Автор: Сидорова Екатерина Сергеевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ФГКОУ "Екатеринбургское суворовское военное училище" МО РФ
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Раздел: полное образование
Сидорова Е.С.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Никакую учебную деятельность нельзя представить без оценки.
Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит главным
средством воздействия учителя на учащихся, является сложным, мощным и
тонким орудием.
Используя ту или иную меру воздействия, учитель, по утверждению
К.Д.Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, то
есть действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее
ждет.
Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны, безусловно,
соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический
опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт.
Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он
при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в
следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех
детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато
нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя
и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка. Главное, что должно
определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо
от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), -
это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.
Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от
системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной
деятельности,
но
и
от
уровня
самооценки.
Влияние
успеваемости
школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают
значительные затруднения в усвоении программного материала, получают
чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится
на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение
между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. Тот,
который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех
в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию
успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих
детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их
работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства
неполноценности.
В практической деятельности мною был выработан определенный свод
принципов
оценивания
обучающихся,
который
по
нашему
мнению
направлен на создание ситуации успеха каждого школьника и служит
мощным фактором развития мотивации к обучению.
1.
Оценка служит главной целью, она стимулирует и направляет
учебно-познавательную деятельность школьника. Каждую отметку стараюсь
прокомментировать, дать содержательную оценку каждому этапу работы
ученика. Ведь совершенным процесс учебно-познавательной деятельности
является только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех
ступенях (прием «Ожидание лучших результатов»).
2.
В учебной деятельности сравниваю детей не друг с другом, а
успехи каждого ребенка, по сравнению с его предыдущими достижениями,
при этом обращаю внимание ребенка на отношение к учению (поддержать
слабого, не давать расслабляться сильному) (прием «Эмоциональный
всплеск»).
3.
При
оценивании
ответов
учащихся
использую
взаимное
рецензирование, при этом прошу школьников отмечать достоинства и
недостатки одноклассников, высказывая мнения об оценке. После такого
приема, как рецензирование, учащиеся уже более адекватно самостоятельно
анализируют свою работу, оценивают свой ответ (приемы «Эврика», «Линия
горизонта»).
4.
Стараюсь
создать
ситуации,
актуализирующие
самооценку
ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее
сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на
собственные способы действия, таким образом созданная ситуация успеха
позволяет повысить самооценку учащихся (прием «Эврика», «Ожидание
лучших результатов»).
5.
При необходимости использую прием авансирования, что
позволяет побудить слабого ученика к углубленному изучению предмета,
повысить усидчивость. Практика показывает, что приемом авансирования не
следует
злоупотреблять,
чтобы
исключить
появление
завышенной
самооценки учащихся и, как следствие, недоработки, недоучивания (прием
«Даю шанс»).
6.
Иногда для повышения навыка самоанализа целесообразно
пользоваться определенными техниками анкетирования или работать с
некоторыми разделами портфолио, где учащиеся по специальной схеме
делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру
усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные
моменты работы (прием «Эврика»).
7.
Предлагаю
детям
самостоятельно
оценивать
классные
и
домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как
работы
проверил
и
оценил
учитель,
необходимо
обсуждать
случаи
несовпадения оценок (прием «Следуй за нами»).
8.
Использую похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную
самооценку (прием «Эмоциональное поглаживание»).
Радость совместной работы не должна омрачаться переживаниями за
допущенные в работе ошибки. Отношение к ошибкам нужно изменить. Ведь
ошибка – это не трагедия (хотя может стать таковой, если учитель к ней
именно
так
относится),
ошибка
–
ключ
к
развитию,
к
самосовершенствованию. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Обращаю
внимание на выполнение работы над ошибками, в которой учащиеся
прорабатывают свои ошибки, объясняют их.
1.
Еще
в
начале
работы
с
контрольной
группой
детей
я
практиковала систему разноцветных пометок. Обнаруженные ошибки в
работах учащихся сначала исправляю (зачеркиваю и надписываю верную
букву) разноцветными ручками. Детей сразу интересует вопрос: «Почему
исправлены ошибки разным цветом?». Не стоит им сразу раскрывать все
секреты, пусть поразмышляют. Уже на следующий день они поймут, по
какому принципу используются разного цвета пометки. К примеру,
некорректно написанная буква исправляется красной пастой, неправильное
написание большой буквы в словах – зеленой и т.д. Дети, как бы играя, раз за
разом,
не
просто
классифицируют
ошибки,
они
совершенствуют
орфографическую зоркость, тренируют память, развивают внимание. Как
только дети пресытились такого рода работой с ошибками, мы переходим на
следующий уровень.
2.
Подчеркивание ошибок, не исправляя на правильное написание.
3.
Подчеркивание слов, в которых допущены ошибки.
4.
Пометка на полях (цифрой), какое количество ошибок допущено
в записях это строки.
5.
Подчеркивание учителем предложений, в котором допущены
ошибки.
6.
Указание в конце письменной работы (текста) или абзаца общего
количества допущенных ошибок.
Хочу отметить, что переход на новый уровень указания на ошибку не
обязательно осуществлять всему классу одновременно. Полезно подмечать
готовность каждого ученика к такого рода переходу.
Необходимо уточнить, что кроме интереса, который проявляют дети к
таким исправлениям ошибок, еще это украшает письменные работы (если
ошибок много) и воспринимается детьми как игра. А именно игра вызывает в
детях радость, интерес, приносит им удовольствие и чувство удовлетворения,
что непременно ведет к формированию ситуации успеха и как следствие к
повышению мотивации к обучению.