников.

Главным

условием

результативной

работы

являются

дружеские

отношения

между

детьми

в

группе.

Педагогу

необходимо

поддерживать

положительную

эмоциональную

атмосферу как на занятиях, так и в период отдыха; добиваться применения знаний и умений

не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Методы, используемые на занятиях:

- игровые;

- репродуктивные;

- частично-поисковые;

- словесно-логические.

Основные формы занятий: беседа и игра.

Формы итоговых занятий по каждому разделу: тестирование практических умений и

выполнение упражнения для закрепления знаний.

Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на

котором будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных

в ходе работы над разделом (тестирование практических умений и выполнение упражнения

для закрепления знаний).

Техническое оснащение занятий:

Учитывая

возрастные

и

психофизиологические

особенности

детей

старшего

дошкольного и младшего школьного возраста, используемая на занятиях наглядность должна

быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.

В

качестве

обязательных

учебных

принадлежностей

необходим

следующий

набор:

демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или

блокноты.

С целью формирования элементарной ИКТ-культуры ребёнка и повышения интереса к

занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания

дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы

«Мир шахмат» – открытое занятие для родителей, шахматный турнир с детьми.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

(1-й год обучения. Дети 5-6 лет)

Сентябрь

Тема

занятия

Программные задачи

Формы работы

1

Знакомство

(Диагности

ка)

Рассказать

о

том,

чем

будем заниматься на кружке.

Вызвать

эмоциональный

интерес

к

шахматной

игре.

Выявить

знания

шахматных

фигур.

Внесение

шахматной

доски,

шахматных

фигур.

Рассматривание

картин

«Малыши

играют

в

шахматы».

2

Диагностик

а

Выявить

знания

шахматных

фигур

и

правильного расположения их

шахматной доске.

Диагностические задания

3

Шахматное

королевств

о

Познакомить,

как

возникло

шахматное королевство.

Рассказывание

сказки

«В

стране

шахматных чудес»

4

Знакомство

с

Королями

шахматног

о мира.

Познакомить

с

отечественными

чемпионами

мира

по

шахматам

(А.Алехиным, А.Карповым, Г.

Каспаровым)

Рассказать

о

выдающихся

шахматистах,

достижениях

и

победах.

Октябрь

5

«Волшебна

я доска»

Познакомить

с

шахматной

доской

Раскрасить

часть

листа

клетчатой

тетради

так,

как

раскрашена шахматная доска.

6

«Волшебны

е фигуры»

Познакомить

с

шахматными

фигурами,

показать

отличие

одних фигур от других.

Игры

с

шахматными

фигурами:

«Волшебный

мешочек»,

«Шахматный

теремок»,

«Шахматный колобок»,

«Запретная

фигура»,

«Что

общего?»

7

«Ни

шагу

назад!»

Познакомить

детей

с

правилами

шахматных

поединков.

Сказка « Ни шагу назад!» Д/и

«Шахматная

шкатулка»

(ответь

на

вопросы).

8

«Белая

пешка»

Познакомить

детей

с

пешкой.

Сказка

«Белая

пешка»

Дать

задание, самостоятельно расставить

все

пешки

на

доске

на

скорость,

называя вслух поля.

Ноябрь

9

«Превращени

е пешки»

Изучить ходы пешек.

Д/и «Что изменилось?», «Чего

не стало?» (какой пешки не хватает,

на каком поле она стояла?)

1

0

«Ход сделан,

обратно

не

вернешь».

Закрепить

основные

правила пешек.

Игра на доске «восемь полей

на восемь».

Задачи - шутки из «Шахматной

шкатулки»

1

1

«Фигура

королевской

свиты - ладья».

Познакомить

с

правилами

передвижения

ладьи.

Сказка

о

ладье

«Прямолинейная,

бесхитростная

фигура»

Показать на шахматной доске, где ее

«домик», нарядить ее, поохотиться

за

ней.

Передвигать

ладью

за

Чиполлино.

1

2

«Пешки

против ладьи».

Повторить

признаки,

особенности, способы

действий

пешек

и

ладьи.

С

помощью

схем

разыграть

разные положения. Соревнование в

двух командах

«Пешки против ладьи».

Декабрь

1

3

«Вежливые

слоны»

Познакомить

с

правилами

передвижения

слона.

Чтение

сказки

«Вежливые

слоны»

Выложить из кубиков косую

- дорожку -

диагональ.

Раскрасить

в

клетчатой

тетради

черную

диагональ из 4-х клеток.

Д/и

«На

одну

клетку»,

«Через две клетки»,

«Большой

прыжок»,

«Длинный ход».

1

4

«Ладья

против слона»

Обучить детей

последовательности

выбора хода.

Д/игры:

«Две

ладьи

против

слона»,

«Ладья

против

двух

слонов», « Две ладьи против двух

слонов».

1

5

«Могучая

фигура - Ферзь»

Познакомить

с

правилами

передвижения

ферзя.

Чтение

сказки

«Могучая

фигура

-

Ферзь»,

Д/и

«Задача

направления», «Туда - сюда»,

«Большой прыжок», «Прямо

и наискосок»,

«Длинный ход».

1

6

«Ферзь

против всех»

Показать

детям

как

взаимодействует

ферзь

с

пешками и фигурами.

Д/и

«Ферзь

против

ферзя:

белый

против

черного»,

«Ферзь

против ладьи и слона».

Январь

1

7

«И

король

жаждет боя!»

Познакомить

с

правилами ходов «королем».

Чтение

сказки

«И

король

жаждет боя!»

1

8

«И

король

жаждет боя!»

Продолжать знакомить с

правилами ходов «королем».

Д/и

«Поворот»,

«Задача

направления», «Туда - сюда», «По

всем углам», «Прямо и наискосок».

1

9

«Королей

не

уничтожают»

Познакомить

с

основным правилом короля -

«Без

королей

не

играют»

(почему

нельзя

побить

короля).

Выучить правило:

«Королей

не

уничтожают»,

«Без королей не играют».

2

0

«Королей

не

уничтожают»

Продолжать знакомить с

основным правилом короля -

«Без

королей

не

играют»

(почему

нельзя

побить

короля).

Д/и

«Опасность

короля»,

«Защита короля»,

«Прятки»

(укрыться

в

безопасное

место,

уничтожить

фигуру соперника).

Февраль

2

1

«Прыг,

скок

и вбок»»

Познакомить

с

правилами

ходов

«коня»

по

доске

и

«в

уме»

(без

передвижения коня по доске).

Чтение сказки «Прыг, скок и

вбок».

Прикладывание

шаблона

хода коня. Д/игра «Два поля прямо,

одно поле вбок»,

«Раз, два - прямо, а три вбок»,

«Раз - прямо, а два, три - вбок».

2

2

«Конь

против коня»

Показать

детям

выбор

ходов «коня».

Разыграть

несложные

положения «конь против коня» №

1-20.

2

3

«Ферзь,

ладья

и

слон

против коня»

Учить

приемам

борьбы

против «коня»

Упражнения

с

использованием схем

«Конь против ферзя», «Ладья

и слон против коня». Разыгрывание

положений №1-10

2

4

«Король

и

пешка

против

коня»

Продолжать

учить

приемам борьбы против

«коня»

Чтение сказки

«Нотация волшебной доски».

Упражнения «Выбери верный ход»

Март

2

5

«Шах»

Дать понятие, что такое

«шах». Что «шах» ставят

только королю.

Рассказать детям, что означает

«шах»

в

шахматной

игре.

Показ

схем, где объявлен «шах» королю.

Д/и «Какая фигура объявила «шах»

королю.

2

6

«Мат»

Знакомство

с

новым

понятием

«мат».

Учить

определять

на

шахматной

доске где стоит «мат», а где

нет.

Чтение

легенды

«Непобедимый». Рассказать детям,

что

означает

«мат»

в

шахматной

игре. Д/и «Стоит ли «мат» черному

королю»?

2

7

Экскурсия

в

клуб

«Горизонт»

на

шахматный

турнир.

Знакомство

с

шахматным

клубом

«Горизонт».

Знакомство

с

учениками

шахматного клуба. Наблюдение за

игрой шахматистов.

2

8

«Ферзь,

ладья и слон дают

мат в один ход»

Показать

на

примере,

как можно ставить «мат»

«ферзем»,

«ладьей»,

«слоном» в один ход.

Показать на схеме, как можно

поставить «мат» черному «королю»

-«ферзем», «ладьей» и «слоном» в

разных шахматных позициях.

Апрель

2

9

«Конь,

пешка

и

король

дают

«мат» в один

ход»

Показать на примере как

можно

ставить

«мат»

«конем»,

«пешкой» и «королем» в

один ход.

Показать на схеме как можно

поставить «мат» черному «королю»

«конем»,

«пешкой»

и

белым

«королем»

в

разных

шахматных

позициях.

3

0

«Пат»

Дать

знание,

что

означает

понятие

«Пат»

в

шахматной игре.

Д/и «Найди на схеме, где пат»

3

1

Шахматный

праздник

Обобщить знания детей

Показ презентации

«Семья и

шахматы» Командная встреча.

3

2

Шахматная

викторина

Учить

детей

использовать

полученные

знания в викторине.

Викторина

«Шахматный

король»

Май

3

3

«Начальное

положение»

Закрепить

основные

правила шахматных боев.

Викторина

«Ответь,

как

в

сказке,

сам,

без

подсказки»

Упражнения

с

шахматными

фигурами и пешками.

3

4

«Начальное

положение»

Закрепить

основные

правила шахматных боев.

Шахматная эстафета.

3

5

Диагностика

Оценить

уровень

овладения шахматной игрой.

Диагностические задания.

3

6

Диагностика

Оценить

уровень

овладения шахматной игрой.

Диагностические задания.

(2-й год обучения. Дети в возрасте 6-7 лет)

Тема занятия

Программные

задачи

Формы работы

1

Знакомство

с

историей шахмат

Познакомить

с

историей шахмат. Вызвать

эмоциональную

отзывчивость.

Рассматривание

книг:

«Малыши

играют

в

шахматы»,

«Шахматы для самых маленьких».

2

Диагностика

Выявить

уровень

освоения

детьми

шахматной игры.

Диагностические задания.

3

Рассказ

о

мудреце,

придумавшем

диковинную игру

Познакомить

с

историей

о

зарождении

и

возникновении

древней

игры.

Рассказывание

легенды

«Мудрец»

4

«Короли

шахматного

мира»

Познакомить

с

королями

шахматного

мира.

Показ

презентации

«Короли

шахматного мира»

Октябрь

5

«Проспекты,

улицы

и

переулки

волшебной доски»

Познакомить

с

черными

и

белыми

квадратами

-

полями,

с

горизонтальными,

вертикальными

и

диагональными линиями.

Чтение

сказки

«Проспекты,

улицы и переулки волшебной доски».

Д/и

«Шахматное

поле»,

«Сосчитай

квадраты»,

«Нарисуй

шахмат.

доску»,

«Вертикальные,

горизонтальные,

диагональные

линии».

6

«Волшебные

фигуры»

Закрепить

название

фигур,

показать

отличие

одних фигур от других.

Сказка

«Мурзилка

рисует

сказочные

фигуры»

Поставить

самостоятельно

рядом

одинаковые

фигуры. Д/и «Белые и черные»,

«Угадай-ка»,

«Куча-мала»,

«Пирамида»,

«Прятки»,

«Догонялки», «Школа».

7

«Тронул-

ходи!»

Закрепить

знания

шахматных

нот,

правила

шахматных поединков.

Игры

-

соревнования:

«Ноты

шахматной

доски»,

«Шахматное

лото», «Расставь на доске», «Составь

доску», «Пройди и назови поле».

8

«Белая

пешка

против черной»

Закрепить

правила

ходов пешек.

Сказка

«Ни

шагу

назад!»

Командная

эстафета

пешками

«Кто

первый?», «Белая против черной»

Ноябрь

9

«Пешечные

заповеди»

Учить

решать

логические

задачи

на

взаимодействие

пешек

друг с другом на доске.

Эстафеты Логические задания

1

«Бьем

наискосок»

Познакомить с новым

правилом

пешек

-

взятие

на проходе.

Сказка

«Бьем

наискосок»

С

помощью схем разыграть положения:

с 1по 7

«ая, я»

«Прямолинейная

бесхитростная

фигура»

Повторить особенности, ладьи.

1

2

«Пешки против

ладьи»

Учить

выбирать

из

нескольких

ходов

-

вариантов

самый

кратчайший

и,

самое

главное,

безошибочный

ход.

Решение

логических

заданий

«Шахматной шкатулки»

Декабрь

1

3

«Индийский

слон»

Учить

детей

анализировать

позиции

с

использованием

шахматной доски и чернопольных и белопольных слонов.

1

4

«Ладья

против

слона»

Научиться ограничивать подвижность фигуры партнера.

1

5

«Главный

помощник Короля»

Закрепить правила передвижения ферзя.

1

6

«Ферзь

против

всех»

Учить

детей

анализировать

взаимодействие

ферзя

с

фигурами, как спастись от ферзя, где укрыться, куда уйти, за кого

спрятаться.

Январь

«Шахматный

властелин»

Закрепить ход короля.

1

8

«Шахматный

властелин»

Закрепить ход короля.

9

«Победа

короля»

Учить детей анализировать взаимодействие короля с другими

фигурами и пешками.

2

0

«Победа

короля»

Учить детей анализировать взаимодействие короля с другими

фигурами и пешками.

Февраль

2

1

«Хитрая

фигура»

Закрепить правила перемещения «коня» на шахматной доске.

Научиться ставить «коня» сразу на конечную «остановку».

2

2

«Борьба

скакунов»

Закрепить приемы борьбы «Конь против коня».

2

3

«Ферзь,

ладья

и слон против коня»

Закрепить

приемы

борьбы

одних

шахматных

фигур

с

другими.

2

4

«Король

и

пешка против коня»

Познакомить с приемом «двойной удар» или «вилка».

Март

2

5

«Не

иди

король под шах»

Учить ставить

«шах» королю соперника, защищать своего

короля от «шаха».

2

6

«Ставим мат»

Учить ставить «мат».

2

7

Экскурсия

на

шахматный

турнир.

Продолжить знакомство с шахматным клубом «Горизонт».

2

8

«Ферзь,

ладья

и слон дают

мат в

один ход»»

Закреплять

умения

ставить

«мат»

в

один

ход

«ферзем»,

«ладьей» и «слоном».

Апрель

2

9

«Конь,

пешка

и король дают мат в

один ход»

Продолжать закреплять

умения ставить

«мат» в

один

ход

«конем», «пешкой» и

«королем».

3

0

«Рокировка».

Познакомить с новым понятием «рокировка»

3

1

Шахматный

карнавал.

Обобщить знания детей по теме «Шахматные фигуры».

3

2

«Реши этюд».

Учить детей

достигать

выигрыша

или

добиваться

ничьей,

находясь в трудном положении.

Май

33

Шахматный турнир.

Закрепление навыков ведения шахматной партии до

победы в турнире.

34

Шахматный турнир.

Закрепление навыков ведения шахматной партии до

33 победы в турнире.

35

Диагностика

Выявить уровень освоения детьми шахматной игры.

36

Диагностика

Выявить уровень освоения детьми шахматной игры.

Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе «Мир шахмат»

Первый год обучения

п\

п

Месяц

Число

Время проведе

ния

занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Место проведе

ния

1.

Сентяб рь

8

занятий:

вторник\

четверг

16.00

16.30\

16.40- 17.10

групповое

8

Кабинет

педагога-

психолога

2.

Октябр ь

8

занятий:

вторник\

четверг

16.00

16.30\

16.40- 17.10

групповое

8

Кабинет

педагога-

психолога

контрол ь зам. зав. по

3.

Ноябрь

8

занятия:

вторник\

четверг

16.00

16.30\

16.40- 17.10

групповое

8

Кабинет

педагога-

психолога

контрол ь зам. зав. по

3.

Декабрь

8

занятий:

вторник\

четверг

16.00

16.30\

16.40- 17.10

групповое

8

Кабинет

педагога-

психолога

контрол ь зам. зав. по

Второй год обучения

4.

Январь

8

занятий:

вторник\

четверг

16.00

16.30\

16.40- 17.10

групповое

8

Кабинет

педагога-

психолога

Операти вный

контрол ь зам.

зав. по ВМР

5.

Феврал ь

8

занятий:

вторник\

четверг

16.00

16.30\

16.40- 17.10

групповое

8

Кабинет

педагога-

психолога

контрол ь зам. зав. по

6.

Март

8

занятий:

вторник\

четверг

16.00

16.30\

16.40- 17.10

групповое

8

Кабинет

педагога-

психолога

контрол ь зам. зав. по

ВМР

7.

Апрель

8

занятий:

вторник\

четверг

16.00

16.30\

16.40- 17.10

групповое

8

Кабинет

педагога-

психолога

Операти

вный контрол ь зам.

зав. по

ВМР

8.

Май

8

занятий:

вторник\

четверг

16.00

16.30\

16.40- 17.10

групповое

8

Кабинет

педагога-

психолога

Операти вный

контрол ь зам. зав. По

ВМР

4.

Январь

8

занят

ий:

понед

ельни к

16.00 –

16.30\

16.40-17.10

групповое

8

Кабинет педагога-психолога

Операти вный

контрол ь зам. зав. по

ВМР

5.

Феврал ь

8

занят

ий:

понед

ельни к

16.00 –

16.30\

16.40-17.10

групповое

8

Кабинет педагога-психолога

Операти

вный контрол ь зам.

зав. по

ВМР

6.

Март

8

занят

ий:

понед

ельни к

16.00 –

16.30\

16.40-17.10

групповое

8

Кабинет педагога-психолога

Операти вный

контрол ь зам.

зав. по ВМР

7.

Апрель

8

занят

ий:

понед

ельни

к

16.00 –

16.30\

16.40-17.10

групповое

8

Кабинет педагога-психолога

Операти

вный контрол ь зам.

зав. по

ВМР

8.

Май

8

занят

ий:

понед

ельни к

16.00 –

16.30\

16.40-17.10

групповое

8

Кабинет педагога-психолога

Операти вный

контрол ь зам. зав. по

ВМР

Список литературы:

1.

Абрамов

С.П.,

Барский

В.Л.

Шахматы:

первый

год

обучения.

Методика

проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.

2.

Барский

В.Л.

Карвин

в

шахматном

лесу.

Учебник

шахмат

для

младших

школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.

3.

Барский

В.Л.

Карвин

в

шахматном

лесу.

Учебник

шахмат

для

младших

школьников в 2 кн. Кн.2. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.

4.

Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.

5.

Зайкина

В.Л.

"Каисик

в

Шахматном

королевстве".

Сборник

дидактических

сказок

для

обучения

детей

5-7

лет

игре

в

шахматы.

-

Норильск,

МБОУ

ДОД

"Центр

внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.

6.

Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков

и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.

7.

Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по

обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр

внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.

8.

И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение,

1983;

9.

Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.:

Детская литература, 1980;

10.

Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская

литература, 1985;

11.

Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт

Россия Лтд, 2004;

12.

Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б.

Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;

13.

Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В.

Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;

14.

Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер,

2009;

15.

Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина –

Ростов н/Д Феникс, 2006;

16.

Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:

Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;

17.

Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.:

Педагогика, 1991;

18.

Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г.

Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;

19.

Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.:

Астрель; АСТ, 2000;

20.

Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн

полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г.

Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;

21.

Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для

учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;

22.

Хенкин,

В.Л.

Шахматы

для

начинаючих

[текст]

/

Виктор

Хенкин.

М.:

Астрель: АСТ, 2008;

Приложение

Шахматная доска и расстановка фигур.

Прежде чем игру начать,

Много правил надо знать!

Знай, что справа от тебя

Клетка белой быть должна.

Приготовь всё для игры:

По краям поставь ладьи

Рядом конница шагает,

Слон коней тех охраняет.

Вот осталось поля два

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры,

Прикрывают все фигуры.

Заняли свои места,

Начинается игра!

Король.

Вот король – он войском правит,

Соблюдает много правил:

Он не ходит далеко

Шаг лишь делает всего.

Встаёт рядом он на клетку,

Отдаёт приказы метко.

Лишь дебют закончит ловко

Может сделать рокировку.

А без войска остаётся,

То врагам он не сдаётся.

В рукопашную идёт,

Лично всем отпор даёт.

Ферзь.

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

Конь.

Конь – коварная фигура.

У него своя натура.

Прыг да скок, и сразу в бок,

Через головы прыжок!

Делает такой кульбит-

Взвиться в небо норовит!

Вот стоял на поле белом,

Перепрыгнул между делом-

Поле чёрное под ним.

За конём следи чужим!

Слон.

Слон и воин на спине

Важны в шахматной игре.

Белопольный, чернопольный

Слон, конечно, подневольный.

Ходит он наискосок,

Делает большой бросок.

Но слонов двоих пути

Пересечься не должны.

Ладья.

А ладья – то тяжела.

Раньше башнею была.

Сверху лучник там стоит,

Королевство сторожит.

Ходит вдоль и поперёк.

Шаг ладьи тяжёл и строг.

Может сделать рокировку –

Короля упрятать ловко.

Будет домик охранять,

Часовым в дверях стоять.

Пешка.

А пехота, как всегда,

Впереди идёт она!

Пешка с пешкою плечом

Движутся всегда ладком.

Все мечтают, как одна,

Дослужиться до ферзя!

Одному лишь я не рад –

Ей нельзя ходить назад.

Ходит прямо, рубит в бок,

Не бывает ход широк.

Лишь однажды, первым ходом,

Через клетку переходит.

На проходе может сбить.

Будут знать куда ходить!

Рокировка.

Рокировку делай смело:

Шаг, ещё один шажок

Короля уводим в бок.

А теперь ладьёй шагаем,

Короля так прикрываем,

Чтобы он спокоен был –

Домик штабом послужил.

Шах и мат.

Шах и мат не путай брат.

Знает каждый – стар и млад:

Если спасся падишах-

Это будет только шах.

Если ж королю не скрыться,

Перекрыты все границы,

Значит это точно мат.

А противник будет рад!

Календарно-тематическое планирование.

Неделя N

N занятия

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

1

1

Шахматная доска.

Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы –

занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране

шахматных чудес»

Беседа по содержанию сказки.

2

Шахматная доска.

Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями.

Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться

линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе.

Чтение-инсценировка, дидактическая игра

«Да нет»

2

3

Шахматная доска

Проспекты, улицы, переулки шахматной доски.

Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование

представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение

понятия «горизонталь», «вертикаль»,

Показ, беседа.

Чтение сказки «Шахматная беседка».

И.Г. Сухина.

4

Шахматная доска.

Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей,

показывая и называя их вслух.

Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое

задание "Диагональ".

3.

5

Шахматная доска.

«Шахматная эстафета».

Отрабатывать практические навыки.

Схематическое изображение доски.

«Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле».

6

Шахматные фигуры

Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания

Чтение сказки «Чудесные фигуры» Дидактические задания и игры "Волшебный

мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?"

4.

7.

Начальное положение

Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между

горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами:

"Ферзь любит свой цвет".

Показ, объяснение.

Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

8.

Слон.

Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном

положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и

тяжелая фигуры.

Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания

"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин",

5.

9.

Слон.

Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков

Отгадывание загадки о слоне

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри

часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

10.

Слон.

Отрабатывать практические навыками.

Отгадывание загадки о слоне

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри

часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Практические навыки.

6.

11.

Ладья.

Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении,

ходами. Развивать внимание.

Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном

положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри

часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

12.

Ладья.

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры,

различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую

моторику рук.

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки»

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на

уничтожение" "Ограничение подвижности".

7.

13.

Ладья против слона.

отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое

мышление, смекалку, мелкую моторику

Дидактические задания "Перехитри часовых", , "Атака неприятельской фигуры",

"Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры, "Игра на

уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона,

14.

Ладья.

Отрабатывать практические навыками

Практические упражнения.

Загадки из тетрадки.

8.

15.

Ферзь.

Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении,

ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура»

Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые»

"Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на

уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

16.

Ферзь против ладьи и слона.

Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем.

Практические упражнения.

9.

17.

Конь.

Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении,

ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию

Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший

путь".

18.

Конь.

Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку,

ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.

Активизировать словарь. Показать позицию в которой конь ставить «вилку».

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против

коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение

подвижности".

Д/и «Секретная фигура

10

19.

Конь против ферзя, ладьи, слона

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры,

различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую

моторику рук.

Д/и «Волшебный мешочек»

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской

фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват

контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение

подвижности".

20.

Пешка «Ни шагу назад!»

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая,

слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение

пешки.

Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка"

Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный

мешочек»

11.

21.

Пешка.

Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять

стремление высказывать свое мнение.

Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака

неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".

Дидактические игры "Захват контрольного поля"

22.

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.

Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками».

Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой

деятельности. Поощрять стремление высказывать свое .мнение.

Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против

одной, одна пешка против двух, две пешки против двух). "Ограничение подвижности".

12.

23.

Праздник пешки.

Закрепить знания о том как ходит пешка, что делать если мешает своя пешка, можно ли

вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка.

Развивать находчивость , сообразительность речь.

Соревнования.

24.

Король.

Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно

означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить

правильное решение, отстаивать своё мнение.

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но

и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший

путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".

13

25.

Король.

«Волшебный квадрат»

Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре.

Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать

словарь.

Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. "Двойной удар",

"Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля",

"Ограничение подвижности".

26.

Турнир на чемпиона

Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях .Воспитывать интерес к

игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач.

Практические навыки.

14.

27.

Объяснить детям правила для играющих: « Тронул-ходи»,»Ход сделан- обратно не

вернёшь».

Формировать представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику.

Беседа, показ, практическое упражнение.

28.

Шах.

Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить,

рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания

"Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

15

29.

Шах.

Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления

умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность,

быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай

двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

30.

Шах и мат.

Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» -

двойной удар).

Практические упражнения.

16.

31.

Мат.

Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении

шахматных ситуаций.

Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна"

Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое

задание "Мат или не мат".

32.

Мат в один ход.

Закрепить представления детей о позиции «мат» Развивать быстроту реакции.

Воспитывать организованность

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое

задание "Дай мат в один ход".

17

33.

Ничья.

Формировать представлений о положении «пат» , выделение отличий пата от мата.

Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат»

Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

34.

Ничья.

Отрабатывать практические навыки.

«Загадки из тетрадки». Практические упражнения.

18.

35.

Игра в парах.

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать

усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы.

Практические упражнения.

36.

Рокировка.

Познакомить с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка.

Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать

правильность своего решения, развитию интеллекта.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание

"Рокировка".

19.

37.

Рокировка.

Отрабатывать практические навыки.

«Загадки из тетрадки». «Куда идёт король»- чтение сказки И. Сухина.

38.

Провести турнир на лучшего игрока.

Закрепить знания почему слонов надо быстрее выводить в центр.

Развивать сообразительность, находчивость.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки.

20.

39.

Тренировочная шахматная партия.

Игра всеми фигурами.

Овладение элементарными основами шахматной игры.

Воспитание морально – волевых качеств ребят.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки.

40.

Шахматная нотация

Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями.

Закрепить цифры от 1 до 8.

Практические навыки, рассматривание иллюстраций.

21.

41.

Шахматная нотация.

Закреплять знания детей о вертикальных линиях. Познакомить с их буквенными

обозначениями. Упражнять в произношении латинских букв.( A,B,C,D,E,F,G,H).

Практические навыки.

42.

Эстафета.

Закреплять умения правильно и быстро раставлять фигуры на исходную позицию

называя вслух поля на которые они ставятся.

22.

43.

Практические навыки: мат белыми в один ход

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых

ситуаций на шахмат-

ной доске.

Загадки из тетрадки.

44.

Практические навыки: лучший ход белых.

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых

ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки

23.

45.

Практические навыки: лучший ход чёрных.

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых

ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

46.

Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым

ходом по фигуре.

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых

ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

24.

47.

Шахматная партия

Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми

из начального положения.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше

начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

48.

Шахматная партия.

Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра

всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

25.

49-50

Шахматная партия

Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра

всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

26.

51.

Шахматный праздник.

Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое

мышление. Внимание, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей

с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни шахматистов.

52.

Первые ходы.

Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое

зависит от первых шагов на игровом поле.

Игры в парах.

27.

53.

«КВН» с участием детей и взрослых».

Закреплять знания игры в шахматы.

Соревнование.

54.

До свидания шахматная страна.

Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация,

рокировка.

Игра.

28.

55.

56.

Мониторинг.

Содержание программы

Первый год обучения

Введение в программу обучения. Цель и задачи курса.

Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных разделов программы.

Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ.

История шахматной культуры

Задачи: познакомить детей с легендой возникновения шахмат и с основными этапами их

развития.

Ходы фигур. Правила игры

Материал раздела позволяет детям в увлекательной игровой сказочной форме

познакомиться с шахматными фигурами и их свойствами.

Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали.

Задачи: продолжить знакомство детей с шахматами. Объяснить такие понятия, как

«шахматная доска», «белые и черные поля», «горизонтали», «вертикали», «диагонали».

Объяснить, как правильно располагается шахматная доска перед началом игры.

Изучение шахматной нотации

Задачи: повторить такие понятия, как «шахматная доска», «поля и линии шахматной

доски». Начать знакомство с языком шахмат - шахматной нотацией. Научить определять

«адрес» каждого поля. Ввести новые понятия - «диаграмма», «центр», «угловые поля».

Знакомство с шахматными фигурами

Задачи: повторить и закрепить базовые понятия шахмат, связанные с шахматной доской

и шахматной нотацией. Познакомить детей с белыми и черными шахматными фигурами.

Начальное положение шахматных фигур

Задачи: познакомить детей с начальной позицией, научить быстро и без ошибок

расставлять ее на доске.

Пешки - душа шахматной партии

Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с доской и шахматными

фигурами. Повторить названия фигур и расстановку начальной позиции. Познакомить детей с

пешкой, объяснить такие понятия, как «ход пешкой», «взятие пешкой».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.

Виды пешек.

Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с пешкой; объяснить особые

ходы пешкой - правило взятия на проходе и правило превращения пешки. Закрепить

полученные знания с помощью дидактической игры.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.

Ладья. Ходы и взятия ладьей

Задачи: повторить ходы пешкой. Познакомить детей с новой фигурой - ладьей,

объяснить, как она ходит и как бьет.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Ладья против ладьи. Ладья против пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет ладья. Познакомить детей со свойствами ладьи в

«реальном бою», то есть в двусторонней игре (на основе специально составленных

дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Слон. Ходы и взятия слоном

Задачи: повторить ходы пешкой и ладьей. Познакомить детей с новой фигурой - слоном,

объяснить, как он ходит и как бьет. Ввести такие понятия, как «белопольный слон»,

«чернопольный слон».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Слон против слона, ладьи. Слон против пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет слон. Познакомить детей с «боевыми

характеристиками» слона в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе

специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью

дидактических игр.

Ферзь. Ходы и взятия ферзем

Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей и слоном. Познакомить детей с новой фигурой -

ферзем, объяснить, как он ходит и как бьет.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет ферзь. Познакомить детей с «боевыми

характеристиками» ферзя в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе

специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью

дидактических игр.

Конь. Ходы и взятия конем

Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей, слоном и ферзём. Познакомить детей с новой

фигурой - конём, объяснить, как он ходит и как бьет.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Конь против фигур и пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет конь. Познакомить детей с «боевыми

характеристиками» коня в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе

специально составленных дидактических позиций). Объяснить такое понятие, как «двойной

удар». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Ценность фигур. Выгодно - невыгодно

Практические занятия.

Задачи: повторить ходы и взятия всех фигур и пешек. Повторить начальную

расстановку шахматных армий. Ввести такие понятия, как «ценность шахматных фигур»,

«выгодный и невыгодный размен». Объяснить, сколько «весит» (сколько «стоит») каждая

фигура и пешка. Закрепить полученные знания с помощью дидактических заданий.

Король Ходы и взятия королем

Задачи: повторить, сколько «стоит» каждая фигура, потренироваться в определении

выгодности или невыгодности размена. Познакомить детей с новой фигурой - королем,

объяснить, как он ходит и как бьет. Объяснить особую роль короля в шахматах.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Король против фигур и пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет король. Познакомить детей с тем, как проявляет

себя король в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально

составленных дидактических позиций). Повторить, что такое двойной удар. Ввести такое

понятие, как «нападение» и «защита». Закрепить полученные знания с помощью

дидактических игр.

Тесты и упражнения для закрепления знаний

Практические занятия.

Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Ходы

фигур. Правила игры».

Цель шахматной партии

Материал раздела позволит детям в увлекательной игровой форме познакомиться узнать

о цели шахматной партии.

Нападение на короля – шах

Задачи: повторить и закрепить базовые знания, полученные при изучении первого

раздела: шахматная доска, элементы шахматной доски, белые и черные фигуры, начальная

позиция, ходы фигур. Повторить материал, связанный с шахматной нотацией, отработать

навык нахождения «адресов» фигур на доске. Ввести такое понятие, как шах. Объяснить

способы защиты от шаха.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений

Три способа защиты от шаха

Задачи: объяснить способы защиты от шаха.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.

Вскрытый шах и двойной шах

Задачи: повторить, что такое шах, какие существуют три метода защиты от шаха.

Ввести понятия «вскрытый (открытый) шах», «двойной шах».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.

Мат как цель игры в шахматы

Задачи: повторить, что такое шах, какие бывают шахи (вскрытый, двойной), какие

существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятие «мат» как шах, от которого нет

защиты. Ввести понятия «победа и поражение».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.

Тесты и упражнения для закрепления знаний

Практические занятия.

Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Цель

шахматной партии».

Игра из начального положения.

Практические занятия.

Задачи: проверить качество усвоения ЗУНов по итогам первого года обучения в

процессе турнирных и тренировочных партий.

Контрольные занятия по итогам полугодия (года)

Практические занятия.

Задачи: определить уровень усвоения программного материала в ходе выполнения

теоретических и практических заданий.

Второй год обучения

Введение в программу обучения. Цель и задачи курса.

Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных разделов программы.

Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ.

История шахматной культуры

Задачи: познакомить детей с вариантами возникновения шахмат и углубить знания об

основных этапах их развития.

Повторение

Данный раздел включает в себя обобщение и повторение основного материала первого

года обучения.

Шахматная нотация

Задачи: повторить понятие «шахматная нотация»; закрепить умение определять «адрес»

каждого поля. Повторить понятия - «диаграмма», «центр», «угловые поля».

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.

Ходы, взятия и ценность фигур

Задачи: повторить ходы и взятия фигур, а также определение их ценности.

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений.

Решение учебных задач по теме "Мат в один ход"

Практические занятия.

Задачи: отработать через решение практических задач умение ставить мат в один

ход.

Сложные ходы фигур

Материал раздела позволяет в доступной форме объяснить детям такие понятия, как:

«рокировка», «ничья», «пат» и др.

Особый ход – рокировка

Задачи: повторить, что такое шах и мат. Ввести понятие об особом ходе - рокировке.

Объяснить, когда можно и когда нельзя рокировать.

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений

Ничья. Пат. Вечный шах

Задачи: повторить, что такое шах и мат. Ввести понятие «ничья». Объяснить, какие

существуют разновидности ничьей. Объяснить механизм вечного шаха, объяснить отличие

пата от мата.

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений

Тесты и упражнения для закрепления знаний

Практические занятия.

Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела

«Сложные ходы фигур».

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат одинокому королю.

Материал раздела позволяет в доступной форме объяснить детям всё, что они должны

знать о мате.

Мат в один ход: более сложные случаи.

Практические занятия.

Задачи: повторить, что такое рокировка. Закрепить знания о мате с помощью

дидактических упражнений .

Линейный мат. Мат в 2 хода

Задачи: повторить, что такое ничья, какие бывают виды ничьей. Показать простейшие

случаи мата в два хода, учить детей предвидеть события на доске на два хода вперед.

Объяснить метод матования одинокого короля двумя ладьями, ввести понятие «линейный

мат».

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений

Мат королём и ферзём.

Задачи: повторить метод матования двумя ладьями. Объяснить метод матования

королем и ферзем, изучить патовые ловушки и научиться их избегать.

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений

Спертый мат

Задачи: ввести понятие «спертый мат». Разобрать классическую комбинацию на

спертый мат.

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений

Тесты и упражнения для закрепления знаний

Практические занятия.

Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела

«Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат одинокому королю».

Защита и нападение на фигуры

Материал раздела дает возможность педагогу рассмотреть варианты защиты и

нападения на фигуры; ввести понятия «двойной удар» и «связка».

Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры

Задачи: повторить метод матования королем и ферзем. Объяснить, что такое двойной

удар, разобрать, как наносят двойной удар различные фигуры и пешки. Ввести понятие «шах

с выигрышем фигуры».

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений

Связка

Задачи: повторить, что такое двойной удар и шах с выигрышем фигуры. Ввести понятия

«связка», «полная и неполная связка», «давление на связку».

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений

Тесты и упражнения для закрепления знаний

Практические занятия.

Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела

«Защита и нападение на фигуры».

Основные правила игры в дебюте

Материал раздела дает возможность педагогу в доступной форме объяснить детям суть

понятия «дебют».

Детский мат и защита от него

Задачи: повторить тему «спертый мат». Ввести понятие «детский мат». Разобрать

комбинацию на детский мат, изучить методы защиты от детского мата. Учить детей

предвидеть события на доске на два и больше ходов.

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений

О диагоналях, по которым атакуется король

Задачи: Повторить тему «детский мат». Ввести понятие «опасная диагональ», разобрать

самую короткую партию, завершившуюся матом (в два хода). Продолжать учить детей

предвидеть события на доске на два и больше ходов.

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений

Перевес в развитии

Задачи: повторить тему «опасная диагональ». Объяснить на примерах уязвимость

застрявшего в центре короля, рассказать о методах атаки на короля.

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений

О пункте, с которого в дебюте нередко дается мат

Задачи: продолжить изучение методов атаки на застрявшего в центре короля. Разобрать

типовые комбинации с жертвой слона или коня на f7. Объяснить методы атаки на короля,

совершившего рокировку, показать на примерах уязвимые пункты позиции рокировки.

Практика: закрепить знания с помощью дидактических упражнений

Тесты и упражнения для закрепления знаний

Практические занятия.

Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела

«Основные правила игры в дебюте».

Игра из начального положения.

Практические занятия.

Задачи: проверить весь спектр ЗУНов, полученных за 2 года обучения, в процессе

турнирных и тренировочных партий.

Контрольные занятия по итогам полугодия (года)

Практические занятия.

Задачи: определить уровень усвоения программного материала в ходе выполнения

теоретических и практических заданий.

Методика обследования уровня развития умений

и навыков детей.

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет

пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля,

вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет

шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых

ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания,

кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка

развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками

счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие,

внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их,

рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в

пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка»,

«шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические

фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей,

уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка

развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в

умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть

их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает

понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических

фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает

геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,

показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не

знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

Не умеет записывать шахматные партии.

Дидактические шахматные сказки

Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.

– М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-

выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5. Сухин И. От сказки

– к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-

выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993. Сухин И.

Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. Сухин И.

Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному

чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И.

Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

Аматуни П. Королевство Восемью Восемь. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля //

Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978. 10 Добрыня, посол

князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране

деревянных королей. – М.: Малыш, 1982. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король. Медведев

В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу

и семидесяти искусств мало (узбекская сказка). Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е.

Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973. Сухин И. О

злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка

о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра. Ильин Е. Приключения Пешки.

– М.: ФиС, 1975. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир. Никитин В. Чья армия

сильней? – Красноярск, 1977. Сухин И. Волшебная игра.

Художественная литература для детей по шахматной тематике

Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л.

Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин

Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.

Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М.

Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин

И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5. Томин

Ю. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е.

Приключения шахматного солдата Пешкина.

Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками

Дидактические игрушки: "Горизонталь – вертикаль", "Диагональ" (материал – плотная

бумага, ватман, картон). Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные

картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. 11

Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль,

диагональ). Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а

также фигур, расположенных на белых и черных полях. Летающие колпачки (около гнезд

нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность). Шахматная доска –

куб с

Методическое обеспечение Дидактические игры

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий

шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной

доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные

фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны

догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди

называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо

названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются

угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они

похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую

фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно

расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и

спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог

произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и

бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний

план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог

играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).

Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные

на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются

заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не

становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной

доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных

фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой

маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под

ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь

определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью

уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом

запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих

сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную

фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить

незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных

они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с

«заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:

стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:

дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения.

Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных

случаях.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он

играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя

своими ходами



В раздел образования




Яндекс.Метрика